Надымские зарисовки. Часть 5

 Кроме работы в род.доме  приходилось вылетать в поселки района и непосредственно в ненецкие чумы, если там происходили роды. Вылетов было очень много, в любое время дня, в любое время года и в любую погоду. Преклоняюсь перед вертолетчиками, которые без страха вылетали в метель, туман-когда это было необходимо, и конечно перед фельдшерами санитарной авиации для которых это была постоянная работа! На чем летали???-старые вертолеты/при полете часто слышали скрип, скрежет  металла/я не преувеличиваю!/.,ощущался резкий запах горючего. Экипаж уходил в кабину и закрывал за собой металлическую дверь. Мы оставались в кабине вертолета , где была лавка на которой мы сидели  и напротив нас большой бак с горючим! Мы прекрасно понимали, что при любой аварии нам отсюда не выбраться и мы сгорим как свечки! Именно в это время в Салехарде разбился такой вертолет и погибла бригада медиков-врач и фельдшер!  Боялись?-Нет. Просто были молоды, старались не думать о возможных последствиях-это была наша работа. /Только  в 2000 году  один раз я попала на санитарный вертолет оборудованный всем необходимым, который только что появился в нашем городе! Надеюсь сегодня коллеги имеют все необходимое для работы  при вылетах в район./    В  кабине было очень холодно зимой, ничего не обогревалось, а ведь мы перевозили рожениц и новорожденных детей! Нас часто забирали прямо с работы и не всегда мы были одеты для такой поездки. Но знаю все мои коллеги при необходимости снимали свои шубы и закутывали новорожденных, иначе их было просто не довезти! Много было случаев, оставшихся на памяти, связанных с санитарной  авиацией!  Самые интересные случаи я расскажу в своих рассказах неонатолога.
Это были самые счастливые годы моей жизни и я никак не думала, что что- то кардинально сможет для меня изменится………………………………….
 Следующий период моей жизни связан с приходом в медицину страховых компаний .  Для меня лично это стало катастрофой. Все ради чего я жила, работала , потеряло смысл. Возможно идея была хорошая-сделать здравоохранение качественным, взять его под контроль? Но как всегда в итоге результат был противоположным. В основе угла легли деньги, а не здоровье женщин и детей!!!!!! Наша заведующая в то время Орищенко Мария Ивановна , на наше несчастье, приняла  страховую медицину  с  излишним энтузиазмом! Не знаю как в других городах, но у нас были провозглашены следующие идеи:
 Идея первая-чем больше пациентов , тем больше  страховая компания перечисляет нам денег, тем больше заработная плата сотрудников!!!!!  Ну как можно увеличить число рожениц, беременных и новорожденных? Вам кажется это не возможным, а вот и не правда!  Увеличили количество беременных и рожениц запросто!!!!!  Забили отделения до отказа! Койки стали выполнять на 120 % в родильном-то доме!!!!! Нормальный человек спросит, а как это?-женщины лежат по двое в кроватях????? Ничего подобного! Маленькие хитрости! Кто- то ушел, но числится, кто- то поступил, но не лежит в отделении так как нет свободной койки-но это мелочи!  В структуре нашего род.дома было отделение патологии беременных, куда госпитализировались женщины с различной патологией в сроке с 25 недель беременности, чтобы в случае преждевременных родов их детям можно было оказать своевременную помощь. До этого срока беременности женщины госпитализировались в гинекологическое отделение и получали необходимую помощь. Неожиданно было принято решение госпитализировать в  отделение  патологии беременных, то есть в наш род.дом., женщин с первых недель беременности и проводить обследование прямо у нас в стационаре. Дело в том, что в этих сроках женщины сами не уверенны будут ли они сохранять беременность, а главное они не обследованы и возможно наличие патологии, опасной для женщин с большими сроками беременности, так как все они  находятся в одном отделении, контактируют между собой, их обслуживает один персонал……  Беременных женщин, с малейшими проблемами, которые раньше наблюдались и лечились в женской консультации, стали в приказном порядке направлять в  наш стационар!. Койки заполнили максимально, затруднилась обработка палат-ну в общем все  сделано, чтобы больных ,а главное денег!!!!было много!!!!!То, что это может быть опасно для женщин в данный момент значения не имело!   Акушеры многие были не довольны этой ситуацией, но  недовольным указали на дверь! Потом взялись и за детей! До этого была хорошо отлаженная система оказания помощи новорожденным! Все детки с малейшими проявлениями инфекции сразу переводились из род.дома в хорошо оборудованное отделение патологии новорожденных, которое находилось в другом здании основного стационара. Тяжелые дети переводились в это же отделение после стабилизации состояния на долечивание. Это давало хорошие результаты, показатели 2000 года были одни из лучших на Ямале. Но ведь переводя ребенка мы переводим и маму-то есть теряем койки! Мария Ивановна решила изменить эту ситуацию. На этаже, где располагалось отделение патологии беременных, она решила еще открыть отделение патологии новорожденных, чтобы здесь долечивать детей  ,а под тишок и мам, которые подлежали лечению в других стационарах. Тем самым на одном этаже  было решено собрать беременных, в том числе не обследованных, тяжелых  детей/для помощи которым на этом этаже у нас ничего не было!!!!,.а иногда  инфицированных детей и мам-зато койки все будут наши! Но вот здесь нашла коса на камень. Чтобы открыть такое отделение нужна была подпись заведующей отделения новорожденных, то есть моя, а я отказалась подписывать !!!!!!!На мою сторону встал только один неонатолог Александровский А. А., остальные просто заняли позицию невмешательства, что позволило просто начать травлю-приказы, проверки-любыми путями нужно было добиться своего. Я не осуждаю своих коллег, так как знаю , что они работали честно, искренне помогали детям, но ссорится с начальством ,риск потерять работу и деньги перевесили в тот момент!!!!!
 Идея вторая-экономить на всем , на чем только можно! Я согласна, что к сожалению мы еще не научились пользоваться государственным имуществом  как  своим! Это касается в первую очередь расходного материала-перчаток. ваты. марли……Контроль нужен! Но когда было провозглашено в ординаторской- если женщина не жительница Надыма, а еще патче не России, то-----дорогостоящие препараты не использовать и из листов назначений просто вычеркивались нужные ребенку лекарства .  По приказу Марии Ивановны стали отказывать в вылетах в район к не местным женщинам и их малышам не зависимо от тяжести состояния! До сих пор на памяти случай: Поступила женщина из района. Муж был русский, прописан в нашем районе, а жена украинка. / Это ведь был период, когда распался Советский Союз и была большая неразбериха-люди метались и решали где им в последующем жить и какие паспорта получать!/ Рожать она собиралась уехать к себе на родину. Однако в сроке 30 недель у нее началась родовая деятельность и она оказалась у нас в род.доме. Роды протекали тяжело , была сделана операция кесарево сечение, за которую папа был вынужден заплатить  большие деньги . Но потом  тяжеленную женщину через 3 дня с трубками в животе выписали на участок, так как денег в семье больше не было! Но на этом кошмары для этой семьи не кончились! Ребенок родился крайне тяжелый, нуждался в дорогих препаратах и дыхательной аппаратуре.  Денег за детей официально больница не брала, но нам было приказано , не гласно-все дорогостоящие препараты убрать и аппарат отключить-зачем тратить деньги и время на безденежного и бесперспективного ребенка!!!!!!!! Аппарат мы не отключили! Лечили так, как считали нужным, ночью тайком пускали к ребенку маму и перевели его благополучно на долечивание ,/ через год мама приезжала к нам со здоровым улыбчивым малышом, который на удивление оказался  абсолютно перспективным!!!!! /.В этот момент как никогда я надеялась на поддержку своих коллег, но,,,, Нас начали наказывать деньгами-всем давали премии, а нашему отделению нет, ведь при желании всегда можно найти обоснование……Один в поле не воин, к сожалению. Поняв, что я одна ничего изменить не могу, что мои сотрудники из за меня страдают материально да и морально, а я  в таких условиях работать не могу, так как я сознательно буду подвергать жизнь малышей опасности, я приняла самое страшное решение в своей жизни-я написала заявление и сама ушла в никуда со своей любимой работы!!!!!  На тот момент я отработала в род.доме 20 лет! Даже приход на мои проводы, который был у меня дома, был подвигом для сотрудников. Каждый , кто пришел ко мне и поддерживал меня, рисковал иметь большие неприятности на работе. Я не жалею ни об одном дне ,проведенном в род.доме! Жалею только, что в род.дом как и во всю медицину пришли дельцы, у которых в глазах только пятаки! Ну а люди есть люди-им нужно жить, кормить свои семьи, поэтому деньги решают все!!!!! В этот период жизни меня поддержали Репина Светлана Петровна , Кольцова Надежда Андреевна, Александровский Александр Александрович, который довольно быстро так же ушел из роддома по тем же причинам!-я очень благодарна моим коллегам и настоящим друзьям. Меня поддержали в семье и помогли пережить этот очень сложный период в моей жизни.!!!!!Жизнь продолжалась и нужно было снова искать свое место в жизни!

 Я иногда задумываюсь! Может быть это я была не права? Многие в то время меня не одобрили,не поняли и даже посчитали,что я предала свое любимое дело и среди них были мои очень близкие друзья и коллеги!!!!! Может нужно было быть гибче,как то приспосабливаться к новым веяниям????Но я знаю одно-что другой бы я не стала,а самое страшное  для работы -это разлад в коллективе,когда все должны быть как одно целое!!!!  Я  рада,что самый активный период в моей жизни не пришелся на это смутное время,мне не пришлось изменять своим принципам,своему пониманию отношения к любимой работе. Время  все поставит на свои места и покажет кто был прав. Но пока я не вижу ничего хорошего от тех изменений,которые произошли в здравоохранении за последние годы и Надым не исключение!!!!!!!


Рецензии