На краю обрыва
Однажды, на утреннем построении была дана команда: срочно переправить самоходом на ремонт четыре тягача, а для сопровождения, на случай возможной поломки, придать дежурный тягач МАЗ-537, на кузове которого, как положено, разместить бетонный блок и жесткие сцепки.
Когда заправляли баки дизельным топливом, командир моего отделения, прижимистый по натуре, дал указание прапорщику, заведовавшему складом ГСМ - горючесмазочных материалов и заправкой, заполнить топливом баки по самому минимуму – чтобы только доехать. При этом говорил: «Нечего разбазаривать народное добро, оставшееся топливо в машинах по прибытии не возвратят». Этот факт запал в моем сознании. Я не посмел возразить.
И вот, двинулась колонна: впереди три тягача из четырех, подлежащих ремонту, за ними дежурный тягач и последним, как принято по правилам, на четвертом, седельном тягаче МАЗ-529, в качестве старшего, находился я.
Не доезжая пяти километров до места назначения, на протяженном крутом спуске, внезапно заглох мотор тягача, на котором находился я. Машина накатом ускоряла ход по склону. Смотрю на водителя, он весь бледный, крутит отчаянно баранку, дергает рычаг ручного тормоза, но машина его не слушается. Рулевое управление и ножные педали тормоза, соединенные с гидроусилителем, работают только тогда, когда работает двигатель.
А наша машина, предоставленная самой себе, все больше набирала ход, стала постепенно сходить с дорожного полотна, правой частью бампера стала чиркать по полосатым столбикам, стоящим у обочины дороги, а затем и сбивать. За обочиной крутой обрыв. Я подумал:«Может быть спрыгнуть?» и, даже, чуть приоткрыл дверь. Но посмотрев на водителя – отказался – ведь не бросить же его одного, что потом скажут. Аж в глазах потемнело.
Но тут произошло чудо! Перед нашей машиной вдруг показался задний борт дежурного тягача с бетонным блоком в кузове. МАЗ-537 легко соприкоснулся с передним бампером и решеткой радиатора нашей машины и мы оказались связанными в единое целое. Через несколько секунд мы все вместе остановились, быстро выпрыгнули я и водитель. Смотрим:правое колесо нашего тягача висит над обрывом и вращается по инерции.
Так мы с водителем и нашей машиной спаслись. Можно сказать: родились заново.
Как позже рассказал водитель дежурного тягача, шедшего впереди нас на расстоянии 50 метров: «Через зеркало заднего вида увидел, что с нами что-то неладно и быстро решил подставить задний борт своего тягача». Выполнил он так искусно и мастерски, что и решетка радиатора даже не деформировалась.
Я на всю жизнь запомнил фамилию этого водителя – она звучит необычно: Клепало. Родом он был из Украины. Может, откликнется, если случайно прочтет этот рассказ?
После выяснилось: сверхнормативные запасы топлива мой командир отделения совместно с завскладом ГСМ продавали гражданскому населению на близлежащих трассах. Но это уже другая история.
Ах, чуть не забыл дописать следущее.
Спустя две недели, когда моего спасителя начштаба прямо на плацу прилюдно
стал громко распекать и грозить отправкой на "губу" в дивизию за неплотно затянутый - низко опущенный поясной ремень гимнастёрки (было такое модное поветрие среди солдат), я спас его от жёсткого наказания, рассказав офицеру о происшедшей истории на краю обрыва.
Я также просил командира части отметить во время всеобщего построения геройский поступок рядового водителя Клепало, в результате действий которого спаслись люди, а также техника, но за многочисленные мелкие нарушения дисциплины
солдата, моя просьба была проигнорирована. Зато другого солдата, младшего сержанта по званию, служившего в должности машинистки-делопроизводителя, печатавшего различные справки и раскладывавшего по папкам письма, при этом регулярно чистившего щёткой мундир командира, а также обувь, всегда открывавшему входную дверь командованию части не только по утрам, неоднократно поощрял на всех всеобщих построениях и дважды предоставил 10-дневный отпуск домой.
07.02.2015г. Ильин М.И.
Свидетельство о публикации №216013101379
И все это из-за корысти других людей. Это, на мой взгляд, самое отвратительное в этой истории. Причем, случись ЧП (тьфу-тьфу!), скорее всего, наказали бы командира части, его зама по технике, а комод, больше, чем уверен, остался бы без каких взысканий.
И ещё. Обычно, армейские водители садятся за баранку сразу после курсов ДОСААФа. И навыков практического вождения у них совсем немного. Это сразу видно, как только машина проезжает через КПП за ворота части. Даже при средней интенсивности движения и на относительно ровной дороге, такой водитель ведет себя достаточно нервно.
И то, что Клепало правильно и умело среагировал в сложной ситуации, на мой взгляд, ясно и однозначно говорит о том, что ещё до призыва у него была довольно приличная практика самостоятельного вождения.
P.S. Рулевое управление и ножные педали тормоза, соединенные с гидроусилителем, работают только тогда, когда работает двигатель.
Я не автослесарь. Просто водитель. Со стажем и опытом. Знакомый (опять же, благодаря старому, доброму ДОСААФу!) с основами работы ДВС и различных систем автомобиля. Поэтому не утверждаю, что на 100% прав, но на мой взгляд, здесь есть нюансы. О которых я постарался подробно расписать в замечаниях на предыдущую рецензию. Может, найдете в этих дополнениях что-то полезное. А может, и нет. Но лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал.
P.P.S. С Днем Победы, Меркурий. За тех, кто в сапогах. Дай Бог, чтобы наступили времена, когда те, у кого погоны на плечах сегодня, из своего штатного оружия стреляли исключительно на стрельбищах. Строго отчитываясь перед старшиной за отстрелянные гильзы.
Константин Кучер 09.05.2025 12:50 Заявить о нарушении
Меркурий Ильин 09.05.2025 16:44 Заявить о нарушении
Константин Кучер 09.05.2025 20:33 Заявить о нарушении
Константин Кучер 10.05.2025 08:32 Заявить о нарушении
Меркурий Ильин 10.05.2025 17:59 Заявить о нарушении