Если я и имею право Мой Байкал, часть 3

          Что ж..., всё что не начинается – начинается к лучшему. Быстро загрузились в автобусы – прибалты в «Лаз», студенточки в «Паз», им мест не хватало, а про реальную вместимость и правила ( а кто тогда думал о таких «мелочах»?)  – 43 человека и рюкзаки в 28-ми местный автобусик, потому и в навалку! и тронулись. Споро и достаточно быстро проехали центр Иркутска, предместье Рабочее и поднялись на небольшой водораздел (где-то метров 350 над уровнем Ангары) в сторону речки Уды по Качугскому тракту.
          Тракт – это не в смысле асфальтового шоссе, а именно в смысле – тракт-дорога-направление.
          Ныне и до Качуга и до МРС почти везде лежит асфальт, хотя..., да что тут обсуждать..., какой это асфальт, а тогда – грунтовая дорога такой ширины, что порой была проблема разъехаться на встречных курсах грузовику и автобусу.    Про ямы-выбоены и прочая – смешно напоминать. А уж пыль дорожная, да ещё и по каштановым почвам степей тажеранского типа... – это ещё та песня, да ещё и при тех автобусах.
          Да, автобусы могли перевозить людей, но и не более того. Ни сидеть нормально (для меня всегда было и остается загадкой – какой идиот эти кресла проектировал и потом выпускал? А как на них нормально просидеть пять-шесть часов? а если 10-12?), ни ногам дать отдохнуть, ни подремать – легче сказать, чем попробовать. Но главное – это реальная продуваемость во все виды щелей-сочленений всех типов тогдашних автобусов. Зимой не спасала ни одна печка, а вот летом... – пыль. Фактически автобус был реальным большим пылесосом. Потому местные никогда не садились на переезд в светлой и цивильной одежде – смысл?   Через два-три часа с чистотой рук-лица-одежды все было однозначно ясно – самому в баню, дабы родные признали, а одежду в стирку.

          Само собой прибалты об этом не догадывались ни «ухом ни рылом». И, только автобусы тронулись, дружно достали «дежурные фляжки» и стаканчики (одноразовых тогда не было, а вот были такие «раскладные-походные» – из плоской коробочки снималась крышка и «вытягивался» сосуд на 100 грамм из набора колечек). И, тут я стал наблюдать реально для меня всё-всё невиданное в раннее моё – минимум простого сухого вина (кажется «Ркацители») и штук пять бутылок минеральной воды. Всё разводилось в разной степени и сильно и... – мы даже из города не выехали, как вся группа начала дружно петь! И все так смешно стали раскачиваться в такт мелодий! Песен было много, на непонятном языке, но одна именно тогда узналась и запомнилась – «Ах, мой милый Августин, Августин!»... И ещё запомнилось – только-только зарождавшийся в неосознанно сарказм души – толь ещё будет, когда мы с асфальта сойдём. Так и произошло...

           Первый перевал остался позади, автобусы, уже на грани перегрева двигателей, спустились в долину Уды и достаточно быстро проехали шикарную деревню Хомутово. И всё... – началось! – Качугский тракт и пылюга в не балуй...
           Как и должно, советские автобусы стали засасывать пыль в полном объеме... – в салоне водитель не видел задних кресел, а обитатели задних не видели ничего впереди... И даже в окна всё расплывалось в смазанные эффекты... – пыль главенствовала! Вот тут цивилизованные прибалты и поняли и оценили – что такое сибирские тракты в период развитого социализма. Менее чем через час смотреть на их бежево-белую отглаженную чистую одежду смотреть без слез было невозможно! особенно на фоне моей простецкой, но – проверенной и надёжно простой одежды! Тонкая брезентуха летнегеологическая – она и в Африке – брезентуха! И ментовская рубашка из синтетики. Ну и что-что на них любая пыль? да стряхнул и все дела!

           А вот далее просто нужно опустить почти всё, хотя... – так много можно написать даже просто про этот рейс! Всего от Иркутска до МРС – 254 км.  Потому прибалты и не волновались в силу своих знаний и привычек в свои дороги.  Они думали..., ну часика так три-четыре..., а я знал – минимум 8 часов, если повезёт вне поломок и перегревов движка... На тот раз получилось почти 10-ть..., ну и ладушки..., не про дороги же затеяно, сибирские... времён оно..., да и в ныне..., как и было – хрен редьки не слаще...

           Я о том, что перевернуло всю мою душу и случилось почти на исходе переезда... Это ныне дорога (даже «асфальтированная» в частично) идёт мимо Томпы и опускается к развилке на Сарму и Черноруд, а ранее дорога на МРС шла через самый центр тажеранских степей Приольхонья..., и не одна дорога, а порой местами до пяти-семи дорог субпараллельных. Даже была такая «поговорка» – «У каждого бурята в Приольхонье своя дорога»!
           Всё стянулось в уже явно еле-еле переживаемый комочек человеческого терпения... На прибалтов было жалко смотреть – какие песни, какие там «ах, мой милый...»... Посеревши-почерневшие, под слоем красновато-коричневой глины..., в жалких попытках дышать через уже почти чёрные носовые платки..., исчерпавшие почти до нуля весь запас самой что ни на есть прибалтийской выдержанности-сдержанности... – фактически большей своей частью находились на грани психологического срыва. Все мои попытки хоть как-то их растормошить и заинтересовать рассказами о местных красотах... – сизифова попытка... И вот...
          Фактически уже который раз почти закипевшие автобусы с натягом осилили последний тягун перед высшей точкой Приольхонья (гора 958 метров), в простонародье именуемой «пик Надежда», на вариантах движения по накату пересекли поперечный сухой распадок и остановились как раз в аккурат на переломной точке... – после которой начинался девятикилометровый и очень плавный, почти прямой спуск к проливу Ольхонские ворота... И открывшаяся ПАНОРАМА мгновенно нивелировало всё! Всё терпение и нетерпения, все страдания и мучения, всю пыль хоть в трёхкратном варианте... Потому КАК!

           А тут, дорогой читатель, простите за отступление и «занудство напоминания прописных истин»... Потому как – прописные истины тем и «смешны», что все их знают, но никто не видит и не слышит...
           Не буду умничать и напоминать диаметр-радиус земного шарика (а он – маленький! между прочим..., для космических масштабов..., голубой и чисто волшебный, на фоне чёрного ужаса Космоса...), а просто напомню – при таких параметрах шара, человек, находящийся на «горизонтали» может увидеть в «даль» максимально 40 км. Это реальная линия горизонта. Чуть спасает, но и осложняет ситуацию высокорасчленённая (горная) местность. С одной стороны ты видишь очень мало – близлежащие пики-хребты-долины, но вот с высшей точки (Арарат, Монблан, Джомолунгма...) – Вам реально дано видеть линию горизонта не на 40 км, а максимум до 60-65 км! И с Джомолунгмы можно опытным взглядом понять и оценить реальный радиус искривления земной поверхности. А вот, казалось бы, в идеальных условиях океана (кстати – а Вы помните, что Океан – не плоский? и что и в нём существуют "долины-горные хребты-возвышенности"? Причём с абсолютными превышениями до 200-т метров! – вот Вам и ровненькая водичка!) – ничего подобного... И лишь в очень немногих местах шарика, там, где сочетаются и «плоскотина воды» и резкий рельеф... – визуальная картина может быть фантастической!

          Впервые этот эффект я наблюдал на Сахалине..., в Анивском заливе... Сахалинские сопки – понятие достаточно общеизвестное – высокие (до километра превышения над уровнем моря), крутые, и... – одна сахалинская растительность чего стоит! Нигде в мире более не видел «венский лес из почти голубых елей»..., а только там, всего-то в 25-км от Южно-Сахалинска в сторону верховьев речки Очиха (эффект, когда, почему-то, деревья растут не строго вертикально, по направлению, противоположному силе тяжести, а строго перпендикулярно поверхности склона... – «дикая фантастика»!!! стоишь в распадке, а вокруг тайга и..., кажется, что все-все деревья на склонах вот-вот упадут тебе на дурную башку...)...
           И вот, на пляжах Анивского взморья, в тихую и солнечную погоду можно и видеть эту фантастику... «искривления пространства»... Слева "материково"-островной загиб дуги залива, над которым возвышаются сопки над невидимым Южно-Сахалинском, напротив – мысовые горы восточной «ноги» острова с еле-еле узнаваемыми очертаниями Корсакова..., а прямо и справа – гладь пролива Лаперуза..., а вот за ней..., еле-еле видимые очертания севера Японии – кажется Хокайдо... Правда, фантастика и всё тут...
           Но то дело в море-океане и его береговых зонах (причём и там таких зон – считано... на пальцах...), а внутри континентов? Да почти и нет таких мест, тем более с таким набором «контрастов в даль», как на Байкале! Эх..., даже не помню, скольким байдарочникам-лодочникам и прочим «экстремалам» я тупо спас жизнь, не отговорив, а почти матами заставив отказаться пересекать Байкал в «идеальную» погоду в самых его широких местах, но это ниже и в «спецглавах»...

           И так...
           Автобусы, уже на грани закипания, встали... Я выпрыгнул первым, через заднюю дверь... Отряхнулся-повернулся на панораму и... – далее я даже не замечал, как выползали все оставшиеся, как отряхивались, стыдливо пытались найти возможность (при видимости до горизонта! нет растительности высокой никакой!) просто отлить (потому автобус служил демаркационной линией! – мальчики с кормы, девочки с фронтальной части!), приходили в себя и... как и я... – УВИДЕВ – забывали-забывали-забывали всё и сразу и... – ВСЁ становилось неважным...

          Потому как – это была не панорама, не пейзаж... Это было реальное ВИДЕНИЕ БОЖЬЕГО МИРА...


Рецензии
Замечательный рассказ, Олег, и про дороги, и про прибалтов, и про потрясающую красоту Байкала и всего вокруг него.
Фото - просто супер!
Дали бы ещё здесь ссылку на фильм о Байкале, который недавно я посмотрела по Вашей наводке.
Интересен взгляд иностранца на наше чудо природы.
Всего Вам самого доброго.
Счастлив тот, кто долго жил в такой красоте.

Честная Спекулянтка   31.01.2016 14:24     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Ирина Николаевна!
Мне катастрофически не хватает времени, а спать, как ранее по 4 часа, увы не могу.
Но я буду восстанавливать про Байкал. Обязательно!
Глядишь и Лёпа соберётся ко мне и привезёт мой архив слайдов-негативов..., а я их обработаю по современность - оцифрую...
Вот уж где есть что показать про Байкал..., эх! и в те годы! когда там везде ещё было не просто чисто, а первозданно! - ни дорог,ни туристов,ни гостиниц,ни мусора..., а уж как рыба-то ловилась и какая! и какие там жили тогда Люди!
Ныне, а жаль... - ТЕХ нет, а нынешние... - "далече" от того уклада жизни...

С неизменным в искреннее,

Улыбающийся Пересмешник   01.02.2016 19:15   Заявить о нарушении