Саша

  Шёл 1954 год. Весной закончил 6-й класс мужской школы №2,  это угол ул. Профсоюзной и Индустриальной. Напротив, по ул. Пионерская располагалась женская школа №3. Её сейчас нет, одно время там было мед. училище, а потом школу снесли. Эти две школы объединял общий школьный двор. И вот нам, ребятам, доставляло большое удовольствие, особенно зимой, после уроков, а учились в две смены, гоняться за девчонками, валять в снегу, развязывать банты и пр. шалости. Иногда получали сдачу, портфелем по голове, но это не смущало.
              Запомнилась реакция родителей и особенно мамы.
              «Ты откуда такой взъерошенный?» - спрашивала мама
              «С девками воевал» – отвечал.
              «Валя, запомни! Девки на барском дворе, а у нас девочки. Понял?» - говорила. Да, ещё и лёгкого ползатыльника даст. Так, для порядка.
              Такая воспитательная работа запоминалась на всю жизнь. Не тумаки, а рассудительный тон и уважение к окружающим. Кстати, за всё время моей учёбы, родители ни разу не были на родительских собраниях. Необходимости такой не было, школа справлялась сама, у родителей в то время были другие заботы.
             И вот летом 1954 года узнали, что мужские и женские школы объединяют. Реакция было спокойной, обуревало любопытство. Меня перевели в школу №7, бывшую женскую, по ул. Полярной.
             И вот 1 сентября. Я записан в 7-б класс. Всё как-то необычно … Девочек больше, чем ребят. Тогда ещё единой формы не было, но все девчонки были в белых фартуках, ребята в белых рубашках, а пионеры с пионерским галстуком. Меня приняли в пионеры в 1950 году. Я никогда столько одновременно девочек не видел, и это было необычно и интересно. Ребята кучковались с ребятами, девочки естественно с девочками.
             Была торжественная линейка. Директор школы поздравила всех с началом нового, и в какой-то мере необычного, учебного года. После звонка разошлись по своим классам.
             В классе было три ряда парт и классный руководитель, она же и наш учитель  географии, рассадила всех так, чтобы за одной партой были мальчик и девочка. Ребят было значительно меньше, поэтому на всех нас не хвалило. Мне кажется, что девочки особо то и не переживали. Для них это тоже был своего рода стресс.
             Меня посадили в среднем ряду на первую парту, может потому, что я из ребят был самый маленький, но не самый тихий. А соседкой по парте стала красивая девочка, похожая на Мальвину, только в очках. Звали её Саша. Она меня стала называть Валик. Почему так? Не знаю, мне было всё равно.
             Вообще-то я освоился быстро, да и соседка была, как сейчас говорят, коммуникабельная. Мы быстро нашли общий язык. Училась она только на «5», т.е. была круглой отличницей. Списывать у себя не разрешала, хотя я был твёрдый хорошист, но были и тройки, и двойки.
             Заставляла всё делать самому, за что я ей до сих пор благодарен.
С первых же дней в классе, сначала не официально, образовался актив; среди ребят это, Миша Овчинников, Витя Замятин, Валера Тищенко, Вова Андреев. Среди девочек: Валя Слузова, Регина Винер, Валя Сагайдачная и, само собой разумеется, Саша.
             На первом же классном пионерском собрании её единогласно избрали председателем Совета отряда, я был избран звеньевым. Потом уже на общешкольном пионерском собрании я был избран членом Совета дружины школы, что давало право Саше и мне носить на рукаве по две нашивки красного цвета.
             Домашние шутили: «Не успел Валька в женскую школу перейти, сразу сержантом стал».
             По сравнению с учёбой и жизнью в мужской школе №2, моя общественная активность в школе №7 значительно возросла. Вместе с Сашей в классе организовали хор. Она училась в музыкальной школе, играла на пианино и это помогало. Я «слухач», больше занимался подбором песен и общим руководством. Выступали на школьных вечерах. Особенно производили впечатление песни:
             - «Вася-Василёк».
             - «Скажи-ка, дядя, ведь недаром …».
             Часто, почти регулярно, собирались дома у Вали Слузовай и у Саши. Помимо уроков, общались и делились какими-то соображениями. Запомнились Сашины родители, очень обаятельные и душевные люди, особенно Сашина мама. Был у неё ещё брат Андрей, но тогда он был маленький и с нами не общался.
             Самой яркой страницей моей школьной жизни был, пожалуй, 1955 год. И не потому, что я закончил семилетку и получил свидетельство. Совсем другое. В 1954 году на экраны страны вышел индийский фильм «Бродяга» с Раджем Капуром в главной роли. Это был взрыв популярности. Песни из этого фильма звучали из всех репродукторов. Индия стала для СССР сверхпопулярна, да, и визит Джавахарлала Неру с дочерью Индирой, этой популярности только добавил.
             Дома у нас была приобретена пластинка с песней из кинофильма «Бродяга» в исполнении, тогда очень известного, Глеба Романова. Он её исполнял на языке хинди, как и Радж Капур.
             И вот я, десятки раз прокручивая патефон, переписал эти слова незнакомого мне языка и вызубрил. Да, так, что до сих пор помню.
             Поделился с Сашей, напев ей «авара гу …» от начала до конца. Мелодию не исказил, всё чётко. И тогда она предложила  подготовить      этот номер для вечера советско-индийской дружбы, который скоро состоится в школе.
             Я сейчас уже не помню, в каком месяце это было, но вечер такой состоялся весной 1955 года. Саша подобрала на слух эту сложную индийскую мелодию на пианино, а я спел, как заправский индус.
             Успех был оглушительный. Я чувствовал себя Раджем Капуром. Даже учительница немецкого языка спросила, почему у меня по немецкому языку только тройка.
             В том же 1955 году Сашу приняли в комсомол, и она носила комсомольский значок вместе с пионерским галстуком, как председатель Совета отряда. Я ей очень завидовал. Меня приняли в комсомол спустя год.
             Сейчас она конечно не Саша, её никто так не называет. Её сейчас зовут Александра Николаевна Ветрова, но для меня, как и прежде, она так и осталась, Саша.
 


г. Северодвинск
январь 2016 года


Рецензии