Бегущие дороги. каджурахо-варанаси

Заграничных поездок не ждала. Прошли три года, наполненные до краёв значимыми событиями, занимавшими мысли и душу,когда места ни для чего другого не остается. Сбывались невысказанные предсказания индийского мага.
Вдруг, как обычно непредсказуемо, в конце января 1985 г. отправляют в Индию. Снова в Индию! К тому же на два срока. И по двум новым маршрутам. Не знаю, какой фактор сработал - не просила, не думала, не желала.
Не могу не сказать, к этому времени во мне накопилось столько отрицательных эмоций и усталости в связи с тем, как ЛГУ обошёлся с сыном, сводя счеты с его отцом, завкафедры иностранных языков, профессором Политехнического Института.  Чувство собственной беспомощности, униженности, подавленности, неспособности что-либо изменить сопутствовало неотступно и стало модус вивенди.  Жизнь превратилась в механическое исполнение обязательств перед семьей и работой. Желаний не было. Предсказания индийского мага сбывались в полной мере.
Поездка в Индию с группой от Института Культуры из Питера сегодня представляется мне логичным завершением предсказаний. Так должно было случиться. Именно группа от Института Культуры явилась во спасение. It was God-sent to me(хотя тогда этого не сознавала). I believe it.
Группа не сборная, как привычно. На этот раз все принадлежат Институту Культуры. Состоит из преподавателей и заведующих кафедр разных факультетов: экономики, информатики, библиотековедения, философии, истории, также кафедр режиссуры, дирижерской, и, конечно, лингвистики. Последнюю возглавляет Ирина Исаевна Басе, лучший японист в городе; милейший человек, умница, настоящий интеллигент (как известно, можно притвориться кем угодно,только не интеллигентом)Она сыграет роль в жизни моего сына после его поступления в Институт Культуры в сентябре 1985г. (что произойдет после второй попытки поступить в ЛГУ,циничное NO без объяснений)
Помимо информатики, библиотековедения, английского сын в качестве факультатива возьмет японский язык и преуспеет настолько, что позже, закончив курсы гидов при "Интуристе", между делом отработает сезон с японскими группами в качестве гида. Таковы были правила игры при поступлении на курсы.
Диплом будет писать по информатике на кафедре Голубева Леонида Кирилловича (придется ездить в Петергоф для работы над дипломом,только там имелась основная база и необходимая техника(в 80е компьютеры большая роскошь)Л.К.Г. оказался в январской группе в Индии.
С этого началось наше знакомство. В поездке держится скромно и независимо. При нем юная стройная красотка(секретарша или студентка?)Другими словами вполне самодостаточен. При этом most helpful во всех ситуациях. Понимает всё без лишних слов. Именно Л.К. подскажет идею поступления по результатам университетских балов. С сыном они станут real pals in a good sense. Много позже узнаю, что Голубев уехал в Израиль for good. А жаль! Большой умница.
Программа поездки интенсивная, но ограничена рамками зимних каникул. И заказная - составлена по специальному маршруту. Good for me! I’m sick of India (пятый раз!)   Начинается маршрут традиционно: Дели-Агра(без Джайпура,thanks God)с добавлением a new leg of Каджурахо-Варанаси.
Как обычно, рейс из Москвы занял шесть часов (плюс разница во времени 2.5 часа)-летим ночью, утром расселяемся в любимом отеле "Империал".                Особенность специальной программы это включение общественных учреждений: Indian Council for Historical Reseach, House of Soviet Art & Science, Университет, Профсоюзы. Много переводов официальных речей. В Индии гид и переводчик две разные профессии; как, впрочем, во всем цивилизованном мире. Местный гид никогда не переводит официальные речи.
Индийские профессора,как и профсоюзные лидеры, лучшие демагоги в мире. Могут говорить часами, при этом ничего не сказать.После январских холодов в Питере                нашим институтским преподавателям эти приемы в английских традициях на красиво подстриженной зеленой лужайке (с орешками, безалкогольными напитками & соокies) пришлись по душе. Два дня в Дели прошли на одном дыхании.
Третий день: ранний отъезд в АГРУ, посещение Сикандры en route, полный набор экскурсий, включая Тадж Махал in the afternoon. Завершился день "Вечером Общественных Встреч" (lots of bla-bla-bla).                Самую большую радость доставила гостиница "Mughal Sheraton"(здесь я впервые -жаль,всего одна ночь). Даже кондиционеры работают. Это новая цепочка пятизвездочных  гостиниц  Шератон. Начинается необычная, неведомая часть Индии, совсем мне незнакомая. Вылетаем в Каджурахо, штат Мадхапрадешь. Казалось, после Эллоры-Аджанты меня ничем не удивить. Оказалось не так. Совсем не так! Эта часть Индии еще  одна  магическая  ипостась  непостижимой  цивилизации.                Группу расселили в только что построенной гостинице "Jass Oberoi"; впечатляет компромиссом рациональности и комфорта. Несмотря на двухчасовую задержку рейса,  времени на душ и ланч хватило.
О Храмах Каджурахо написано больше, чем о других архитектурных памятниках Индии, т.к. они связаны с философией Тантризма(одна из дивиаций индуизма).Эти храмы надо увидеть хоть раз в жизни своими глазами, чтобы понять это религиозное течение. возникшее внутри брахманизма (точнее в его более поздней форме буддизме).               
Каджурахо имеет особое качество, ибо отражает в архитектурных формах необычную философию. Понять это для европейца непросто, ибо отражает другой менталитет в основном неарийских племен, с преобладанием низших каст на определенном этапе исторического пути.               
Каджурахо небольшая туристическая деревня, где на большой территории на фоне ухоженных лугов с красивым травяным покровом, разбросано 25 сохранившихся храмов средневековья (9 -12 вв). Прежде их было 85, и возведены они были при династии Чандела, затерявшейся в 13 веке. Эти культовые учреждения представляют северный стиль храмовой архитектуры. Светских построек не сохранилось. Собственно и Каджурахо оставалось неизвестным человечеству, пока в 1838 году комплекс не был обнаружен одним британцем (сегодня  под защитой ЮНЕСКО).                Штат Мадхапрадеш Центральной Индии в основном знаменит группой храмов посвященных богу Шиве, Вишну и другим ипостасям верховного бога. Храмы различны по величине, возрасту, материалу: три из гранита, остальные из песчаника. Различаются по расцветке этого песчаника: от блекло-желтого до коричневого и даже розового. Все храмы ориентированы по оси восток-запад и представляют многоярусные сооружения на подчеркнуто высоком основании. Своеобразная платформа типа террасы или открытой галереи обрамляет храм по всему периметру.Храм вытянут вверх,имеет криволинейный конус в качестве навершия.                Самая притягательная особенность этих храмов сплошной объемный скульптурный орнамент (высокий рельеф) в виде ленты, стягивающей храм поясом. Ряды расположенных друг над другом композиций до самого верха обращены вовне, словно стен нет.
Конечно, в храмах присутствует и внутреннее пространство с делением на трансепты и санктум (квадратное святилище в центре). Санктум приподнят и украшен четырьмя колоннами по углам и статуей бога или его лингам в центре. Богатый резной потолок, колонны, пилястры, все поверхности интерьера покрывает скульптура и орнамент из любовных пар, цветов, мифических животных.
Существует строгая иерархия в расположении действующих героев, как в иконостасе православного собора.Внизу иерархической лестницы находятся животные, включая мифических: слоны, кабаны, верблюды, кони, обезьяны, собаки, попугаи. Над ними идет светский ряд: правители, их семьи, учителя, танцоры, музыканты, светские сцены общения и каждодневных занятий. Третий  ряд  занимают  апсары  (нимфы), самые  любимые  персонажи  индийской  мифологии.Этот пояс самый многочисленный. Апсары изображены в чувственных позах с тщательно отполированной грудью и другими  выступающими  частями  тела. Какая-то  особая  утонченность, культ изящества и совершенства. И целомудренность! Апсары изображены в жанровых композициях:  то перед зеркалом расчесывают волосы, то совершают омовения, иногда с детьми. Выше расположены боги и их слуги. Самый верхний ряд занимают религиозные символы в точном соответствии с формулами и предписаниями (любопытно,такая же схема присутствует в христианских храмах, где на иконостасе расположены ряды в полном соответствии с предписанием Церкви. Других аналогов не знаю.
Слово "тантра" означает "сокровенный текст, магия". Тайную науку о ритуалах, составленную из текстов тантра назвали Тантризм. Он распространен в Индии, Непале, Бутане; главный центр Тибет. Особенностью является крайняя эзотеричность сект и обрядов. Используются методы йоги, при этом отличаются от аскетических практик индуистских обрядов. Даже наоборот: акцент на активизации внутренних потенций, отождествление чувственного экстаза с мистическим, как способ продления жизни. Очевидна полная несовместимость привычных моральных норм и ритуалов с Индуизмом.
Это упрощенная схема сущности Танкризма. На самом деле адепты верят, что в результате практик человек достигает нового состояния осознания себя в пространстве, разум иначе считывает информацию с органов чувств, изменяется механизм интерпретации. "Внеличностное существо достигает вселенского сознания". Это по-научному. Понятно одно: секс в Тантризме служит способом общения со Всевышним, уподоблением Создателю. В отношении к сексу присутствует философский смысл, созвучный буддизму: входя в храм, человек должен избавиться от всех желанийпутём их осуществления, включая секс. Таковы практики тантризма.               
Некоторые считают храмы  иллюстрацией к древним текстам Камасутры, знание которой было чуть ли не обычной практикой. Секс был общедоступной темой. Есть другая позиция: размещение любовных сцен на нижнем уровне внешнего убранства храмов указывает реальное место половых отношений в иерархии ценностей человека. Скульптурные сцены эротического содержания выполнены объемно, в два-три человеческих роста и составляют не более 10% храмовой скульптуры. Но именно эти альбомы составляют доход местного бизнеса(все туристы попались на эту уловку, и даже я, из любопытства!) Альбомы "неприличного" содержания (к тому же ужасного качества) отличная приманка для неискушённого туриста.                Последняя ремарка: широкие ленты на храмах эротического содержания это красиво, сочно, варварски откровенно, натуралистично… Уникально!  Недаром  Каджурахо  считают  одним  из  Семи  Чудес  Света   (возможно, восьмое!)                У нас необычная гидесса: красивая дама лет 40, very friendly, sophisticated, dandyish, flirting with clients (no harm), with a great sense of humour. Она оказалась парси. Её непохожесть проявляется во всем: в её внешности, стиле поведения, манере одеваться, особенно в той внутренней свободе, с какой она выражает свои мнения, отношения, как отвечает на вопросы.  She is a free-lance. Graduate of Bombay University, & well-travelled! Для Индии путешествовать в привычном смысле слова необычно. Туризм за границу практически отсутствует, даже сегодня. Кроме бизнесс-групп.
Что такое Парси? Парси ещё одно особое религиозное направление, имеющее другие корни. Это выходцы из Персии, которые, спасаясь от преследований мусульман, оказались в Индии, начиная с 8 в.н.э. Их философия  Зороастризм. Это древнейшее учение датируется периодом 6 тысячелетия до н.э. (или раннее, в зависимости от источника). Основоположником учения считают пророка Заратустра. Он исторический персонаж (как многие святые из других религий). Он жрец, мудрец-астролог (6 тыс. до н.э.)халдей, т.е. житель Мессопотамии.Существует поверье,что по происхождению он скиф - якобы, их предки пришли с севера, полукочевые скотоводческие племена ариев). Греки переименовали пророка в Зороастра (от греч.“астра” звезда).  Заратустра открыл людям древнюю мудрость на принципах “чистоты и праведности мыслей, слов и действий”. Это монотеистическая религия. Их Священная книга Авеста написана на расовом языке, близком к древнеперсидскому и санскриту. Этот язык нигде более не используется.Мало кто его знает, хотя, как утверждают,Зороастризм повлиял на мировые  религии  более, чем  Христианство или Ислам.                Доарийские религии пошли  по пути  поиска  глубинного смысла в самом человеке. Главный постулат: в мире существует два начала – Добро и Зло.  Пророк учит человека отличать одно от другого. Главное, только сам человек имеет право выбирать между ними. That’s the short of it.                Основной  постулат Зороастризма состоит в том, что основой созидания и очищения являются четыре стихии: земля-вода-воздух-огонь. Огонь - всеочищающая сила, символ божественной энергии, посредник между богом и людьми. Существует понятие “внутреннего света”, который хранит и очищает от скверны. Свет- это зримый образ Бога в физическом мире (они молятся лицом к любому источнику света). В храмах во время молитвы должен присутствовать огонь. Огонь пронизывает бытие и духовное и телесное;  он являет символ чистоты, очищения, освобождения от скверны.
Парси называют “огнепоклонниками”. Огонь-главное во всех ритуалах, включая погребальный.Часто не в храме,а на свежем воздухе.И сопровождается песнопениями и танцами. Учение полно любви к окружающему миру.
Коснулась этой темы не случайно. Мы стали свидетелями погребения, точнее похоронного ритуала на пути к Башне Молчания. Эта случайность не была частью программы. Мы проезжаем на автобусе через густой парк (я бы назвала его лесом - безлюден и достаточно мрачен). Слева взбегает в гору, справа под уклон. Вдруг перед нами возникает необычная процессия: все одеты в белое (без вариантов). Белые одежды цвет очищения. Все пляшут, вернее пританцовывают, воздевая руки к небесам, весело голосят. Пением это не назовешь. Во главе процессии несколько человек несут на плечах носилки with a dead body, also wrapped in white. Гид объясняет, что процессия направляется к "Башне Молчания", расположенной в отдаленном изолированном конце большого лесного массива (просто так люди здесь не гуляют).Автобус медленно ползёт за процессией,пока не достигает этой самой башни. Зороастризм предполагает веру в реинкарнацию, как и многие другие восточные религии. Мертвое тело считается источником осквернения всего живого. Отсюда никакого ритуала прощания, любое выставление напоказ неприемлемо.
Процессия дотанцевала до Башни Молчания, которая хорошо видна из автобуса, и неожиданно скрылась с дороги. Народ подавлено молчит. Наша гид объясняет, что теперь процессия оставит тело у подножия Башни. На этом их роль заканчивается. Дальше ритуал не для глаз. С помощью служек, воды, огня и лифта, тело окажется на самом верху Башни. Вместо крыши металлическая решетка, где тело оставляют во власти стихий и финальному съедению грифонам. Эти птицы-хищники великого размера и отвратительного вида, шумные и раскормленные, в большом количестве обитают в этих местах. Они довершат погребальный ритуал. Обглоданные кости умершего просыпаются через решетку и сгорают.
Не скажу, что моей интеллигентной группе понравилась эта тема, но слушали завороженно. Ритуал не предназначался для посторонних. Все притихли. Правда кто-то любопытный поинтересовался, не являются ли эти птицы источником заразы и эпидемий, разнося мертвечину. Ответ не последовал. Испытания следующего дня оказались покруче.


Рецензии