Время смыслов. Глава 43
2.Затем надо будет, используя произведения Пастернака и Мандельштама, а также воспоминания Сергея Дурылина,Владислава Ходасевича,Надежды Мандельштам,Николая Анциферова и Константина Локса и сравнивая их с творчеством таких знаковых фигур раннего советского периода, как Булгаков,Есенин,Маяковский,Зощенко,Платонов, Ильф и Петров и Алексей Толстой, сопоставляя их при этом с важнейшими документами советской культурной и образовательной политики 1920х и 1930х годов, наметить грани, структуры и пределы раннесоветского культурного синтеза, который лег в основу образования и воспитания того поколения, которое сыграло главную роль в защите страны от нацистского вторжения в эпоху ВОВ.Нам нужно будет выяснить конкретно по мере возможности соотношение между этими культурными установками и реальным поведением участников боевых действий,в чем нам помогут произведения Симонова, Гроссмана и другие источники.
3. Нам надо также будет учесть ключевую роль, которую в этом раннесоветском культурном синтезе сыграло Пушкинское творчество, включая замечательный художественный анализ исономной парадигмы власти и динамики идентичности в таких произведениях как Медный всадник и Борис Годунов.В свою очередь классические образы Пушкина в сопоставлении с результатами нашего контекстологического анализа развития российской и советской идентичности и с ключевыми политическими, литературными и философскими текстами Западной Европы эпохи Ренессанса,Барокко и Просвещения позволят нам сформулировать вопросы по поводу общего развития европейской социокультурной идентичности.
4.Таков в общих чертах план первого тома этой книги.И поскольку ее главной задачей является выявление общих закономерностей исторической динамики идентичности я буду по мере необходимости делать сопоставления и сравнения разных периодов и культур, там где я считаю такие сопоставления уместными и полезными для понимания исторических процессов.
5.По мере того, как мы будем расширять и углублять наше понимание парадигм идентичности мы сможем лучше использовать эти парадигмы для осмысления конкретной исторической динамики идентичности. Очевидно, что возможность обнаружить в том или ином тексте тот или иной тип идентичности является только необходимым первым шагом на пути к пониманию исторической динамики. Следующим шагом должно быть выявление конкретного содержания данных контекстных полей, состав и роль которых может меняться (иногда довольно драматически) в зависимости от меняющихся исторических обстоятельств.Иными словами внутри контекстных полей нам нужно научиться идентифицировать те или иные специфические контекстные факторы (которые в принципе могут иногда переходить из одного контекстного поля в другое или менять свои функции оставаясь внутри данного контекстного поля).
6.Нам нужно также научиться понимать процесс развития и смены парадигм идентичности, включая разнообразные контекстные сдвиги, переходы, опосредования и замещения.В связи с этим нам предстоит исследовать различные уровни идентичности, которые определяются характером взаимодействия контекстных структур и энергий внутри контекстной матрицы идентичности.
7. Все это разумеется должно найти себе применение. Наша модель имеет смысл только, если она работает и приносит пользу, позволяя нам углубить наше понимание тех или иных конкретных исторических явлений.
8.Мы начнем с того, чтобы, используя произведения Раевского и Булгакова и дополняя их свидетельствами других современников, составить список элементов существовавшей в эпоху начала Гражданской войны конфигурации идентичности. Эти элементы нам надо будет соотнести с конкретными контекстными полями и парадигмами, внутри которых они играли роль контекстных факторов.Этот список контекстных факторов нам затем предстоит расширить, используя другие источники. Вначале просто перечислим эти элементы,а затем перейдем к краткой характеристике специфических контекстных факторов и их меняющейся в ходе исторического развития роли.
Конец главы.
Свидетельство о публикации №216013101704