мистические подарки русских сказок 7

Архетип Персоны в славянских мифах и сказках. Часть 2.

«Бесхитростность, бескомпромиссность, прямолинейность.
Как хорошо, что ни одному былинному богатырю не довелось оказаться в избушке Бабы Яги! Только представьте, как повел бы себя с колдуньей Илья Муромец. «Давай сюда, старая, волшебный клубочек, яблоко, ну, и что там у тебя еще есть! Не то голову с плеч!» – проревел бы богатырь.»

Это было бы интересно, как бы не было  так фальшиво:




сидела баба-яга, ноги в потолок уперши, и пряла шерсть. Увидя Ивана-царевича, баба-яга сказала:
- Фу-фу-фу! Как доселева русского духу слыхом не слыхано, а нынче русский дух воочью совершается. Зачем ты, добрый молодец Иван-царевич, сюда зашел, волею или неволею? Я здесь живу уже сорок лет, а никакой человек мимо меня не прохаживал, не проезживал, ни зверь не прорыскивал, ни птица не пролетывала; а ты как сюда забрел?
- Ох ты, глупая старая баба! — в ответ сказал Иван-царевич. — Ты прежде меня, доброго молодца, напой-накорми, да тогда и спрашивай.
Яга-баба тотчас вскочила, собрала на стол, напоила, накормила царевича и в бане выпарила и стала опять спрашивать:
- Как ты сюда зашел, добрый молодец, волею или неволею?
Ответ держал Иван-царевич:
- Сколько волею, а вдвое того неволею. Иду я искать моих родных сестриц Луну и Звезду; а где их сыскать — сам не ведаю.
- Добро, Иван-царевич! — молвила баба-яга. — Молись богу и ложись спать: утро вечера мудренее.
Царевич лег спать и от дорожного труда заснул крепко. Поутру, чуть только на дворе рассветать стало, яга-баба начала его будить:
- Добрый молодец! Пора тебе в путь идти.
Встал царевич, умылся, оделся, помолился, на все четыре стороны поклонился и начал с ягою прощаться. Тогда яга-баба ему сказала:
- Что ж ты, царевич, со мною прощаешься, а не спросишь, куда тебе надобно — в какую сторонушку? Ступай-ка ты, добрый молодец, вот по этой дороженьке и увидишь в чистом поле палаты белокаменные; в тех палатах живет твоя большая сестра Луна. Только трудно тебе взять ее, потому что живет с нею нечистый дух; приходит он в палаты медведем, а как войдет — тотчас оборачивается человеком.
Царевич простился с ягою, надел на себя сапоги-самоходы и пошел в путь. На третий день увидел он в чистом поле белокаменные палаты, покрылся шляпою-невидимкою и вступил в спальню к любезной своей сестрице, прекрасной царевне Луне.
 И сказано это в


Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице царь-девице .

И о чём это говорит? О полном невежестве автора: вежество — то, что отличает нормального человека от разбойника — охальника.

« Тут бы и пришел ему конец. Околдовала бы его ведьма и как барашка зажарила. Не стал бы он и смерть Кощееву, хитроумно спрятанную, разыскивать, также бы попытался напасть в открытую, и также бы погиб.» - автор сама же забыла свою же былину — ни погиб даже у неё. Да вот только есть такая сказка — Богатырь называется. Вот её начало:



«В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: "Иди, Богатырь, совершай подвиги!"»

Так что богатыри там не только бывали, но и рождались.



«Бесхитростность, бескомпромиссность русского богатыря происходит вовсе не от малоумия и несообразительности.»

Да, Алёша не силой силён, а напуском смел... А уж история про посольство Муромца к Тугарину — это вообще прямолинейно. Да. Всю орду развёл на бабки как кроликов. Три дня дань вёз, потом ещё себя искал три дня. Неделю мозг парил всей орде. А потом прямолинейно так вырвался из становища, чем окончательно подорвал вражий дух. Что как раз отметает последующий пассаж:

 «Это вопрос принципа. Ему важно не просто победить, но победить обязательно в «честном бою», всенепременно лицом к лицу с противником, без хитростей, уловок и недосказанности. Иначе для богатыря это и не победа вовсе. Консенсус – это тоже поражение. Только бой! Кто сильнее, тот и прав. А если силой взять невозможно – пасть смертью храбрых на поле боя, ибо это означает, что правда от тебя отвернулась, а, значит, и жить на Белом Свете более незачем. Никаких «точек зрения» для богатыря существовать не может: у него Правда, у противника Кривда, вот и весь сказ.»

Как то припоминается поединки богатырей. Как тогда понимать то? Ведь оба не победили? А вот консенсус богатырю не положен — на это князь есть. А богатырь ОБЯЗАН давить как танк, что бы князь как раз мог консенсусы рассматривать. Они очень хороши и разнообразны, когда богатырь врагу мошонку на кулак наматывають. А когда наоборот, то консенсус называется ультиматум.

 «И какое ему дело до того, что Бабе Яге и самой молодильные яблочки, волшебные клубочки и весь остальной магический реквизит достался вовсе не за здорово живешь, да и вообще это ее частная собственность, нажитая, между прочим, честным нечистым трудом!»

А что нечестно, то незаконно.

«Какие могут быть переговоры? Как говаривал один мой родственник: «Если все понятно, что об этом говорить. А если ничего непонятно, то и разговаривать не о чем». Богатырю понятна его Правда, и если Баба Яга подобру-поздорову в национализации своего имущества участвовать отказывается – саблю наголо, да рубить старую. Однако, «раскулачить» Ягу не выйдет, кто к ней со своей силой сунется, тому больше не видать красна солнышка, по Земле русской не хаживать. И можно ли назвать это Злом? То, что для богатыря единственная, бескомпромиссная правда, для Яги – вероломство, насилие и грабеж.»

Да не заметно что то, что бы богатыри так жаждали хабару и зипуна. Да и противников часто милуют. Да и на чужое не зарятся.

«Бескомпромиссность, эта богатырская, а на самом деле просто архетипическая восточнославянская черта, не раз приводила к большой беде не только былинных персонажей. Скажем, то самое сильно мифологизированное, но все же исторически реальное «монголо-татарское иго» началось именно с импульсивного, нерасчетливого поступка русских князей. Обратимся к Гумилеву: «Важно то, что монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. Прибывшие к русским князьям монгольские послы привезли предложение о разрыве русско-половецкого союза и заключении мира. Верные своим союзническим обязательствам, русские князья отвергли монгольские мирные предложения. Но, к несчастью, князья совершили ошибку, имевшие роковые последствия. Все монгольские послы были убиты, а поскольку по Ясе (да и по совести – прим. автора) обман доверившегося является непрощаемым преступлением, то войны и мщения после этого было не избежать».»

Гумилёв автор уважаемый, Вот только совесть тут не причём: по европейскому обычаю  убийство послов — знак готовности биться до конца. Вот только стали бы монголы принимать под руку таких союзников, которые с лёгкостью отрекаются от союзов? Ведь те же половцы — исчезли. И не факт, что это не  было  следствием из знаменитого бегства при Калке.  Умение юлить вещь хорошая, да только ведёт оно к гибели народа.

«Неприятие вариативности внешней реальности, такого понятия как «иная точка зрения», а вернее его непонимание, невозможность пойти на переговоры превращают окружающий мир героя в скопище врагов. Почему-то разъяснить, убедить, попросить является для русских унизительным! В своей практике я встречаюсь с этим мистическим явлением практически в случае с каждым клиентом!»

Не знаю, но как то русские умудрились собрать в своём государстве 150 народов без их истребления. А ведь раньше их было в десятки раз больше — вот кто помнит, что те же перьмяки отнюдь не славяне или Тула — приданое монгольской царевны? А доблестные англы даже с шотландцами не уживутся на своём Острове?

««Разве непонятно, что если я пишу, что поругалась с начальством и мне плохо, надо приехать и встретить меня с работы хотя бы с цветами!?» – «праведно» возмущается девушка, которая за последние полгода рассталась с четвертым молодым человеком.» - женщина должна быть добра ликом, мягка и покладиста. А орать  ей как то не пристало. Хуже того — в страшном Домострое рекомендовалось, что если надо выпороть домочадца, то делать это уединённо, не ПОЗОРЯ и НЕ УНИЖАЯ его.  И сравним это с публичными порками в английских закрытых школах.  Так что если баба дура, то не надо это всем приписывать.

««А что, самому-то никак не додуматься предложить мне купить платье, если я при нем полчаса стою и на него смотрю?! Обязательно нужно унижаться и просить?» – негодует женщина постарше на мужа. При этом платье куплено, но вот выходные испорчены скандалом.

«Почему я должен выпрашивать собственную премию, напоминать, в ножки кланяться?! Я что, ее не заработал?» – «справедливо» обижается молодой сотрудник на начальника отдела. Подумаешь, что у того годовой отчет, и тот сам в это время получает профилактические взбучки от своего начальства? Обязан он был помнить о менеджере младшего звена Иване Кузьмиче! Уж не самому же Ивану Кузьмичу о себе о самом побеспокоиться!»

Два совершенно разных случая — жена хочет платье, а не зарабатывает его. Денег жалко, но её желание всё же перевешивает. Но деньги ОБЩИЕ. А вот человек РАБОТАЕТ. И своё он не выпрашивает, а ЗАРАБАТЫВАЕТ. И если ты не помнишь  о том, кто тебе самому деньги заработал, то ты херовый начальник. И нечего обижаться, когда тебя подсидят, забыв о том, как много ты для них сделал. И если бы Иван Кузьмич себе  сам выписывал премию — то мог бы. И это не мой бред: в Коране, уж что дальше то? Сказано — заплатить за работы ты должен ещё до того как на работниках высохнет пот. А ни когда они тебе напомнят. А уж тем более попросят. Попросить можно в долг. Аванс, а вот заработанное ты должен отдать сам. А иначе не жалуйся, если они возьмут сами.


«Нам, славянам, действительно, кажется (и это также отголоски архетипической соборности), что наша правда, наше понимание действительности, наши желания и ожидания – единственно верные и должны быть очевидные любому человеку.»

У вас, славян, я не в курсе, а вот у нас, русских именно так: если ты с нами, то одни правила, нет? То другие. А вот если ты вначале вроде бы как с нами, а потом вообще левый, то нет тебе веры вообще и не человек ты, а нежить. А вот соблюдение уряду — это святое. Так, есть быличка о том, что село сгорело полностью и доможилы остались без крова. И от тоски и безысходности выли ночами. Так погорельцы ПЕРВЫМ делом построили шалаши доможилам, что бы те не страдали. Хотя уряд с домовым заключили предки и без нотариуса.  Так что искусство консенсусов — это и есть основа русской ментальности. Именно тот самый общественный договор. И потом держатся надо его крепко. А вот к нарушителям да, относились сурово.


Рецензии