По святым местам

Поездка в монастыри планировалась еще весной, а состоялась только в июле. В пятницу друг Алексей позвонил и обрадовал, что они едут завтра и могут взять нас с собой. Повторять не пришлось – мы с Тамарой дружно крикнули «Ура!»

Лёшина «Нива» резво наматывала километры узкого шоссе в сторону Козельска. В этом городе сделали остановку, чтобы посетить местную достопримечательность – небольшой парк, изобилующий скульптурами знакомых персонажей. Кого здесь только нет! Это надо видеть своими глазами, а лучше всего – детскими. Один Почтальон Печкин чего стоит! Очень забавно. 

1. Оптина пустынь

Но потехе час, а делу - время. Наше дело – посетить святые места, сделать побольше памятных фотоснимков и видео. И в этом плане повезло с погодой, она выдалась хоть и не очень солнечная, но для качественной съемки света хватало.

И вот мы уже минуем Святые врата Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Алексей с сыном были там не раз, поэтому они чувствуют себя более непринужденно. Мне же нелегко справиться с волнением. Достаточно представить только, что к этим стенам, к праведным старцам, живущим здесь, приезжали в свое время Гоголь, Достоевский и многие другие выдающиеся личности. Матерый человечище Лев Толстой добирался пешком, искал и находил в Оптиной духовную опору. А что найдем мы, современные грешники?

Не зря говорят: не суйся в монастырь со своим уставом. Например, женщине в джинсах и без платка там не место. Тамара об этом, конечно, знала и всё предусмотрела.

Обитель живет своей привычной жизнью. Монахи в черном заметны сразу, они изредка проходят по своим делам. Зато разноликие посетители видны всюду, куда ни кинь взгляд. Кто-то фотографируется на память, другие заворожено оглядывают архитектуру, неторопливо делятся друг с другом впечатлениями, крестятся…

И над всем этим множеством людей, ищущих покоя, исцеления, укрепления духа, или хотя бы впечатлений, льется колокольный перезвон. Эта музыка задает тон всему. Но вот колокола затихли, окончилось их малиновое звучание.

А для нас всё еще только начиналось. Алексей с Тамарой пошли в храм, где начиналась служба, а мы с Сергеем пристали к экскурсионной группе – интересно было послушать рассказ о прошлом и настоящем обители. Особенно интересно богатое прошлое. Ведь по некоторым данным монастырь был основан в 15 веке!

Слушая преданья старины глубокой, я впился взглядом в лицо рассказчика. Оно было таким приятно-благостным, мне так хотелось его заснять крупным планом… Просто руки чесались. Никто не мешал, да и сам он едва ли прервал бы лекцию при виде фотоаппарата…

Без позволения не посмел. Слишком великое достоинство проглядывало через черты этого человека в черном. Возможно, это был обычный монах, но за ним стояли и Лев Толстой, и Лев Оптинский, основавший здесь старчество, и сам Господь Бог.

В монастыре комплекс действующих храмов, среди которых один главный (он же и центральный по расположению). Это Введенский собор. Построен еще в 18 веке, то есть он там еще и старейший.

А мне особенно запомнилась церковь в честь Преображения Господня (ей нет еще и десяти лет), потому, что там мы набирали святую воду.

Экскурсионная группа переместилась к самому большому храму – Казанскому, а потом на монастырское кладбище. Это печальное место обустроено так хорошо и основательно, что находиться там приятно. Цветы, обилие зелени – все способствует умиротворению. Люди осматривали памятники, не спеша читали надгробные надписи. Впрочем, захоронения встречаются и в других местах монастыря.

Вскоре появились из храма наши истые христиане, где они успели приложиться к святым мощам и поставить свечки. Уже всей компанией мы обошли оставшиеся уголки обители, поснимали на память и архитектуру, и себя на ее фоне.

А потом бывалые паломники повели нас к Иоанно-Предтеченскому скиту, в котором живут монахи. Пройтись по прекрасному лесопарку под сенью могучих дубов, сосен и лип доставило удовольствие. Посмотрели Амвросиевский колодец, красиво выглядывающие из-за стены и зелени маковки храма, полюбовались скитскими Святыми вратами. Не знаю как внутри, но снаружи они сильно отличаются от входа в сам монастырь.

В обычные дни в скит доступа нет, всё очень строго, а ведь в советские времена там был детский санаторий. Говорят, в намоленном месте пациенты поправлялись очень быстро.

Мне хотелось получше познакомиться с Оптинским лесом. Особенно манили девственные его участки, где сохранились сосны – ровесницы тех, из которых 200 лет назад и были срублены первые постройки скита.

И такие мы нашли. Попытки друзей охватить стволы деревьев я фиксировал на фото. Вдвоем сделать это невозможно, нужен третий. Помню, сначала шли по дорожке, потом спускались по тропе в пойму Жиздры. По пути дурачились, у всех было прекрасное настроение. Ведь нас окружали такие древесные исполины, как говорится, шапка падает… Я был счастлив.

Пафнутьевский святой источник мы как-то миновали, а возвращаться назад уже не стали. Но впереди ждала встреча с Жиздрой-матушкой. На ее берегу двумя оригинальными фонтанами бьет из металлического креста вода источника, названного в честь преподобного Сергия Радонежского. Осталось только протянуть руку и омыть лицо святой водичкой. Что я и сделал.

На берегу Жиздры старая дуплистая ракита – ну как не сфотографироваться?! Да и к самой речке надо было спуститься, зафиксировать ее для потомков. Здесь она широкая! Куда ни крути, а ведь наша. Кораблик, пущенный где-нибудь от Пузановки, рано или поздно увидит проплывающим оптинский монах.


Рецензии
Об этой поездке-рассказе можно написать много, но я ограничусь двумя-тремя словами - "здорово", "красиво", "хороший язык". Спасибо, Саша!

Геннадий Никишин   07.02.2016 11:08     Заявить о нарушении