Генерал

По вечерам в семье Синицыных всегда происходило оживление. Родители приходили с работы, бабушка заканчивала дела по дому, дедушка заканчивал с починкой вещей и все садятся ужинать.
Маленький Ярослав сидел за столом вместе со всеми и внимательно слушал разговоры взрослых. Лицо его обычно в такие моменты было серьезным, и лишь иногда он отвлекался на разные дела (почесать коленку, погладить кошку, еще что-нибудь), но бывало это очень редко.
В очередной такой вечер речь зашла вдруг о профессиях.
- вот самое главное в работе – вещал отец – чтобы она тебе нравилась.
- вот-вот – подхватила бабушка – а еще чтоб деньги плотили самое главное. Больше платят – лучше работа.
- ну а вообще, сыночка, лучше всего делать то, что у тебя действительно получается – мать поцеловала маленького Ярослава в лоб.
-да – говорил отец – вот смотри, твой отец – достойный человек, работает строителем. Крановщик, пятый разряд.
- выбор профессии  - дело сложное – говорила мать – если сделал выбор – то делать его нужно так, чтобы всю жизнь мог заниматься этим делом.
- вот, помню, однажды – начал дед – работали мы с одним пареньком в офисе, так он живим был, внуком директора был, так он быстро все, хорошо все делал, так и в гору пошел, потом рядом с дедом своим встал – дед запнулся – ну, в общем, работать надо так, чтоб пуще лошади поле пахать.
- а ты кем хочешь быть? – спросил отец у маленького Ярослава.
Ярослав собрался с мыслями и ответил отцу
- я еще не решил, папа – голос его был спокойным и деловым.
Взрослые лукаво переглянулись, еле сдерживая смешки, что не укрылось от глаз Ярослава.
- что я сказал не так? – спросил он у семьи.
Да ничего, все нормально, ты пока не поймешь – ответил отец, захлебываясь смехом.
- он такой маленький, а уже такой серьезный – тихо сказала мать отцу и все снова начали давиться смехом.
Маленький Ярослав после этого случая начал думать о своей профессии. Его постоянно не покидало ощущение, будто он все время что-то делает не так, случаи со смехом повторялись, и он стал обращать на это внимание.
Во вторник с утра дедушка включил телевизор
- смотри, слава, какой там генерал!
Слава смотрел на парад и в детском его воображении уже стоял сам Ярослав в роли того самого генерала. Механизм запустился, лавина пошла с горы, Ярослав поставил себе цель.
Следующим утром он начал копаться в игрушках, перебрал все, абсолютно все детальки от лего, разъединил их, рассортировал по размеру, нашел всех солдатиков, а через день приступил к постройке боевых укреплений. Башни стояли на полу и гордо возвышались над остальными игрушками. Некоторые из башен были по пояс Ярославу. Еще через день пора было расставлять войска. На самом верху башен были лучники, маги, пушки, стрелки, а внизу были динозавры, пехота, драконы, машинки и Тузик.
Вскоре из комнаты Ярослава начали раздаваться плохо подделываемые голоса.
- ты, ты наступил на лапу моему дракону!
- и что? Я могу делать что хочу и как хочу!
- а так? Тогда тебя ждет смерть! Вперед, мои сильные воины!
- впереооооооод – закричал второй правитель
- впереооооооод – закричали все воины
- впереооооооод – закричал Ярослав.
Первая пушка выстрелила, снаряд полетел по дуге, отскочил от башни и попал в ряды противников, вызвав хаос на всем поле боя.
Драконы нападали на стены, конница на магов, стрелки на Тузика, стены яростно отражали пули на поле сражения. Все смешалось в кучу игрушекю
Тузик прошелся по полю боя, половина игрушек улетела в сторону. Лучники сбили драконов, маги выкинули Тузика, войск стало намного меньше.
Бой закончился, один правитель в сопровождении кучки солдат подошел к другому.
- ха-ха-ха, мои солдаты победили твоих и привели тебя ко мне. Никто не смеет стоять у меня на пути.
- нет, только не это! Пощади меня! Я не хочу умирать!
- нет, ты очень сильно меня обидел! Получай! – он пнул второго правителя своей пластмассовой ногой.
- аааааа -  второй улетел с крепости и погиб.
Настало время праздновать победу, солдатики кричали «ура!», а потом прошлись маршем по комнате. Победивший правитель начал торжественную речь.
- мои храбрые воины! Вы были очень сильными и победили моего врага! И поэтому вы все молодцы! А еще молодец Ярослав, потому что он очень хорошо вами управлял! Ура Ярославу!
- урррааааааааааа – закричало войско
- урррааааааааааа – закричал правитель
- урррааааааааааа – закричал Ярослав.
Наступил очередной вечер, когда семья Синицыных завела разговор о профессиях. Предыдущие вечера были совсем на другие темы (о войне, о доме, о кризисе, о молоке, о натуральных продуктах и других каких-нибудь вещах).
- вот помню – говорил отец – ездил я работать на север, где вечная мерзлота. Тогда я очень удивился, что там крановщик нужен, а спросить, зачем я там, забыл. В итоге приехал я, и оказалось, что я там не нужен, а нужен там был какой-то другой человек. Я не помню кто, но меня вызвали по ошибке. – и замолчал.
- еще, сыночек – сделала вывод мать – нужно чтобы было всегда, где работать и на что прожить.
А Ярослав слушал это, как всегда, с серьезным лицом и ловил каждое слово, каждый взгляд.
 - Мама, я решил, кем я буду!
Все замерли, как казалось Ярославу в напряженном молчании. Наступил момент истины.
 - я буду генералом – сказал он почти уверенно, чувствовалось, что он ждет поддержки, помощи, наставлений. И вдруг он  представил, как он ведет войска, как он командует, захватывает города, страны, материки, ему кидают цветы, а он стоит, радостно машет рукой.
И тут все это оборвалось смехом, а в глазах юного Ярослава близкие навсегда перестали такими быть и упали в грязь.
 - в клоуны лучше иди! – захлебываясь смехом прокричала бабушка.
Все остальные поддержали ее сквозь смех непонятными репликами. А Ярослав больше их не слушал, он бежал в свою комнату в слезах, громя в ярости свои башни, ломая солдатиков и проклиная всех, все, и войну, и генералов, и царей, и семью, и мир, в котором он живет. Он еще не понимал этого, но уже это делал.
Целая жизнь могла бы измениться для этого мальчика, которого отвергли, и отвергали ранее. Он еще маленький, не понимает что говорит. Что это такое вообще он лопочет? Смех один!
И через этот смех текут его годы, маленький ребенок, которого считали недочеловеком, превратился в такового. У него нет силы воли. Подавленный, одинокий и плаксивый он не готов к принятию решений, он не знает к чему стремиться, вокруг него и его неуклюжести только смех, исходящий как от чужих, так и от близких ему людей, выедающий все внутренности и вырезая по кусочкам душу, убивая в нем все живое и оставляя лишь боль. Он стал клоуном, как предрекала ему родня, ведь на другое он не способен. Он очень хорошо веселит публику, но каждый вечер сидит в гримерке с бутылкой медицинского спирта и мешает его с водой, а слезы текут по подбородку, перемазанному гримом, и падают в стакан, растворяясь в спирте подобно медузе, всплывающей из глубин океана и пожираемой всем ее окружением. Растворяющийся во мраке свет не помогает Ярославу и не дает ему никакой надежды. Глубоко за полночь он бредет по пустынным улицам домой, спотыкаясь и падая от избытка алкоголя в крови, только изредка мимо проходит молодежь, которая косится на него и думает про себя, а иногда и вслух, что такому неуклюжему и смешному мужичку только в цирке работать.
 - да сами вы циркачи – в слезах кричал Ярослав – я, может, генералом хотел стать! А ну разошлись по домам! – и брел домой, умываясь слезами.
- да не командуй тут! Тоже мне – усмехаются люди – генерал.


Рецензии