Обсуждение. Типология пацифизма

    А теперь тишина… соловьи поют. И поля васильками выстланы.*
                Виктор Вороненко

Данный текст не есть эссе или блог-пост, поэтому не стану растекаться по древу, писать длинное и красивое вступление: мол, " Война", "Мир", "Страдание", "те, кто против...". Давайте, вы сами: фантазии вполне достаточно, чтобы представить стандартную такую подводку, если она вам нужна.
Меня мало интересует "за" или "против", "хорошо" и "плохо", "патриоты" и "пацифисты". Всё, что мне интересно сегодня и сейчас: простая и ясная типология, классификация антивоенной поэзии. Возможно, представленная схема будет не полна, по вашему разумению: в таком случае, предлагаю вам помочь мне её дополнить.

1. Цветы, любовь и красота.
Ни слова о войне, ни слова о страданиях: прекрасное, вечное, чистое. Сам по себе такой текст не является антивоенным, но, ведь, кроме самого текста в себе, есть и сопровождение: написал про ромашку, а картинку приклеил, как хиппи вставляет цветок в дуло карабина; написал про любовь - разместил на форуме милитаристов; в Новостях о Сирии, а ты про розовые бантики.
Конечно, заклюют, засмеют, разнесут по всем интернет-кочкам. Но в том и подвиг: эдакий блаженный графоман, проповедующий луга и травки - статус мученика не повредит, а в бан точно не отправят.

2. Цветы, любовь, красота и войнушка.
На фоне танки грохотали, а небо! Небо-то какое под Аустерлицем! Тут же у разбитого БТР танцуют танго/вальс/контемп, а босоногая девочка в ночнушке собирает обгоревшие ромашки.

Действующие лица:

Солдат - заглянул сюда на часок, устал от войны, хочет домой, где колыбель качается, как маятник, отсчитывая годы, потерянные навсегда.
Поселянка - ждет мужа/брата, танцует с Солдатом, представляя, что он не он. Олицетворяет всех тех, кто ждёт.
Босоногая девочка - может не делать ничего, от одного её появления на сцене слёзы текут ручьём.

Всё действие проходит в антракте между двумя батальными сценами, поэтому - большая просьба - в буфет не убегать.

3. Плач Ярославны.
Этот тип в равной мере взяли на вооружение обе стороны и бомбят, иногда, по неосторожности, по своим.
Пейзаж невероятно узнаваем: солдаты уходят в горизонт, льёт дождь, откуда-то слышны хрипы заедающей пластинки. Ярославны поделились ровнёхонько пополам: первые, утирая слезу, шепчут: "Вы их там бейте, супостатов, иродов, но возвращайтесь". Вторые (эти и интересны нам сегодня) чуть более человечны, но тем подрывают боевой дух армии. Благо, уходящие в горизонт их плохо слышат.

Чтобы вы не подумали тут, что я такой вот, кислых щей повар, скажу, что и сам туда ж хаживаю.**

4. Генерал! Наши карты - дерьмо. Я пас.***
Вот тут можно оторваться по полной. Самый творческий, самый изобретательный метод: война во всём её абсурде, ехидно, глупо, смешно, сколь угодно бредово. Какую хрень не напишешь - всё метафора да иносказание. Плюс, любая нецензурная брань и физиологизм отлично сядут в ткань такого текста. Одна беда - соревноваться с Бродским - себе дороже, похоронят, как поэта, на раз-два.

5. Кровь, кровяка и кровинушка.
Неприкрытый реализм. Убираем всю иронию, добавляем больше натуральных земляных и красных оттенков. Ужасы. взрывы, оскалы, оторванные конечности. Панорама "Ужасы войны". Можно, в принципе, на том и кончить, но для самых продвинутых - в конце добавляем немного сантиментов: снова выбегает, уже знакомая нам, босоногая девочка. Варианты: убитый парень оказывается совсем мальчишкой, вспоминаешь сына/дочу/ дом/ любовницу/ кошку (нужное подчеркнуть).
Действует безотказно, как АК-47.

6. Ну и наконец, самый любимый мой тип: бей, режь, кромсай, ату его!
Патриотически-милитаристские стихи написанные так пошло и бездарно, что в сердце сразу буйным цветом цветет #pacific, просто из чувства физиологического отторжения. Данным авторам - отдельный низкий поклон за ту миротворческую миссию, что они взвалили на свои щуплые плечики.

Увы, как бы я ни был благодарен этим героям, не все можно объяснить издателю. К моему глубокому сожалению, весь огромный пласт таких текстов не сможет войти в сборник, который мы делаем с издательским домом Максима Бурдина.****
Всех остальных: милости просим, возможные варианты композиции я вам накидал, можете предложить свою классификацию или дополнить данную.

С уважением,
Арсений Ж-С,
креативный директор альманаха
ЛИЛИ МАРЛЕН.

P.S.
7. Агитационно-прямолинейные.
"Нет войне! Хватит стрелять! Все по домам!"

8. Стихи-мемориалы
[из рецензии на неплохой текст]
Понятно, что первая волна - рефлексия прошедших войну: к ним никаких критериев предъявлять не хочется, это их отношения со своим внутренним миром. Есть другое: выросшие на рассказах о... Есть мемориал: как раз то, что мне видится здесь - попытка назвать по именам, сохранить. Последнее, возможно, перед забвением - самый важный тип: помещение опыта войны в некоторую общую картину мира и истории - то, что проделал Толстой с войной 12.
Не пора ли с войной 41-45 совершать хотя бы попытки последнего? Насколько нужно устанавливать новые и новые мемориалы? Не происходит ли инфляция памяти о войне от того, что мы застряли на этом мемориальном типе?
Вопросы на которые я не собираюсь ни отвечать, ни навязывать точку зрения. Но конкретно ваш текст вызвал странное ощущение: "вот и еще один вечный огонь зажгли. Еще один..."
Арсений Ж-С

___________________________________________________________
*После боя - 2 (Виктор Вороненко) http://www.stihi.ru/2014/10/13/216 (Отличный текст. Ничего не имел плохого сказать)
**Шум мотора под звуки вальса (Арсений Ж-С) http://www.stihi.ru/2015/02/14/2751
*** Письмо генералу Z.(И. А. Бродский)
**** Альманах Лили Марлен. Прием заявок http://www.stihi.ru/2015/12/19/7344

________________________________________
Ссылки из обсуждений:

Остановим войну - страница антивоенных стихов
 http://www.stihi.ru/avtor/vikt61

Алексей Потапов - два текста типа #4
http://www.stihi.ru/2015/11/24/11628
http://www.stihi.ru/2015/05/23/5447

Отличный текст Кати Солдатенко, который не смог классифицировать
Нения http://www.stihi.ru/2015/12/30/4027


Рецензии