Лабиринты Кенигсберга. Глава 6-2-3

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга". Глава 6-2-3. Вилла «Эдит». Продолжение. Мифы и легенды Тувангсте-Кенигсберга-Калининграда.

Мифы и легенды Тувангсте-Кенигсберга-Калининграда.

Часто складывались саги о старых кирхах, например, сага о кирхе замка повествует о странствующем голубе из плит потолка; саги о подземных ходах у Собора, по которым приходят черти с двумя ножами для убийства. В лестницах собора замурованы духи, грызущие стену.
Похороненный с большой помпой в Альтштедтише кирхе Андреас Осиандер был унесен чертями, так как при вскрытии склепа там оказался прах Никель Бальтасар…
(Р. Альбинус. «Словарь города Кёнигсберга (Пр.) и его окрестностей», Раутенберг, 1985г.). (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

(1). Первое мистическое место Калининграда оказалось на берегу Нижнего озера, именовавшимся когда-то Замковым прудом. Когда-то рядом с бизнес-центром по адресу: улица Сергеева, 2, располагалась масонская ложа "Три короны", деятельность которой была окутана тайной, поскольку доступ на территорию ложи был закрыт, и даже во время реконструкции Замкового пруда в начале 20-го века туда никого из посторонних не пускали. Променад на масонской земле строить не стали, вынудив людей обходить ложу со стороны города. Пришедшие к власти нацисты реквизировали дом для собственных нужд и разместили там Бюро древней истории – подразделение таинственной организации СС «Аненэрбе», в ведении которой находились все археологические раскопки и поиски по всему миру оккультных артефактов. С приходом нацистов ложа сохранила свою таинственность, так как и Аненербе никого не допускала до своих секретов, за которыми теперь охотятся многие.

(2). Второе место - площадь Мюнцплатц (Монетная площадь), которая тянулась от Королевского замка до Замкового пруда (современный ориентир - часть улицы Шевченко и площадь у Дома советов). Именно на этом месте в 1945 году пожилой немец передал русскому офицеру небольшую кожаную папку, в которой были собраны подробные документы и схемы инженерных сооружений Кнайпхофа, а также документы, помеченные грифом "Кенигсберг 13" (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/26321.html).

(3). Еще одно загадочное место, как ни странно, - это Альштадская кирха, которая находилась на пересечении Ленинского проспекта и улицы Шевченко прямо напротив входа в гостиницу "Калининград". В старой кирхе произошла мистическая подмена: в склеп торжественно было внесено тело усопшего Андреаса Озиандера, а потом - при вскрытии склепа - обнаружился в гробу мертвый Микель Балтазар, которого считали колдуном и чернокнижником. (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/39957.html)

(4). Много легенд и сказаний хранил в себе Королевский замок.
Начнем наш рассказ про это место, окутанное тайной на протяжении многих веков, с одной из самых любимых легенд меня, прусского кота, - Легенда о рождении и проклятии Кенигсберга, в которой говорится о причинах проклятия, благодаря которому Королевский замок был разрушен, а Дом Советов так и остался пустовать (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/29091.html).

А продолжим одной из самых знаменитых городских легенд  – легенды про волчицу Герру.
В XIII веке удары топоров крестоносцев повергли на великой жертвенной горе, названной впоследствии Королевской, могучие деревья. Разорены были гнёзда птиц, изгнано зверье с округи, погашены жертвенники пруссов. Мощный ураган пронесся над землей. Такого красного солнца никогда не видели в этих местах. "Верные" пруссы, побуждаемые плетьми, стали стаскивать огромные камни на гору для закладки будущего замка Кенигсберг.
Звери и люди обходили ее стороной, лишь старая волчица Герра появлялась под вечер на месте строительства и наблюдала за происходящим, не подходя к крестоносцам ближе арбалетного выстрела. Братья-рыцари, глядя на нее, говорили, что это колдуны непокорных пруссов (вудлаки) оборачиваются волками, и что тревога охватывает их, когда они смотрят на восток...
Зима 1256 года ударила неожиданно. Сковав Прегель, обожгла морозом все живое. В ту пору добычей волков стали и люди, и звери. Логово Герры было недалеко от замка. И все чаще идущих след в след волков можно было видеть на востоке Королевской горы. Трудно было разобрать, сколько же их прошло. Лишь щенки на повороте "следили" немного в сторону.
Однажды под вечер, когда чернеющий лес уходил в ночь, волчата и подъярки (годовалые волки) подошли к замку.
Охрана, увидев их, оторопела, но замешательство продолжалось недолго. Со стен стали бросать рубленое мясо. Голодные волчата подошли ближе. Крестоносцы заманивали их. Потом в бойницах появились арбалеты...
Стемнело, не было видно ни крови, ни стрел. Лишь в снегу рядком лежали волки и щенки, а в оглушительной тишине раздавался хохот со стен. Ночь наступила мгновенно. Но вдруг округа взорвалась зловещим воем. Волки окружили замок со всех сторон. Мощные деревянные ворота сотрясали удары. На четырех стенах замка волки нанесли следы когтями: крест-накрест, крест-накрест, крест-накрест... В замке всю ночь горел огонь. Никто не спал. Ужас охватил людей.
С первым лучом солнца крестоносцы увидели во дворе замка Герру. Никто не поднял арбалета, никто не обнажил меча. Открыли ворота замка, давая волчице уйти.
В течение многих дней у Прегеля, на обледеневших берегах, находили убитых рыцарей. Одних - вмерзших в лед с выеденным лицом и страшными ранами, других - разорванных на куски. И ночью и днем вудлаки мстили своим обидчикам. Герру больше не видел никто, хотя еще долго находивших ее следы у замка охватывал ужас. И по сей день на старых камнях видны ее следы...
Еще одной легендой, связанной с Королевским замком, является легенда о старухе Лотте, которая вывозила из его подвалов мешки с человеческими костями и сбрасывала их в лесное озеро (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/24822.html).

Естественно, в завершении стоит упомянуть, что до сих пор ходят легенды о том, что подвалы разрушенного замка хранят в себе награбленные фашистами сокровища.
Немного косвенно к Королевскому замку относится легенда о старике Дессау. Рассказывают, что он умел колдовать, и этому нужно поверить, иначе как еще можно было объяснить то, что он был неуязвим для любой пули? Он мог пройти через любой рукопашный бой с непокрытой головой и ни один волос не потерять.
Или еще: он едет в середине лета на карете, запряженной шестью лошадьми, из Мемеля в Кенигсберг и, так как очень спешит, решает ехать самым коротким путем, через залив. И что вы думаете? Вода держала его так же хорошо, как и самый твердый лед зимой. Это любого заставит задуматься.
За различные заслуги перед Прусским государством король пожаловал ему имение Норкиттен в северо-восточной части Восточной Пруссии – район, который был заселен в основном литовцами. Старик Дессау был им хорошим и справедливым хозяином. Он умело хозяйствовал, и скоро запущенное имение стало процветать. Но и это удалось ему только потому, что он, как рассказывают люди из этих мест, умел находиться одновременно в разных местах и всегда успевал вовремя.
Однажды в деревне Бубайнен он приказал построить новую мельницу. На работы он привлек ремесленников из Германии, так как литовцам не очень доверял. Когда после этого однажды попросил работу литовский подмастерье, мастер на мельнице ему грубо отказал. С тех пор работы на мельнице перестали продвигаться вперед, как бы ни ругались мастера и как бы ни старались и ни исходили потом рабочие, трудясь с раннего утра до позднего вечера. А все потому, что литовский подмастерье понимал в колдовстве не меньше, чем высокий господин из замка Норкиттен. Скоро мастер заметил, кому он должен быть благодарен за нанесенный ущерб, приказал позвать подмастерье и дал ему работу. И гляди-ка: стройка стала быстро продвигаться вперед, и скоро мельница была готова и была самой лучшей во всей округе. Когда же подмастерье потребовал выплатить ему заработанное, князь отказал ему презрительно и не дал ни гроша. Это рассердило парня с мельницы, но он сдержался: что бы он смог противопоставить колдовскому умению старика Дессау в его собственном замке? Придет время расплаты, подумал он, и стал ждать подходящего случая.
Он вскоре подвернулся. Когда князь через некоторое время должен был ехать в Кенигсберг, литовский подмастерье поехал за ним, потому что вне замка – он знал это совершенно точно – старый господин не обладал колдовскими чарами.
В Кенигсберге князь расположился в королевском замке и, куря трубку, высунулся из окна, когда внизу как раз проходил литовский парень. Он мужественно встал перед ним и потребовал выплатить заработок за работу на мельнице. Но старик Дессау его только высмеял. Тогда подмастерье наколдовал ему лосиные рога на голове, которые становились все больше и больше. Князь сначала ничего не заметил, только когда на улицах стали останавливаться и оглядываться ему вслед, он схватился за голову и заметил тогда большие рога. Он очень испугался и хотел быстро вернуться в свои покои, но рога были так велики, что не пролезали в окно. Теперь пришло время смеяться для подмастерья, и князь вынужден был, хотел он этого или нет, выплатить требуемую сумму. И рога с его головы пропали.
С тех пор старый Дессау уже не соглашался мериться в колдовстве с литовцами.
(5). Следующее загадочное место - Кошачий ручей, который располагался недалеко от замка (ныне улица Зарайская около ЗАГСа города Калининграда).
С Кошачьим ручьем было связано сказание о двух кошках, которые по ночам катались по Прегелю в пивоваренном котле как в лодке. Днем кошки оборачивались женщинами. Эти ведьмы наняли себе мальчугана, который им прислуживал всячески, в том числе и в постели: ведьмы, как известно, отличаются страстью к постельным утехам и игрищам. Этот мальчуган в конце концов их и сварил. Прямо в котле, когда они были в своей кошачьей ипостаси.

(6). Также весьма излюбленным местом городских легенд является Кафедральный собор.
По одной из них, в Кенигсберге на флюгерах Кафедрального и Королевского замка жили гномики — символ удачи. Жители города приветствовали друг друга фразой: «Здравствуй, ну как, гномов видел?». Ответ «Да» означал, что у собеседника хорошее настроение. В 90-е годы 20 века, когда восстанавливали башню и флюгер на Кафедральном соборе, строители говорили, что видели на флюгере двух гномов. Многие верят, что один прусский гном переселился на крышу собора из разрушенного Королевского замка.
Кроме того, жители города верили, что по подземному ходу в собор периодически наведывается черт. А иногда в соборе появлялся призрак. Дело в том, что некий канцлер Кошпот однажды обвинил в краже перстня своего верного слугу. Тот отпирался, как мог, а потом, видя, что никто не внемлет его доводам, покончил жизнь самоубийством. А через некоторое время служанка, потрошившая индюка, нашла у него в желудке злополучный перстень. С тех пор призрак погибшего слуги появлялся в Соборе всякий раз, когда в городе кого-то обвиняли облыжно.
А еще помимо гномов, живущих на флюгерах, в Кенигсберге верили в вигтов - домашних духов. Вигты умеют трудиться, не покладая рук, но под настроение могут и пошалить: стянуть со спящего одеяло, пощекотать холодными пальцами чью-то пятку, смешать в сахарнице соль с перцем, выпустить из свинарника свиней и т.д.
Чтобы они поменьше шалили, их надо задабривать: ставить им в укромный уголок блюдечко с молоком, класть ношеную, но чистую одежду. (Многие немки неукоснительно исполняли этот обычай даже в двадцатом веке. Что, в принципе, приносило определенную пользу: в сельской местности выставленное в сад молоко с благодарностью выпивали ежи - и ловили потом мышей и змеюк с удвоенным рвением. А в городе - перепадало кошкам).
А вообще жители трех средневековых городов - Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта - очень любили пугать друг друга рассказами о Белой Даме.
Узреть Белую Даму было дано не каждому: лишь тот, кто рожден 13-го в воскресенье ближе к полуночи, мог увидеть ее, молодую женщину ослепительной красоты, с длинными светлыми волосами, в белом платье из дорогих кружев.
К людям вообще-то Белые Дамы относились вполне дружелюбно: выводили на дорогу заблудившихся путников, показывали места, где закопаны клады, помогали женщинам рожать, предсказывали будущее, но... Белых Дам очень легко рассердить. И особенно они не прощают неблагодарности.
Так, однажды мальчик, сын пастуха, заблудился в лесу и увидел прекрасную девушку. Она утешила его, вытерла ему слезы, вывела на дорогу и сказала, что он не должен никому про нее рассказывать, но может, если хочет, прийти еще. Он пришел, потом еще и еще... Наконец девушка сказала, что должна покинуть это место, но она обязательно вернется, когда мальчик превратится в юношу. И на прощанье подарила ему несколько камней, отливающих удивительным блеском.
Когда мальчик вернулся домой, он увидел, что камни потускнели и превратились в золотые бруски.
Через несколько лет мальчик повзрослел. Подаренное золото он истратил на наряды и выпивку, а сам превратился в ужасного волокиту. Очередную свою знакомую он как-то привел на то место, где когда-то встречался с таинственной красавицей. Белая Дама, увидев, как юноша обихаживает девицу там, где должен был трепетно дожидаться её, Белой Дамы, возвращения, не стерпела. Девушке она дала пощечину - чтоб та не таскалась в лес с молодыми людьми (и до самой смерти у несчастной на щеке оставался отпечаток ладони), парня - уморила, а в течение года извела и всех до единого мужчин его рода.
(7). Далее проследуем к месту, где некий совершил таинственный языческий обряд, а именно к прусскому холму Глаппенберг, который у немцев звался одноименной улицей, по-прусски означавшей «гладкая гора». Сейчас это улица Николая Коперника. Некоторые утверждают, что особенности рельефа были тут ни при чем, а место названо в честь прусса-мятежника Глаппе, который поднял Великое восстание пруссов, растянувшееся на 10 лет и завершившееся публичной казнью бунтовщика в 1273 году. По легенде, к месту казни его провезли именно этим кратким, но скорбным путем, а казнили немножко дальше – на окраине Эльблонга. Но сейчас легенда наша не о том.
Бывает так, что по несчастливому стечению обстоятельств, в одном месте собирается сразу несколько особей из тех, что зовутся "сорвиголовами". Как правило, это люди недовольные судьбой, считающие, что они достойны лучшей доли - посытнее еды, побогаче одежды и т.д. Жалуясь, друг другу на бедность, они постепенно распаляются, а дьявол уж тут, как тут - подсовывает им очередной план внезапного обогащения. И если при этом присутствует хоть доля спиртного - жди беды. Дьявольский проект они решат исполнить не медля. Вот так в одном из трактиров Кёнигсберга в двенадцати головах сразу родилась идея запродать души язычеству, и, разумеется, за приличное вознаграждение.
Заправлял этой командой некий Иоганес, непременный участник всякой потасовки, бывший солдат и моряк. Но главное его достоинство было в том, что он происходил по материнской линии из рода прусских жрецов – вайделотов, несмотря на то, что отец его был немцем, и семья мало общалась с прусскими родственниками, все же когда-то Иоганесу довелось побывать на обряде жертвоприношения и заклинания богов. Такие обряды, хоть и были запрещены, но сохранялись у пруссов.
Итак, Иоганес, помня в общих чертах необходимые действия жреца, вызвался все устроить самым наилучшим образом. Они купили черного козла, бочку пива, и отправились к холму Глаппенберг (ныне - район улицы Коперника), где в древности было одно из прусских святилищ. Там Иоганес начал колдовать, применив один из самых опасных обрядов, который использовался для прямого вызова божества. После трехчасовых стараний Иоганесу удалось добиться желаемого. Вот только вряд ли он действительно желал того, что получил. Четверо его товарищей, увидев результат действий, в ужасе бросились бежать, не разбирая дороги.
Позже выяснилось, что бежали они в сторону от Кёнигсберга, в район Северной горы. Бог сжалился над ними и привел прямо к старой кирхе Св. Якова, что стояла тогда на месте нынешнего форта №3. В храме они оставались несколько дней, замаливая свой грех, а потом отправились в Палестину, чтобы у Гроба Господня вымолить прощение.
Но это было после, а в тот день множество мужчин во главе со священником, бросились на Глаппенберг в надежде спасти тех, кто там остался. Увы! Четверо были найдены в состоянии бессловесных тварей - они уже никогда не оправились. Трое лежали в ряд бездыханные. А самого заклинателя собирали по частям. Казалось, будто что-то разорвало его изнутри, и он разлетелся в стороны, как мыльный пузырь. Причем, лихую голову Иоганеса, как ни искали, не нашли.
Также с этим местом связана и другая легенда, когда еще улица Глаппенберг именовалась еще улицей Ролльберг, на которой селились ведьмы.Согласно этой легенде некогда в 1775 году к священнику кирхи в Штайндамме обратился старик на деревянной ноге с просьбой исповедовать его. Тайны из своей жизни он делал и разрешил пастору записать его рассказ при условии, что имя упоминаться не будет. Этот старик, будучи еще молодым человеком, нанялся в подмастерья к двум женщинам, имевшим на Ролльберге небольшую пивоварню... (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/41908.html).
(8). Мистическим местом, связанным со старыми кладбищами Кенигсберга, является отрезок улицы Гагарина недалеко от школы №2. Именно здесь при строительстве жилого дома был обнаружен скелет, из груди которого торчал двадцатисантиметровый осиновый кол. Черепа скелета найти не удалось - на его месте найдена половина красного кирпича. Скелет находился в оцинкованном гробу. Те, кто похоронил этого человека, воспринимали его как колдуна или вампира.
Традиция вонзать в грудь осиновый кол и отсекать голову пошла еще из Средневековья: европейцы считали, что если прервана «связь» между головой и остальным телом, то колдун, который сохранял силу и после физической смерти, умирал «по-настоящему». Иногда голову хоронили отдельно. Как правило, на «границе» земли и воды. Наличие оцинковки объяснилось тем, что этот материал защищает гроб от тлена, но главное - препятствует распространению отрицательно заряженной энергетики. На этом месте раньше находилось старое кладбище, где хоронили с конца XIX века и до 1945 года.
(9). Следующее место, наполненное разными мистическими знаками, находится на улице Малоярославской. На искусственной площадке в тени старинных лип возвышается каменная пирамида серого цвета. Эта пирамида была заложена в память о павших на фронтах первой мировой войны в 1921 году, когда Кенигсбергу исполнилось 666 лет. Она сложена из 666 каменных блоков, ориентирована строго по частям света и имеет ровно 13 уступов. Это место пользовалось в Кенигсберге небывалой популярностью у всевозможных магов и колдунов. Прикоснуться к пирамиде как к источнику необъяснимой мощной энергетики во время своих частых визитов в Кенигсберг по дороге из аэропорта Девау обязательно приезжал и Гитлер с соратниками по партии. Построенная трёхметровая пирамида, сложенная из 666 камней, символизировала центр Европы и служила магическим оберегом Кёнигсберга - не зря во время Первой мировой русские войска обошли город с двух сторон, так его и не покорив, поскольку прикосновение к пирамиде дарует непобедимость.
(10). Ни для кого не секрет, что нынешний калининградский Центральный Парк культуры и отдыха построен на немецких кладбищах, в связи с чем, возникало и возникает множество легенд. Одной из них является легенда о рыжей косе: Во время войны на офицерском кладбище за кирхой королевы Луизы хоронили военных. В Калининграде существует определённая категория людей, так называемые гробокопатели, которые зарабатывают тем, что оскверняют могилы. В 60-е годы 20-го столетия они вскрыли женскую могилу и, что поразительно, нашли скелет молодой девушки с огромной толстой рыжей косой. Они достали эту косу, вымыли, вычистили, и когда в Калининграде проходили гастроли одного из Российских театров, продали её одной из актрис. Волосы были в изумительной сохранности. Позже у этой актрисы обнаружили рак мозга. Рыжая ли коса тому виной, неизвестно, но когда она снимала парик из этой косы, у неё начинались страшные головные боли, когда коса была на ней, она чувствовала себя хорошо… И когда она умирала, коса лежала рядом с ней на простыне.
Эта история зловещая. И рыжая коса ещё раз свидетельствует о том, что не надо брать ничего из могилы. То, что принадлежит мёртвым, должно принадлежать им всегда.
А вот с самой кирхой королевы Луизы, которая на протяжении всего своего существования является символом этого места, связан весьма трагический сюжет: два мужика подрядились спилить два креста. На этой кирхе и на церкви Христа (ныне Дворец культуры вагонзавода). Им хорошо заплатили. Но в течение года один из них попал под трамвай и остался без обеих ног, а другого насмерть сбила машина. Может, это просто случайность, но людям свойственно считать иначе и верить в злой рок.
(11). Проследуем дальше через прекрасный старый парк до улицы Дмитрия Донского. Многим калининградцам еще со времен беззаботного детства и юношества знакома Детская областная больница , но мало кто из них знает, что именно на этом месте почти 200 лет назад была сожжена последняя ведьма не только в Восточной Пруссии, но и во всей Европе. Последней ведьмой была крестьянка польского происхождения Барбара Здунк. (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/16944.html) Тут стоит отметить, что во времена Кенигсберга здесь располагалась психиатрическая клиника, и кто знает какие тайны она в себе еще хранит.
(12). Еще один миф связан с одним из древнейших районов Кенигсберга - Юдиттен.
Легенда гласит, что птица Альф водится только в окрестностях Кёнигсберга и нигде больше, и знаменита тем, что встреча с ней обещает нежданное богатство. Говорят, она похожа на ястреба, такая же серая, и была бы неприметной, если б не ее длинный огненный хвост. Полет птицы Альф напоминает падение звезды. Ее очень трудно поймать, но тому, кто сумел это сделать, она приносит деньги, выкупая свою свободу. Многим людям встреча с Альфом помогла разбогатеть.
Но самый любопытный случай произошел с гончаром из кенигсбергского предместья Юдиттен, который сговорился с Альфом, о том, что тот натаскает ему полный сапог денег. Гончар поместил сапог в печной трубе, чтобы визиты Альфа остались для соседей незамеченными.
Гончар оказался куда хитрее доброй птицы и, прежде чем пристроить в трубе сапог, отрезал у него подметку.
Целый день Альф таскал деньги. Время от времени он присаживался на край трубы и спрашивал гончара: «Не полный ли еще сапог?»
- Нет! – кричал гончар, выгребая из печки золото. – Еще не полный.
В конце концов, Альф так устал, что у него возникли сомнения в честности гончара.
- Ну что, не полон ли еще сапог? – спросил Альф, в очередной раз присев на трубу.
- Нет, не полон, - крикнул ему гончар. – Давай, неси еще!
И тогда Альф бросил в сапог целую кучу вшей и улетел.
(13). Еще одним знаковым местом для Калининграда является вилла "Эдит", расположившаяся на Проспекте Победы, 180. Благодаря повести одного советского писателя Баринова, вся страна узнала о том, что в вилле находился подземный ход, по которому можно было дойти до Королевского замка, а через него в Кафедральный собор. Также легенда гласила о том, что владелец сего здания обладал сверх-секретными документами, в которых говорилось, что под Кёнигсбергом существуют громадные подземелья, создававшиеся веками, древние форты соединены с современными командными пунктами длинными туннелями, которые ведут к важнейшим загородным объектам, как, например, подземным мастерским и заводам, госпиталям и нефтехранилищам, и о том, что в подземельях спрятаны многочисленные сокровища королевского прусского музея, в том числе знаменитая Янтарная комната.
(14).  Немецких оборонительных фортов вокруг Калининграда целых 12 штук, и каждый из них таит в себе тайны. Военные реконструкторы рекомендуют посетить Форт № 3 «Фридрих Вильгельм I», который у немцев носил имя Фридриха Вильгельма I.
Форт № 3 сохранился практически в первозданном виде, поскольку немецкие солдаты сдались в плен без боя. Цитадель неоднократно была съемочной площадкой для советских художественных фильмов. Для любителей заброшенных подземелий это идеальное место, а для ценителей старины — гипотетическая возможность найти сокровища. Дело в том, что в конце войны немцы спрятали в подвалах форта экспонаты знаменитого музея «Пруссия». Ценности почти полвека пролежали нетронутыми (в форту стояла советская воинская часть, командование которой не вело раскопок), а затем в 90-е, когда военные съехали с форта, «черные копатели» буквально разграбили брошенную крепость. Историки спохватились, когда на черном рынке Москвы стали появляться уникальные предметы из Preu;en-Museum. Дальнейшие легальные археологические изыскания в форту № 3 позволили извлечь монеты Римской империи, фрагменты мечей викингов, каменные и бронзовые топоры, древние женские украшенияи т.д. Сейчас, как уверяют краеведы, найти что-то подобное в крепости нереально. Но чем, как говорится, черт не шутит.
Из самых распространенных «сведений», циркулировавших среди русского населения сразу после войны, пальму первенства занимали данные о подземных ходах и подземном городе, а также о кладах, обнаруженных «знакомым моего соседа». Наиболее «знаменитым» был подземный ход из виллы «Эдит», который шел до Королевского замка, а через него - в Кафедральный собор. Ход настолько хорошо сохранился, что был не подтоплен, как прочие, и всё в нем функционировало, даже электричество. Идешь по нему, и лампочки по дороге включаешь: все работает… До сих пор сохранился подземный ход от памятника 1200 гвардейцев до ЦГ, сделанный параллельно железнодорожной ветке на Северный вокзал. Все форты… соединялись между собой подземным ходом, по которому курсируют самые настоящие поезда: масса людей видела! Между 8 и 9 фортом стоит будочка, недоделанный дот, вот туда спускаешься, садишься в поезд, и поехал. Хочешь в одну сторону, хочешь — в другую… Сотрудники КГБ от  Кёнигсберга до Пиллау ездили по подземному ходу на машинах. Подземелья были заселены. «Идешь, а у стен — скелеты… В офицерской форме, в фуражках, и этот скелет держит в руке череп от другого скелета»… Все… знали, что существует самый главный и самый крупный подземный ход: от Кёнигсберга до Берлина. Разветвленная система подземных сообщений в 90-х годах пополнилась еще одним подземным ходом, - от подвала КГТУ до блиндажа Ляша, открытым любознательными студентами. Все мало-мальски достойные здания в городе имеют свои ходы… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Специальные мини-подводные лодки до 60-х годов тайно сновали в Калининград, откуда постоянно что-то вывозили: документы, сокровища, людей. Именно таким манером, вполне вероятно, был вывезен отсюда Мартин Борман. Была даже задержана шпионка, которая «канала под сумасшедшую старуху — все ходила с куклой в руках. Когда ее задержали на берегу Преголи, она громко закричала, и подводная лодка быстро ушла под воду, а в кукле в голове оказалась радиостанция». (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Послевоенный Кёнигсберг периодически становился ареной для героев приключенческой литературы. Например, в «Роман-газете» публиковали роман “Три лица Януса”, в котором крупный фашистский чин пытался скрыться из Королевского замка на подводной лодке, но наш разведчик, Джеймс Исаев, вовремя подоспел и не дал уйти негодяю. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Уже в наше время, когда укрепляли причал для стоянки «Витязя», «на дне реки были обнаружены остатки миниатюрной подводной лодки времен Второй мировой» — судя по всему, следы работы того же Д. Исаева. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Очень были распространены по городу места, где гестапо пытало людей специальными приспособлениями. «В пятом форту, на нижних этажах, в стену вмонтированы крючья: гестаповцы подвешивали и пытали». Если  выехать по улице Летней на старую немецкую окружную дорогу, есть там пехотное убежище, и в нем «крюки в стене. Пытали кругом, и кругом было гестапо». «Пыталище» было и на улице Барнаульской, где во дворе одного из домов сохранилась изогнутая дугой стена, надо полагать, специально выстроенная для расстрела пытуемых. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Клады находились в огромном количестве, и повсюду. Адресом мог быть любой дом с подвалом. «В подвале стенку случайно ковырнули, а там — пустота. Оказалась тайная ниша, в ней сундук с золотом». Если в стене круглые пятна из более темного цемента, значит, там замурованы мешочки с золотыми монетами… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Пацаны, бывало, найдут кусок золота, не знают, что с ним делать:
-Дядя-дядя, купи железку.
-За сколько?
-За 10 копеек.
-Десять много, вот вам пять копеек. А где выкопали?
-А вон там, в развалке.
Пойдет мужик туда, откопает ящик золота, и сразу — уедет. Уезжать из города почему-то было непременным условием. Если человек быстро и беспричинно уезжал — ясное дело, клад нашел. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г.  http://www.koenig.ru/time/2/).

Находимое оказывалось всегда либо в сундуках, либо в ящиках, и всегда в огромном количестве. Если сложить все гипотетическое золото, найденное в Кёнигсберге-Калининграде, то им можно будет загрузить не один столь же иллюзорный железнодорожный состав. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Целые районы города долгое время были огорожены, и на них висела надпись «Заминировано». А почему? Пришли туда минеры с миноискателями, стали проверять — пищит. Копали, копали, никаких мин не нашли. Опять проверили — пищит… На всякий случай огородили и повесили надписи. А это, как потом выяснили, были подземные заводы… С минами было не так просто. Например, любвеобильные немцы минировали даже склепы родственников на кладбищах. Любители порыться в могилах гибли  пачками… Послевоенный Кёнигсберг, как айсберг, имел свою невидимую часть: подземные заводы. Обнаружились они случайно. Работяги копались в канализации, и подцепили ломом люк. Такой же, как от канализации, только побольше. Открыли его, спустились — такое большое помещение, и — станки стоят, рабочие, в смазке! Оказалось, что там есть еще этажи, они спустились до третьего, и вдруг стала поступать вода. И всё затопила! Они вылезли, вызвали военных, те стали откачивать, бесполезно, взяли пробу воды, а она — морская! Несколько раз пробовали запустить туда водолазов, но они все там и оставались, а наружу вытаскивали только перерезанные шланги. Один все-таки вернулся, сказав, что далеко он не забирался: много покореженного железа. Обнаружились под Кёнигсбергом нескольких связанных между собой военных заводов, один по  производству танков, другой по производству самолетов. После сборки и испытаний готовые самолеты вылетали прямо из-под земли по специальному туннелю. Один из них, из последней партии, наши сбили, и он упал в озеро, которое находится на острове (правильнее назвать «междуречье»), за «треснутыми» домами. В хорошую солнечную погоду, когда вода прозрачная, самолет виден с лодки; виден крест на фюзеляже и шлем пилота, который застрял в разбитом окне. Немцы, когда вывозили документы, последними вывозили карты подземных коммуникаций, в том числе и секретных. Там все было указано, куда где надо наступить, чтобы там-то и там-то забор открылся, и морская вода стала поступать. Самолет взлетел, а наши его подбили. Летчики выбросились с парашютом, а у одного из них в планшете была та самая секретная карта. В воздухе его подстрелили, насмерть, карту вынули и отдали офицеру из КГБ. Он положил ее в стол, а наутро она исчезла. Вот так наши не смогли откачать немецкие подземные заводы. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Под землей жизнь велась чуть ли не активней, чем наверху. Например, из верхнего озера по ночам кто-то спускал всю воду. Открывались шлюзы, вода уходила, и между двумя башнями — Дона и  Врангеля — обнажался люк. Крышка откидывалась, оттуда появлялся кто-то в темном, выходил, шарился по дну, чего-то искал, потом опять залезал в люк. Крышка закрывалась, и вода до утра вновь наполняла озерную чашу… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

До середины 50-х годов ходили слухи, что где-то на Шпандине остались немцы, которые «не знают об окончании войны и до сих пор отступают»… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Земля нашпигована боеприпасами прошедшей войны. Один... таксист выпивал на даче с двоюродным братом... и поспорил, мол копни за сараем лопатой - и там окажутся гильзы. Копнул - а там танк, целехонький, в смазке. (7). (В. Александров "Калининград: город-трофей").

Под городом - сеть подземных ходов. При Советской власти один старшеклассник нашел вход в подземелье и пропал. Потом, говорят, объявился в Западном Берлине, в районе Тиргартен, и остался там жить. (7). (В. Александров "Калининград: город-трофей").

У всех дедушка брал Кенигсберг. Город захватывали со стороны Балтрайона. На другом краю города боев почти не было. Там и селились после войны - кто где захотел. Особняки выбирали, исходя из предпочтений в отношении мебели и размеров одежды в шкафах. (7). (В. Александров "Калининград: город-трофей").

Кафедральный собор — излюбленное место для детских вылазок. В стене собора по всему периметру проходил воздуховод. Взрослый туда не пролазил, а вот ребенок - вполне, и те пацаны, кто рисковее, с фонариками обследовали эти ходы. Рядом с могилой Канта в стене была дыра, через которую я попадал на каменную винтовую лестницу, и выше, на стену собора. По стене шириной в полметра можно было ходить, наблюдая с верхней точки полгорода… Местные пацаны многажды облазили подвалы собора и рассказывали о подземном лазе, ведущем под рекой к бывшему замку. «Ползешь, бывало, по ходу, а там череп лежит. «Привет, Иммануил!» — говоришь ему, и ползешь дальше». Подвалы эти впоследствии завалили. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

«Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маркграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Наемный лакей, провожавший меня, уверял, что из кафедральной церкви есть подземной ход в старую церковь, до которой будет около двух миль, и показывал мне маленькую дверь с лестницею, которая ведет под землю. Правда ли это или нет, не знаю; но знаю то, что в средние веки на всякий случай прокапывали такие ходы, чтобы сохранять богатство и жизнь от руки  сильного». (Н. Карамзин «Письма русского путешественника»). (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

«Кёнигсбергские подземелья» - это миф, с которым калининградцы ещё не готовы расстаться… (http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=16834. Д. Якшина. 26.02.2009 |НК №128|).


Продолжение: http://proza.ru/2016/10/02/1510.


Рецензии