По святым местам 2
После духовной пищи – пища земная. На Оптинской автостоянке думиничские паломники принялись дружно копаться по сумкам, доставая оттуда сосиски, помидоры и прочую снедь, кто-то сбегал в палатку и набрал монастырской выпечки. Все это поглощалось с шутками-прибаутками, но довольно быстро, ведь нас ждали новые приключения.
Переезд до Шамордина не занял много времени: через полчаса мы уже стояли у входа в Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь. Этот монастырь совсем другой. И не только потому, что обитель уже для монахинь. Здесь купола не бросаются в глаза своею позолотой, а стены даже главного храма сложены из красного кирпича и не оштукатурены. Но уж поверьте, в том есть своя прелесть.
Казанский собор (он и есть главный) поражает своими размерами и величием. Я так и не смог сосчитать все его главы. Лишь позже узнал, что их 15. Храм построен в псевдорусском стиле и содержит множество декоративных элементов (кокошники, полуколонны, подзоры и т.д.) Внешняя привлекательность здания – во многом их заслуга.
Поражает и внутреннее убранство. На этот раз и я рискнул зайти под своды, которым более 100 лет. Шагнул, очертя голову, и сразу получил вежливое внушение: сидящая поодаль служительница недвусмысленным жестом дала понять, что бейсболку надо снять…
Я не спеша подошел к иконостасу, подивился на его красу и робко достал фотокамеру. Женщина в черном тихо объяснила мне, что фотографировать в храме можно только с благословения. Я не стал выяснять, у кого и как его можно получить. Предпочел убрать аппарат и продолжил осмотр.
Друзья купили свечи, зажигали их и ставили к разным иконам. Я следовал за ними сторонним наблюдателем, слегка «придавленный» непривычной обстановкой.
Но вот Тамара подвела меня к одной из икон - в честь святого Пантелеймона. Я понял, что это шанс приобщиться к церковным порядкам. Взял свечку и поставил ее целителю - надежде для всех хворых да болящих.
Интересны и красивы также другие постройки монастыря, появившиеся примерно в одно время: трапезная, дом благодетеля купца С.В.Перлова, здание богадельни с домовым храмом, Амвросиевская церковь, даже водонапорная башня, которой тоже более 100 лет. Все они составляют единый ансамбль.
На территории монастыря три источника. На одном из них, т.н. живоносном, где купальня, мы побывали. Два других (Амвросиевский и Казанский) находятся чуть в стороне. Добираться пришлось по длинной извилистой лестнице. Впрочем, спускаться вниз нетрудно, а вот поднимались с передышками.
Как и друзья, от удовольствия окунуться в холодную водичку я отказался. И только Тамара надолго исчезла в деревянном домике под зеленой крышей. Вернулась оттуда довольная и бодрая.
Мне очень понравилась смотровая площадка на лестнице. Там можно присесть и отдохнуть. И оттуда открывается прекрасный вид на пойму реки Серены.
Чем еще запомнилось Шамордино? В монастыре есть иконная лавка. Большая часть внутреннего убранства храмов выполнена там же, в обители. Сестры сами пишут иконы, вышивают бисером оклады… Имеются свои чеканная, золотошвейная и другие мастерские. Вот такие там живут рукодельницы!
Недавно узнал, что обитель, основанная в 1884 году преподобным старцем Амвросием Оптинским, в этом году отметила 25-летие возрождения монастыря и восстановления монашеской жизни. В связи с этим 24 октября пустынь посетил святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Вечером мы тронулись в обратный путь, но когда справа от дороги открылся красивый вид на Серену, Алексей остановил машину. Все как по команде вышли. Сразу за обочиной начинался крутой спуск в речную долину. А далеко справа на холме возвышались над зеленью темные купола Казанского собора. До свидания, Шамордино!
Свидетельство о публикации №216013002308
Геннадий Никишин 07.02.2016 11:20 Заявить о нарушении