Его честное слово

               
                Одноактная пьеса
Действующие лица:
Григорий Павлович Стерженченко, гендиректор фирмы
Галина Федотова, представитель другой фирмы

Кабинет генерального директора в крупном офисе.
За столом – Стерженченко.
Звенит один из четырех телефонов на столе.
ГРИГОРИЙ: Да, впустите. (Входит Галина. Он идет ей навстречу, пожимает протянутую руку.) Рад вас видеть, коллега. Я полагаю, мы сегодня же все закончим и подпишем наш контракт.
ГАЛИНА: Я тоже надеюсь на это, господин Стерженченко. Полагаю, у вас нет никаких замечаний по договору.
ГРИГОРИЙ: К сожалению, есть В пятой, заключительной части.
ГАЛИНА: Срок действия?
ГРИГОРИЙ: Да. Срок действия. Мы хотели бы не на три года, а на пять лет.
ГАЛИНА: Я не уполномочена на решения по всем вопросам. Доложу руководству. Продление срока, полагаю, и в наших интересах.
ГРИГОРИЙ: Отлично. Впрочем, возьмите мой  текст контракта и пробегитесь взором сами. Так будет вернее.
ГАЛИНА: Пожалуй. (Берет у Григория его экземпляр и углубляется в чтение). А почему вы хотите увеличить продажу на десять процентов? Мы не откажемся, но хватит ли у вас мощностей?
ГРИГОРИЙ: Хватит. Мы приобрели на днях завод, который позволит это.
ГАЛИНА: Ясно. (продолжает чтение). Ну, что же, исправлений немного. Все приемлемо. Я возьму этот экземпляр с собой?
ГРИГОРИЙ: Да, конечно. У меня точно такой же экземпляр с поправками  имеется. Хотите кофе?
ГАЛИНА: Нет, спасибо. Я пью кофе только утром. И вот еще что. У меня есть от руководства одно поручение.
ГРИГОРИЙ: Слушаю.
ГАЛИНА: Наша фирма осталась без генерального директора, так как бывший генеральный ушел на пенсию. Ему уже восемьдесят лет. Мне поручено предложить вам занять этот пост. Ваш оклад будет на десять процентов выше, чем сейчас. Кроме того, вы получите отличный особняк бесплатно.
ГРИГОРИЙ: Я польщен. Но не принимаю этого предложения. Мне комфортно в моей фирме, в которую я много лет назад пришел рядовым инженером-программистом.
ГАЛИНА: Все же подумайте.
ГРИГОРИЙ: Вопрос исчерпан.
ГАЛИНА: А вы крутой!
ГРИГОРИЙ: Нет. Я просто не из предателей. А теперь, поскольку мы так быстро и дружно все решили, кофе  действительно, не подходит. (Достает из холодильника бутылку и два бокала.) Токайское. По символической дозе, а?
ГАЛИНА. От токайского не откажусь. Мое любимое вино. Тем более, что доза символическая.
ГРИГОРИЙ (налив вино в бокалы). Хочу провозгласить банальный тост: за успешное сотрудничество наших фирм!
ГАЛИНА: Принимается. (Чокаются, отпивают понемногу). Григорий Павлович, можно задать вам нескромный вопрос?
ГРИГОРИЙ: Можно задать любой вопрос. А вот с ответом надо будет подумать.
ГАЛИНА: Не надо много думать, у меня только один вопрос. Почему вы, такой успешный человек, не  женаты в свои тридцать шесть  лет?
ГРИГОРИЙ.  Ваша фирма хорошо информирована. Прежде, чем я вам отвечу, я могу задать контрвопрос?
ГАЛИНА. Да вы хитрец. Но я отвечу, мне нечего скрывать.
ГРИГОРИЙ: Вы замужем?
ГАЛИНА: Нет. В данный момент я не замужем.
ГРИГОРИЙ: Сколько вам лет?
ГАЛИНА: Это уже второй вопрос. Но я отвечу и на него. Мне двадцать шесть. Я на десять лет моложе вас. Есть еще вопросы ко мне? Нет? Я жду от вас ответа на свой вопрос.
ГРИГОРИЙ: Вы меня спросили, почему я до сих пор не  женат. Мне нелегко и не просто ответить на сей вопрос, сами понимаете.
ГАЛИНА: Что-то со здоровьем? (Григорий хохочет). Почему вы смеетесь?
ГРИГОРИЙ: На здоровье не жалуюсь. Я просто понял, что вы хотели справиться, не импотент ли я. Верно? Нет, уважаемая любопытная  женщина. Я не импотент.
ГАЛИНА: Допустим. Но вы никогда не были женаты, я знаю.
ГРИГОРИЙ: Да, я не был женат, хотя у меня были, конечно, романы. Вы знаете,  я … как бы сказать … я под влиянием …
ГАЛИНА: Не  понимаю.
ГРИГОРИЙ: Хорошо, начнем издалека. Мы жили в центре Москвы, в одном из старых домов с коридорной системой. Мои родители сумели превратить комнату в двухкомнатную квартиру. Высота была большая, четыре метра с хвостиком. Поэтому построили антресоли, где жил я. Там у меня была постель. Там был стол. Там были шкаф с одеждой и этажерка с книгами. Там же была и моя электрогитара.
ГАЛИНА.  Действительно, издалека вы начали. Но почему?
ГРИГОРИЙ: Иначе вы не поймете. Итак, однажды я сидел на антресолях и играл на гитаре … И пел. Я был солистом в ансамбле в нашем техникуме. Вдруг в дверь позвонили. Я с досадой пошел открывать. Это была соседская девочка лет семи. Она попросила помочь ей перевести с английского. Я скрыл досаду и помог ей.
ГАЛИНА: Уж не в этой ли девочке причина?
ГРИГОРИЙ: Не торопите меня, пожалуйста. Потерпите.
ГАЛИНА: Простите.
ГРИГОРИЙ. Она стала обращаться ко мне после этого – не только с английским, но и с математикой. Она оказалась очень способной. Как говорится, схватывала на лету. Но мне  она мешала. Хотя ее вопросы о жизни иногда заставляли и меня над чен-то важным задуматься.
ГАЛИНА: Не ожидала услышать такое. Ребенок мешал – надо было отказать ей в помощи. Вот и все!
ГРИГОРИЙ: Может быть. Однажды она пришла и попросила не помочь ей, а спеть под гитару. Представляете эту просьбу?
ГАЛИНА: Еще как представляю. Вы ей, конечно, отказали.
ГРИГОРИЙ. Угадали. Отказал. И она … она … разрыдалась. Я оторопел. Я не мог ее успокоить. И тогда я взял гитару и запел. Она перестала плакать. Ее личико сияло. Мне стало стыдно за мой отказ. Я пел и пел. И она, наконец, вздохнув, сказала мне, что посмела попросить меня спеть, так как их семья сегодня уезжает, ее отца пригласили на хорошую работу в другой город.
ГАЛИНА: Это вас обрадовало, конечно? Избавились от нее …
ГРИГОРИЙ: Нет. Это меня почему-то не очень обрадовало. А она сказала мне: «Гришенька, я люблю тебя. Очень-очень. И когда я вырасту, я стану твоей женой. Не  женись, пожалуйста, ни на ком. Подожди меня.» И упала передо мной на колени. И ручонки на груди сложила, будто в молитве. Я понял, что бедное дитя действительно чувствует что-то очень сильное.
ГАЛИНА  (встав). Нет, я не могу этого слышать. Мне не верится. Мне не по себе.
ГРИГОРИЙ: Я говорю правду. Более того, вам первой рассказываю об этом. Так вот, стоя на коленях, она попросила меня дать ей честно слово, что буду ждать ее и не женюсь.
ГАЛИНА: И вы …?
ГРИГОРИЙ: Да, я дал ей честное слово – лишь бы встала с колен и ушла. Но когда я рассказал отцу об этом, он помрачнел и очень сурово объявил, что я дурак, так как порядочный человек обязан держать свое честное слово. Даже если оно дано ребенку, а не взрослому.
ГАЛИНА: Ваш отец – благородный человек. Он прав.
ГРИГОРИЙ: Не спорю. Поэтому каждый  раз, когда дело шло к свадьбе, передо мною возникал образ той девочки, Гали, – коленопреклоненной, умоляющей. И мое честное слово слышалось мне. Теперь можете судить меня.
ГАЛИНА. Не ожидала. Не ожидала. (Ходит по кабинету). Вы романтик, Стерженченко. И эта девочка не писала вам, не звонила по телефону?
ГРИГОРИЙ: Она мне звонила. Раз в год. Каждый год в тот самый день, когда  она молила меня не жениться ни на ком. Ее голос менялся с возрастом. Стал глубже.
ГАЛИНА: И о  чем же она вам говорила? Рассказывала о себе?
ГРИГОРИЙ: Да, рассказывала. И просила об одном: просила, чтобы я не  женился и подождал ее, потому что ее любовь стала еще сильнее. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, она прислала мне большое письмо с фотографией. В этом письме она просила меня приехать и пойти с ней в загс.
ГАЛИНА. Вы захохотали (останавливается перед Григорием, голос ее меняется) и выбросили это письмо в мусорный ящик, верно?
ГРИГОРИЙ. Все было не так. В то время я … ну … дружил с одной девушкой. Она приходила ко мне …
ГАЛИНА: Приходила к вам для секса?
ГРИГОРИЙ: В общем, да. Она, оказывается, была уверена в том, что я обязан на ней жениться. Поэтому, когда увидела на столе письмо, которое я еще не распечатал …
ГАЛИНА: Вот оно что! Эта дрянь порвала письмо и фото!
ГРИГОРИЙ: Она мне призналась в этом спустя несколько лет, когда удачно вышла замуж и …
ГАЛИНА: И вернула вам то письмо с фотографией?
ГРИГОРИЙ: К сожалению, она изорвала все в клочья.
ГАЛИНА: А та девочка? Вернее, девушка?
ГРИГОРИЙ: Она мне долго не звонила. Но в прошлом году вдруг был звонок. Спросила, как я живу, женился ли. Я ответил, что не женился, так как жду ее. И услышал в трубке ее плач. И - короткие гудки. Это было странно. А в этом году она мне не звонила. Как раз вчера был тот самый день.
ГАЛИНА: Да, как говорится, всего не предусмотришь. Что же могло с ней случиться, как вы полагаете?
ГРИГОРИЙ: Не знаю. Не хочу думать о плохом. Она молодая, наверно, красивая женщина. Вышла замуж. Удачно. А я после техникума поступил в институт, забросил гитару и решил стать не последним человеком в обществе. Институт окончил с красным дипломом и пришел в эту фирму. Меня заметили, продвигали, вот и дошел до генерального директора. А вы как продвигались по службе?
ГАЛИНА. У меня все обычно. Окончила школу с золотой медалью,  окончила вуз с красным дипломом, защитила кандидатскую диссертацию по экономике, пришла в свою фирму. Меня, как и вас, заметили, продвигали. Вот дошла пока до начальника отдела продаж.
ГРИГОРИЙ: Вы были замужем?
ГАЛИНА: Да. Я рано вышла замуж. Причем вышла за первого встречного, узнав, что мой любимый друг меня предал. Но любви не прикажешь, я не смогла забыть любимого предателя  - и   рассталась с супругом. Хорошо, что у нас не было детей. Я не смогла бы их предать.
ГРИГОРИЙ: Вы самая обаятельная женщина из всех, которых я встречал. Вы умная, красивая и какая-то …
ГАЛИНА: Какая-то?
ГРИГОРИЙ: Не знаю, как это назвать. Короче, на вас бы я женился. Если вы согласитесь.
ГАЛИНА: А если Галя не разрешит?
ГРИГОРИЙ: Мне почему-то верится, что она бы разрешила.
ГАЛИНА Гриша, неужели ты меня не узнал? Гриша!
ГРИГОРИЙ: Галя? Галя, это ты? (Становится на колени перед ней). Прости меня, бывшая девочка Галя, не узнал тебя. Прости! Ты выйдешь замуж за меня, успешная и прекрасная женщина Галина Федотова?
ГАЛИНА. Встань! На этой женщине я разрешаю тебе жениться, бывший мальчик Гриша.

                Поцелуй.

                ЗАНАВЕС.


Рецензии