Свободное и обязательное

Когда-то в далёком прошлом преподавала русский язык и литературу дама немолодого уже возраста, неопределённо выглядевшая в этом отношении,  вследствие своей очень невзрачной внешности. С тросточкой входившая в класс, она влюблённо в свой предмет фанатично давала знания, а также, с не меньшим фанатизмом, требовала их усвоения с последующими проверками сего.

Не умеющая улыбаться, быть легче в общении с учащимися и коллегами, без крепкого семейного тыла из-за леденящего отсутствия личной жизни, носитель великого и могучего, не была лишена творческих идей и помыслов разбудить в своих школьниках литературные наклонности, задействовать их природные данные для проявления таланта, а так же хотела дать всем юным личностям навыки творения своего слова...

В её учительстве было нечто демоническое, с одной стороны огромное желание научить всему тому, чем владела, с другой стороны не оставить без внимания никого, с его или обычностью школьника, или посредственностью, или безразличием, или талантом, или ничегонеделанием, а с другой стороны Она уходила в творчество великих магов слога и пера, зачастую не умея увлечь юных чад красотой и глубиной великой литературы.

В те времена советской системы никто из учителей с заслуженной репутацией не отрывался далеко от утверждённой и всесоюзно внедрённой школьной программы, а эта дама вдруг задавала на дом сочинить некоторые четверостишия на названную тему, чем озадачивала и школьников, и их родителей, а также многих, кому жаловались оные в связи с таким творческим заданием. Основная масса школьников и в прозе, и язвительными рифмовками выражали своё отношение к учителю, но ведь их же на сдашь ей для получения оценки!?

И это стихотворчество на портрет “учительницы-мучительницы” было закулисным и часто непотребным, и неизвестно, догадывался ли педагог о той бурной цепной реакции рифмоплетения за её спиной, вовсе не возвышающего её образ...

А на уроках в классе вообще с трудом удавалось услышать стихи на заданную на дом тему, и школьники находили уйму причин, в силу которых не выполнили домашнее задание и не представили ни одной рифмованной строчки...

В тех классах, где существовала “угроза” быть поэтом для оценки, было много недовольных и “училкой”, и её заданиями... А в тех классах, где никогда не давались такие творческие задания по пробам пера в рифмовальном озарении, даже завидовали своим собратьям по школьному бытию, случайно узнав о том, что происходит у них на уроках литературы, сравнив со своими "сорокапятиминутками", даже восхищались тем, что многим школьникам можно было сочинять стишки и за это получать хорошие оценки, если войдут в струю предложенных тем...

Да, в каждом классе были те, кто могли оценить творческий порыв их, внешне довольно серой, учительницы, но это были единицы. Основная же масса сидящих за партами зло и грубо критиковала методы и формы преподавания литературы в школе и даже глубоко ненавидели и предмет, и “литераторшу”.

Время показало, ЧТО было важным на уроках литературы. Безропотно слушать и пересказывать биографии писателей и поэтов, заученно характеризовать героев программных произведений,  читать наиузусть только зАданные произведения, или всё же, ещё за партой, попробовать себя в стихотворном жанре, увидев и виртуозность буриме в разных ситуациях, или в написании сочинений на свободные темы, проявив свой стиль мышления и обнажив суть уже сформировавшееся их credo на тот школьный момент...

Обязательное подавляло свободное..., но только не в школьных владениях той, кто инициировала в школьниках порыв к вербальной композиции ...


Рецензии
Здравствуйте, Дана! Все зависит от учителя. Благодаря учителю можно полюбить или возненавидеть учебу вообще. Учитель может вести к свету знаний, а может завести и в непроглядные дебри...

Олег Литвин 2   11.05.2018 20:49     Заявить о нарушении
Да, я разделяю Ваше видение роли учителя. Благодарю.

Дана Дрон   15.05.2018 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.