песня

Песня

Вчера похоронили баяниста. Домучила-таки его болезнь, задавила астма. А неделей раньше в райцентре упокоился еще один баянист. И пусть «наш» аккомпанировал уже очень редко, все равно: насколько убавилось песни средь людей…
…Я маленькая, сижу на полатях и заглядываю через переборку, которая делит избу на «середь» - кухню и комнату. За столом на второй день «зимнего праздника» - Иванова дня – дядя Костя, высокий, немного сутулый старик, хрипловато, но твердо выводит:
А я мальчик на чужбине,
Счастья-доли мне нет…
От этой песни в носу щиплет и становится немного обидно: что же это дядя Костя в праздник поет такую печальную песню. Пел бы уж лучше «Когда б имел златые горы», что ли. И, как будто отзываясь на мое невысказанное желание, остальные гости просят гармониста сыграть частушки. Он с радостью встряхивает и гармонью, и чубом и залихватски наяривает плясовую. А уж женщины – то стараются: одна озорнее другой, да с подмигиванием «предмету» частушки, да с притопом. Кажется, что и я подпрыгиваю на своих полатях.

Лето. Поздним вечером, уже ночью, старшие сестры возвращаются из клуба, пробираются, стараясь не шуметь, на «пятра» - чердак над рублеными сенями нашего деревенского дома. И, не в силах унять радостное возбуждение, тихонько запевают:
Расцвела под окошком
Белоснежная вишня…

Я, конечно, давно проснулась, слушаю и мечтаю: вот я вырасту и тоже  буду петь с сестрами. А песне тесно под шиферной крышей, и она свободно растекается по всему «нашему концу» деревни, не пугая ночную тишину, а придавая ей особое очарование.
Какая гордость меня распирает, когда в нашем деревенском клубе мой совсем взрослый брат поет «Морзянку»:
Опять пурга качается над Диксоном.
А я думаю: «Какой огромный этот странный Диксон, если над ним пурга качается». Одна из сестер (они все старше меня) поет и вовсе что-то непонятное:
Остроконечных елей ресницы…
На слова это я уже после разобрала, а сначала было просто непонятно, но красиво.
После – школа и праздники, «даты красного календаря». Песни патриотические, пионерские, комсомольские. Песни в большом школьном хоре, когда от ощущения величины звучания сердце куда-то улетает. Закономерное участие в студенческом академическом хоре все четыре года учебы, удивительно только то, что мы, непрофессионалы, исполняли Верди:
Ты прекрасна, о родина наша!

Четвертый курс. Май. Городской праздник песни на площади за ДК им.Я.М.Свердлова. На станках – подставках – хоры всех вузов города. Мое место – на стыке с хором политеха. Исполняем с солистом оперного театра «Руки рабочих». Помните, какой мощный там припев:
Руки рабочих, вы даете движенье планете!

Весна, солнце, тепло, петь хочется. Краем глаза ловлю какие-то удивленные взгляды парней из соседнего хора. Прислушиваюсь к себе. Батюшки, да я уже не пою, а самозабвенно ору во всю мочь. Смешно, конечно, но приглушила голос.
А в родительской семье мне уже дано «право голоса» в семейном хоре, и мы вместе с сестрами (сбылась мечта!) поем мамину «Белым снегом» и папину «Погас закат за Иртышом».

Замужество. Дети. Колыбельные из маминых и бабушкиных запасов. Здесь и «заиньки», и «котик», и все, что придет в голову.
2001 год. Сразу двое из моих троих детей собрались поступать, сын – после одиннадцатого, дочь – после девятого класса. Так ушибло, что семья убудет сразу на двоих, что родилась песня.

Детям
Окончив школу, в жизнь уходят дети.
Торят тропинки от родного дома.
Они дороже нам всего на свете,
И боль за них здесь каждому знакома.

Когда сопят по комнатам детишки,
Покой и радость в материнском сердце.
Вот здесь лежат игрушки их и книжки,
Закрыть бы не спешили в детство дверцу.

Они пойдут широкою дорогой,
Пусть ждет их счастье каждое мгновенье,
Пониже будут горы и пороги,
Их оберег - мое благословенье.
Окончив школу, в жизнь уходят дети.

А потом появились песни – посвящения «Маме», «Друзьям», «Подруге детства». Как в одном из стихотворений сложилось:
Приходите меня навестить               
Все знакомые, духом родные.
Я вас чаем могу угостить               
И беседой, мои дорогие.

А когда вдруг запросит душа               
Развернуться в раздолье широком,               
Песню мы поведем не спеша               
О любви, о разлуке и сроках.               

Сердце выплеснем в песне сполна,               
После - снова придем к разговору;               
Будет жизнь нам легка, как волна,               
И судьба будет каждому впору.
В наш сельский Дом культуры идут «на спевку» женщины. Пожилые, часто жалующиеся на многочисленные «болячки», а идут. И случается чудо, как в «Бабе Мане»:
А с песней тело распрямляется,
Дает болячкам отворот.
Душа любовью наполняется
И вновь, как в юности, поет:
За печкой стариться
Всегда успеется.
И мы вас уверяем в том,
Душа на лучшее
Всегда надеется,
А будем живы – не умрем!
На районный конкурс хоровых коллективов от нашей школы был представлен хор мальчиков (школа наша не просто, а очень малокомплектная). Представляете, деревенские мальчишки в костюмах и галстуках, все, и двоечники тоже. И Песня. И они ее Поют. Конечно, первое место было наше. Как выросли тогда эти мальчишки!
Девочки тоже поют. Под караоке, на концертах. Если надо, то и частушки выдадут, да еще как!
Нет, жива песня. Пока живы мы, она жива.  Душа наша живет в песне. И лучший памятник ушедшим баянистам – живая Песня.

23.03.2012

Песни


                Баба Маня
«Как ни крути – года под горку катятся,
Кровь холодеет как вода»,-
Соседке баба Маня плачется
В ответ же слышит: «Не беда.
При клубе хор организуется,
Нас репетировать зовут.
А только песенка затянется-
И все печали отойдут»

За печкой стариться всегда успеется.
И мы вас уверяем в том:
Душа на лучшее всегда надеется,
А будем живы – не умрем!

И баба Маня шаль пуховую из шифоньера достает.
А к ней свою шубейку новую, на репетицию идет.
И с песней тело распрямляется, дает болячкам отворот,
Душа любовью наполняется, и вновь, как в юности, поет.
               Подруге
Немало лет прошло, подруга,
Как школу кончили с тобой,
И вот уже седая вьюга
Кружит над нашей головой.
И пусть летят года -
То радость, то беда,
Друзей из детства не забуду никогда.
И пусть летят года -
То радость, то беда,
Мне дружба детства - путеводная звезда.
Нам радость головы кружила.
И в карусели дивных дней
Читали, пели и дружили,
Как не приснится нам теперь.
И хорошо, что жизнь по кругу,
Как говорят, у нас идет.
Так позабыть свою подругу
Мне память сердца не дает.

                Серебряный вальс
Вновь метели серебряной пылью вокруг заметают
И леса, и поля - все родные просторы вокруг.
Говорят, что зимой вся природа опять застывает,
Только в нашей душе навсегда незабудки цветут.

Пусть в серебряном вальсе опять нас с тобою закружит,
Околдует и свяжет навек чаровница - зима.
Ты всегда для меня был возлюбленным другом и мужем,
Как и я для тебя самой верной подругой была.

Пусть виски у тебя серебром припорошены щедро,
Да и в косах моих тех серебряных ниток не счесть.
Но идут по земле наши дети дорогою верной.
В них любовь наша, верность, и радость, и совесть, и честь.

Пусть в серебряном вальсе опять нас с тобою закружит,
Околдует и свяжет навек чаровница - зима.
Ты  возлюбленным будешь навечно и другом, и мужем,
Как и я для тебя самой любящей буду всегда.


Рецензии
Галина Васильевна,Как меня тронул рассказ Песня.!Мне это близко,очень знакомо.Спасибо.Стихи хороши.Буду ждать новых произведений.

Людмила Алексеева 3   30.01.2016 21:33     Заявить о нарушении