Пастыри Глава 5

Глава пятая

Когда Мехесу было семьдесят, Лаакан, только вступивший в должность верховного мага, взял его и ещё несколько лучших учеников с собой в город людей. Лаакан, будучи одновременно управляющим магом Северной цитадели, один раз в год должен был посещать снабжающий город, знакомиться с жителями, выслушивать их пожелания и проверять, не опустились ли люди ниже приемлемого уровня.
    
Первый шок юный Мехес испытал, когда увидел, на чём им предстоит добираться до города: у ворот стояла крытая телега на деревянных колёсах, две рыжие лошади лениво помахивали хвостами над грязными  крупами, и разило от них на сотню метров. Как и от тощего бородача, правящего телегой. По меркам людей средство передвижения было более чем достойным, но Мехес содрогался от одного запаха.
- Почему мы не поедем в карете? – спросил Мехес, когда они влезли в телегу и устроились на обитых мягкой тканью деревянных скамьях.
- Чтобы вы лучше поняли, как живут люди.
- Но можно было хотя бы левитируя добраться до города?
- Даже опытнейшие маги не могут левитировать дольше десяти часов, а до города почти неделя пути, - ответил Лаакан. – К концу дороги, даже при условии, что будешь отдыхать каждые несколько часов, ты умрёшь от истощения.

Целую вечность они тряслись в деревянной развалине. Это была настоящая мука. Уже к середине первого дня у Мехеса нестерпимо болело всё тело, вонь выводила из себя, и хотя другие испытывали то же самое, ему казалось, что только он один так страдает. Когда они прибыли на место, Мехес едва смог слезть на землю. Мышцы ныли, суставы скручивало, голову будто оторвали от тела и приставили назад, от переутомления его мутило, и об обратной дороге не хотелось даже думать. Но тут он испытал второй, ещё более страшный шок – он увидел город людей.

Серая, холодная глыба встретила их равнодушным взглядом бойниц. Решётка поднялась, за ней и ворота – как зев беззубой старухи, - пропуская магов в очень широкий проход с несколькими воротами поменьше, которые охраняли стражники.
- Начнём с начала, - улыбнувшись ученикам, сказал Лаакан, – с внешнего города. Там живут ювелиры. Бесполезные люди, но и они, тем не менее, живые существа.
И мальчишки пошли за верховным в самую клоаку человеческого города.
    
Ничего более отвратительного Мехес не видел ни до этого, ни после. Грязь, помои, испражнения, рвота… Пьяные валялись повсюду прямо в этой ужасающей смеси. Те, кто ещё стоял на ногах, смотрели с ненавистью из под немытых, кишащих вшами волос. Угрюмые женщины были так же грязны и уродливы, как всё вокруг, да ещё и одеты, как мужчины. Хотя одеждой это нельзя было назвать – рваные дерюги, плохо обработанные  лошадиные и коровьи шкуры, ороговевшие ноги босы. Жилища представляли собой хлипкие сооружения из подгнивших досок. Щели в стенах были такие, что с улицы можно было без особого труда наблюдать за тем, что происходит внутри. Лаакан ступал впереди, творя заклинание. Жижа под ногами магов превращалась в твёрдый, сухой грунт, так чтобы они не измазались, но Мехес, содрогаясь всем существом, инстинктивно запахнул свой великолепный кардиган и шёл так, прижав руки к груди. Смрад стоял непередаваемый, визжали и хныкали дети, отовсюду были слышны стоны и брань. Увидев драку, Лаакан крикнул:
- Довольно!

Двое мужчин повернули в его сторону измазанные кровью лица. Один плюнул себе под ноги и ушёл, но второй остался и глядел исподлобья, зло скривив разбитый рот.
- А что, под контроль меня возьмёшь? Да бери. Говорят, жрачка в поселении нормальная. Всё лучше, чем жить в дерьме.
Лаакан молчал, не отводя взгляд. Мужчина усмехнулся и пошёл своей дорогой. На полпути он обернулся и заорал: «Чтоб вы все сдохли!». Мехеса передёрнуло.
    
Когда они вышли из внешнего города, верховный стал диктовать помощнику:
- Кайл, Тибор, Суна, Маниар, Катарина…
- Они будут взяты под контроль, да? – спросил Мехес.
- Да. – Ответил ему Лаакан.
- А тот, что кричал на нас?
- Это Кайл.
- Мне жаль этих людей, - произнёс один из учеников.
Мехес разозлился.
- Ну ты и дурак! – бросил он. – Они могли бы не пить свои одурманивающие помои, могли бы не гадить на улицах и помогать друг другу, но раз они не способны даже на это, то и не заслуживают большего, чем выгребная яма!

Лаакан улыбнулся уголками губ.
- Мехес в целом прав. Нищета – плод того общественного строя, который люди выбрали для себя. Творцы дали им свободу самоорганизации, позволили выбирать. Они тут же стали решать, кто главный, и вот к чему пришли. Маги не творцы и вмешиваться в естественный ход эволюции не будут, так как не вправе. Однако из милосердия и потому, что на нас лежит ответственность за сохранение порядка в мире, мы позволяем людям обеспечивать нас необходимым, чтобы в их существовании был прок, а некоторым – учиться у наших лекарей искусству врачевания без магии. Среди людей встречаются и опасные особи, совершенные дикари… Таких приходится брать под контроль и выселять за пределы городов, ибо они сеют страх, ненависть, разврат и насилие. Поэтому не надо их жалеть. У людей куда больше свободы, чем они сами думают. Вот эта реальность, - Лаакан обвёл рукой обшарпанные каменные стены, - создана ими и никем другим.
    
В районах мебельщиков, гончаров, ткачей было не так ужасно, как во внешнем городе, но хватало и пьяниц, и замученных женщин, и грязи, и сопливых, оборванных детей. После посещения каждого района Лаакан пополнял свой список. Во внутреннем городе было не так много мрачных лиц, вполне чисто, небольшие, но красивые кирпичные дома, даже деревья росли, был разбит сад и женщины похожи на женщин, но все здесь лебезили и пресмыкались перед магами, вызывая у Мехеса отвращение и презрение. Их принимал один из самых влиятельных фермеров. Он устроил богатый ужин, но Мехес не мог заставить себя есть и только ковырял в тарелке. Фермерское семейство умильно улыбалось, глупо шутило и наигранно смеялось весь вечер, а когда наступила ночь и Мехес остался один в гостевой спальне, он не смог сомкнуть глаз. Перед его мысленным взором сменяли друг друга отвратительные картины, которые он увидел за этот бесконечный день. Покрытая оспинами луна таращилась на него, мальчишку, стоящего у окна, и под её взглядом Мехес чувствовал, как внутри у него что-то ломается.

«Пьют какую-то дрянь и валяются в нечистотах, как свиньи, - думал он. – Не ценят свою жизнь, не стремятся созидать… Лучшие из них готовы унижаться перед каждым, кто сильней. Зато самые никчёмные мнят себя едва ли не творцами! Для чего они живут? Какое равновесие поддерживают? Дикари! Нет, хуже – грязные животные, скоты, не знающие ни любви, ни красоты, ни искренности, ни страсти к познанию, ни творческого огня… Святые элементы! Они зло. Их города – смердящие  трупы, кишащие червями. В них нет и зачатка той мудрости, той животворящей силы, которую хотели вложить в них Творцы! Зитар-мятежник был прав… Неудивительно, что элементалии отвернулись от нашего мира. До тех пор, пока на его теле гноится такая язва, ни о какой гармонии нельзя и мечтать…»
    
Наутро, прометавшись всю ночь в полусне-полубреду, Мехес вышел из дома фермера, неся в груди сердце, наполненное болью, злобой и ненавистью. Боль и злость он чувствовал оттого, что его сознание отказывалось понимать, как можно так бездарно, бессмысленно и тупо растрачивать великий дар Вселенной – жизнь. А ненависть… Ненависть вызывало то, что эти ущербные, недалёкие, ничтожнейшие существа были ещё жестоки к себе подобным, грубы, наглы, хамовиты даже с магами, похотливы, зато корчили из себя личности, гордо произнося «Я».
    
Лаакану он сказал только, что люди отвратительны, решив, что лучше ему не знать, насколько изменился один из лучших учеников цитадели за это недолгое путешествие.

Верховный ничего не заподозрил, потому что все ученики сказали примерно то же самое, да и он сам не скрывал своего презрения к людям. Презрение – именно этим словом лучше всего можно охарактеризовать отношение магов к человеческому роду. Только знание истории и почитание замысла Творцов заставляли их считаться с людьми. Однако для Мехеса и это более не было важно. Умный не по годам, амбициозный и властный, он до мозга костей был предан племени магов, почитал первозданную природу и поклонялся красоте. В цитадели его считали талантливым – Мехес писал прекрасные стихи и одновременно проявлял незаурядные способности в точных науках. Вздорный нрав нимало не мешал ему сходиться с другими магами и вызывать у них странную привязанность. Он осознавал свои способности, и неудивительно, что был уверен в себе. Визит в город людей разразил бурю в его душе, которой уже не суждено было утихнуть. Мехес решил, что элементалии ошиблись (ведь любой разум может ошибиться) и будет лучше, если всё исправить. Нужно только подождать подходящего момента…


Рецензии
Женя, мне кажется, Вы преувеличиваете дикость людей. Как-то обидно за них. А кто изобрёл колесо? Конечно же человек, а не Маг. Магу колесо без надобности. Сел на ковёр самолёт и порядок. Кто изобрёл плуг, водяную мельницу, хлебопекарную печь? Опять же не маг. Магу всё это не нужно. Он может сразу наколдовать себе готовых булочек. Кто изобрёл прялку и ткацкий станок? Конечно же, человек. Маг решает свои проблемы магическим способом. Ахалай-махалай и готов малахай. Кроме того, никакая вонь не может ощущаться часами. Через 2 минуты принюхаешься и ничего не будешь ощущать

Не понимаю почему так презирают ювелиров. Ведь это ремесло требует очень высокой квалификации. отличного зрения и адского трпения. Сырьё очень дорогое. Полученный в итоге продукт не имеет потребительского значения. Это чисто престижная продукция, определяющая общественный статус. Вот почему ювелиры в принципе не могут быть париями. Они либо принадлежат к элите, либо бросают своё ремесло и перестают быть ювелирами.

Михаил Сидорович   18.02.2016 12:46     Заявить о нарушении
Во-первых, это только пятая глава. Во-вторых, эта глава передаёт восприятие Мехеса, а не автора. И вы смотрите на мир, который описывается в этой книге, так, будто он аналогичен нашему, хотя это совсем другая реальность, в которой совсем не обязательно всё развивается по тем же схемам, что и в нашем обществе. В-третьих, ювелиры вполне могут быть на дне. У нас в головах настолько прочно засело, что они производят статусные, ценные изделия, что большинство людей даже представить не может иного, в то время как в человеческом обществе, описанном здесь, украшения не указывают ни на статус, ни на достаток. Указывали когда-то, когда люди жили иначе и общество было другим, но в данном обществе украшения - это просто вещи, не имеющие смысла, потому что от них нет никакой практической пользы, 99% людей не до статуса - они выживают и содержат магов. А для той маленькой группы, что живёт хорошо,украшения тоже уже не имеют ценности - с кем им в статусности соревноваться? Обществом правят маги, которым плевать,что там из себя строит человек. Кстати, в первых главах косвенно упоминается, что когда-то ювелиры процветали, как и кузнечная гильдия, которая вообще исчезла (потому что она больше не могла существовать). Насчёт булочек: у меня маги не могут наколдовать булочек. Они могут ускорить рост семян, собрать урожай без инструментов, измельчить пшеницу, расщепив её, и т.д. Потому что здесь магия не какой-то процесс, позволяющий получить всё из ниоткуда. Маги недаром изучают физику магии, химическое строение (химстрой, о котором в песне студентов поётся), биологию и прочее. Они просто контролируют материю. Но булочка получается в результате череды преобразований разной по составу материи, её нельзя просто взять и создать из воздуха. По крайней мере в этой вселенной. Можно придумать и такую, где это будет обычным делом. В общем, вот в этом случае я останусь при своём. Лично я, когда читаю фэнтези и фантастику, выбрасываю из головы все шаблоны нашей цивилизации и пытаюсь вслед за автором изучать иную модель реальности. Потому что какой смысл писать в таких жанрах,если собираешься просто пережёвывать салат из европейского средневековья,славянского язычества, придуманных Толкином и Мартином миров и машин времени? Экспериментировать и расширять границы интереснее. Насчёт вони я тоже могу поспорить) Когда я жила в селе, наши соседи надумали развести свиней. Принюхаться было невозможно. А недавно в моём городе был выброс на заводе. Воняло два дня, и все эту вонь ощущали, даже ночью люди уснуть из-за нее не могли. Чувствительность к запахам у людей разная. К тому же... Вы имели дело с животными? Даже на лошади когда едешь довольно долго и она потеет, запах то отступает, то опять им обдаёт - воздух-то движется. И вы не перестанете его ощущать. Сколько вы будете на лошади ехать, столько и будете чувствовать амбре)Так же и с телегой, которая пропитана запахами лошадей, продуктов, пота. Движется воздух - движутся частицы, создающие запах. Приходилось мне ездить в рабочей машине сурового, бородатого, не очень опрятного заводчика охотничьих собак (журналистика это жесть). Мы ехали минут 40, и когда я вышла на свежий воздух, возблагодарила всех богов. Может, у меня аномальный нюх, я не знаю))Но сомневаюсь)

Женя Лейнок   18.02.2016 22:15   Заявить о нарушении
Женя, я Вам не враг. Не сердитсь на меня. Я просто кое-чего не понял. Разве это преступление?

Маг может измльчить пшеницу? Тогда зачем ему жернова? Он не станет их изобретать, так же и ветряную мельницу, да и водоналивное колесо. Зачем? Если есть уже магический способ и он хорошо работает, тогда жернова магу нужны не более, чем здоровому человеку протезы.

Я не против того, чтобы в Вашем мире что-то было не так, как в нашем. Просто я не понимаю, каким образом люди с высочайшей квалификацией бедствуют, хотя работа у них есть.

Бриллиант очень дорого стоит. Во-первых, чтобы добыть один лмаз, нужно вырубить, а потом просеять многи и многие сотни кубометров породы. Во вторых, процесс гранения занимает несколько месяцев. В результате получается предмет, не имеющий утилитарного назначения. Его может купить только очень богатый человек.

Допустим, маги не носят ювелирных изделий, а знать им подражает. Тогда ювелирные изделия не будет носить никто, ибо чернь всегда подражает знати. Если у меня есть кольцо с бриллиантом, значит, я бедняк? Ну и зачем мне тратить кучу денег, только на то, чтобы продемонстрировать свою бедность, немощь, низкий социальный статус, дать повод прохожим для насмешек? Не лучше ли эти деньги честно пропить?

Единственное назначение бриллианта - выпендриться, показать свою крутизну. А если носить бриллианты стало не круто, тогда зачем они вообще нужны?

Ювелиры в принципе исчезнут, переквалифицируются в грузчики.

Вот чего я так и не понял. Я не против иных миров. Просто без понимания мне становится скучно. Представьте себе, что Вы читаете книжку по сопромату, которого не понимаете.

Михаил Сидорович   19.02.2016 04:55   Заявить о нарушении
Я не сержусь, просто всегда привожу контраргументы, если они есть, стараюсь всё разъяснить, как я это вижу. Возможно,тут имеет место и профессиональная деформация)) Это же моя работа - аргумент искать за и против) Вы просто не судите поспешно. Пятая глава это ещё очень мало. Один из моих читателей поначалу предъявил мне претензию, что я в самом начале не расписала историю мира, но в конце сказал, что ему в итоге понравилось) Я поступила так, как мне самой нравится: всё подала порциями. Очень люблю, когда мир, герои, факты раскрываются не сразу, а всё происходит как в настоящем путешествии: идёшь и по дороге открываешь новое. Есть те, кому наоборот с самого начала понравилось, что много вопросов, ответы на которые появляются постепенно. Всем не угодишь в конце-концов)

Женя Лейнок   19.02.2016 22:17   Заявить о нарушении