Объединение Германии и жизнь наших военных

   
      

  Наши отцы и деды, освобождая Европу от "коричневой чумы", дошли до Берлина. Тогда, да и намного позже казалось, что никто и ничто не сможет изменить границы, установившиеся после Второй мировой войны. И ни о каком объединении Германии не могло  быть и речи. Так думали многие, но только не сами немцы. Разделенные на два государства, они всегда стремились воссоединиться.

 Однако эта перспектива, в лучшем случае,  виделась им  в далеком,  неосязаемом будущем. 7-го октября 1989 года ГДР в обстановке всенародного  ликования, так по крайне мере казалось со стороны,  отметила свое 40-летие.
Но это был откровенный фарс, ничего не имеющий общего с настроением немцев и их заветным желанием  - свободно передвигаться по всей Германии и Европе. А уже в начале ноября сотни тысяч немцев Восточной Германии, требуя от своих руководителей демократических свобод, пошли на приступ пропускных пунктов, разделяющих две страны. Смущенные пограничники ГДР отходили в сторону, пропуская на территорию Западной Германии хлынувший поток людей. Меньше чем через год, 3 октября 1990 года, Германия формально становится единым государством.

Спешно проходит реорганизация вооружённых сил бывшей ГДР, переоснащение их  натовским вооружением. Офицеры и солдаты переодеваются в форму Бундесвера. Проснувшись однажды утром мы увидели вблизи  наших гарнизонов военнослужащих враждебной  армии. Они встречались  в городах и посёлках, их военная техника свободно передвигалась по дорогам, с ними мы впритык сталкивались  на полигонах и стрельбищах. Вот так дела!  Ещё  год назад такое не могло присниться и в страшном сне. Сложилась парадоксальная ситуация: военно-политический блок НАТО и его  ударная сила Бундесвер за какой-то короткий срок приблизились к советским гарнизонам в Восточной Европе на расстояние автоматного выстрела. "Враг за забором", это выражение приобрело конкретное материальное воплощение!

 Пройдет еще один год и мы, советские военнослужащие Западной Группы войск, почувствуем себя как на необитаемом острове: не станет ни  Советского Союза, ни Советской Армии! Окруженные со всех сторон нашими классовыми врагами, мы каждую минуту ожидали удар в спину. Особенно волновались офицеры и прапорщики, участники чехословацких событий августа 1968 года.
Стыдливо опуская головы перед светлой памятью наших отцов и дедов, мы еще долго, до самого вывода войск из Германии, будем со страхом и настороженностью смотреть в сторону  наших еще недавних "друзей": а вдруг те выбросят какой нибудь  фортель! Но если не считать отдельных фактов проявления не дружелюбия  к советским военным, немцы на нас не обращали никакого внимания. Все шло своим чередом, мы, согласно графика, формировали воинские эшелоны и отправляли их  на Родину, где своих же, военных  очень часто,  и  не ждали: войска и техника выгружались прямо в поле, с вытекающими отсюда последствиями, а немцы, с присущей им пунктуальностью, принимали у нас оставляемые военные городки, стрельбища и полигоны, культурно-просветительские и хозяйственные объекты...

Перед высшим армейским начальством, кроме вывода войск, стала и новая, не менее важная  задача: как удержать наших военных от  "тлетворного" влияния  Запада. Попросту говоря, не рванут ли наши доблестные военные на ту сторону. Скажу откровенно, такие случаи были.
 Например, в  1992 году командир одного из полков вместе с командиром автомобильной роты заехали на пост и приказали часовому открыть один из боксов с ракетным комплексом. После чего с секретным вооружением свободно уехали  в Западную часть Германии, где попросили политическое убежище. Несколько человек в составе семей уехали на сопредельную сторону на велосипедах.

Так поступил один из заместителей командира полка по тылу. Накануне он должен был уезжать в Россию. Возле его дома стояли готовые к отправке два пятитонных  контейнера  и две легковые машины. Уехала вся семья: муж, жена и трое детей.
Можно разразиться отборной бранью в адрес наших героев, а можно их и по человечески понять. (Можно ли?) Что делалось на всем бывшем советском пространстве в лихие 90-е, читатели знают.
По каждому такому случаю издавались грозные приказы. Уличенных в "измене" Родины тут же этапировали в пограничный Брест, будь ты  прапорщиком или  подполковником, членом партии или  беспартийным. Карающий "меч" не щадил никого! Повсеместно возросли авторитет и роль армейских контрразведчиков, важно ходивших по городкам и "просвечивающих насквозь" каждого в поисках "изменников" и "предателей." Любая 
 крамольная мысль, необдуманно сказанное слово, даже "секреты", выданные детьми-школьниками, сразу же служили серьезным основанием для немедленного реагирования офицерами особых отделов.

 Все это и  я испытал на собственной "шкуре," когда  будучи неосвобожденным секретарем парткома управления дивизии, ко  мне в кабинет  часто захаживал начальник особого отдела  подполковник Ежов Виктор Викторович. Не знаю, был ли он родственником "кровавого карлика, главы всесильного ведомства НКВД" Маршала Советского Союза Н.И.Ежова, но многими чертами он его напоминал: тихим, вкрадчивым голосом, мягкими, плавными движениями тела... К тому же человек он был общительным и  достаточно образованным. Наши беседы были полезны и интересны обоим. Вместе с тем, служба обязывает - каждый его приход ко мне имел целью получить нужную ему информацию. А что, если во время откровенной беседы я  проговорюсь  и кого нибудь из сослуживцев, сам того не ведая, сдам доблестным органам. Но я был начеку.

С "легкой" руки особистов за непродолжительное время подготовки и вывода только в нашей дивизии на территорию бывшего СССР, было досрочно откомандировано по причине "неблагонадежности" более 200 человек военнослужащих и членов их семей. А сколько таких несчастных было по Западной группе войск можно только догадываться. Потомки и достойные продолжатели "славных" чекистских традиций офицеры особых отделов с "честью"выполнили свою работу: не дав многим желающим обрести настоящую свободу и почувствовать материальное благополучие на земле "загнивающей" Западной цивилизации. Что ж, особисты свой хлеб ели не зря!

Хочется сказать несколько слов и о таком важном  аспекте жизни советских военных в объединенной Германии, как оплата их воинского труда. На этот счет было много разглагольствований и предложений от реальных  до фантастических. В Восточной Германии вошла в оборот  западно-германская марка. "А в какой валюте платить нашим? Тоже в марках? А  не  жирно ли им будет"?- рассуждали московские чиновники.  Высокое начальство  предлагало ввести боны, чеки, сертификаты, но ни в коем случае не давать "простым смертным" марки.  Ведь валюту всегда у нас получали, исключительно,  высокопоставленные чиновники, находясь в дипломатических представительствах и международных миссиях. Но последнее слово  осталось за немцами.

И вот мы стали обладателями вожделенной западногерманской марки! В одночасье офицеры и прапорщики Группы войск стали самой высокооплачиваемой категорией среди всех военных бывшего Советского Союза. Старшие офицеры получали в среднем от 1200- до 1500 марок. Командир танка Т-80, молодой прапорщик, как правило холостяк, 630 марок в месяц.
Все военные, члены их семей, вольнонаемные пребывали в состоянии эйфории: гуляй, "Вася", радуйся жизни! Перед каждым из нас открылись самые заоблачные перспективы и мы ими воспользовались в полной мере. Покупались подержанные автомобили, новые  видео и аудио аппаратура, бытовая техника, мебель, модная одежда и обувь... Многие, воспользовались ситуацией и, на отложенные марки, смогли купить  квартиры на Родине. Хотя должен заметить, что к марке уж очень долго присматривались, отдавая предпочтение доллару. Но постепенно она заняла свое достойное место среди валют, ходивших на просторах бывшего Советского Союза.

Центральным вопросом, когда заходит разговор о судьбе Западной Группы войск, всегда был и остается  вопрос: А как высокие начальники,  отвечающие за вывод войск из Германии, распорядились баснословными миллиардными суммами денег, имеющимися в их руках?
На тему разворовывания материальных средств Группы, особенно в эпоху Б.Ельцина,  было написано не один десяток критических статей, назывались конкретные фамилии казнокрадов, расхитителей "социалистической собственности", но никто не был наказан. На волне Ельцинской необузданной демократии все спустили на тормоза. Говоря о выводе войск бывшего Союза из Германии, нельзя не упомянуть и такую одиозную фигуру, как М.С.Горбачев. Когда они вместе Шеварднадзе обсуждали  вопрос  компенсации за вывод войск, Канцлер ФРГ Г.Коль сразу предложил  сумму в 160 млрд.марок. Посоветовавшись с Шеварднадзе, Горбачев ответил изумленному Колю, что мы, дескать, согласны и на 14 млрд.доллар!  Более чем странным такое решение Горбачева назвать нельзя!

Несколько отступая от освещаемой темы, хочу напомнить о малоизвестном факте: он опять же напрямую связан и с Горбачевым, и с Шеварднадзе. В 1990 году был заключен так называемый  договор"Бейкера-Шеварднадзе" о передаче США части морского пространства Берингова пролива, принадлежащему СССР. В нем имеются большие запасы рыбы, а также газа и нефти. Потери от заключения договора по результатам проверки Счетной комиссии РФ в 2002 году составили 1,6- 1,9 млн.тонн рыбы,что эквивалентно 1,8-2,2 млрд.долл...
Вывод бывших советских войск из Германии высветил много негативных моментов и в деятельности руководства Группы и начальников рангом поменьше.

Вывод выводом, но все работали, в первую очередь, на себя. Министерство Обороны России и Генеральный штаб буквально задарили "левыми" автомобилями, добротной мебелью, видео и аудио аппаратурой, другими предметами дефицита. Особенно старался Главком Западной Группы войск генерал-полковник Бурлаков М.П., обхаживающий тогдашнего Министра Обороны России генерала армии  П.Грачева. Как известно, министр был неравнодушен  к мерседесам. Неслучайно в конце девяностых за ним прочно закрепилась кличка:" Паша-мерседес!" Сколько их было отправлено Грачеву, история умалчивает. Известно только одно: много! Цель этой "благородной акции" была одна-после вывода войск получить "тепленькое" местечко, где нибудь  в центре России, а лучше всего-в Москве. Не буду утомлять читателей сведениями о том,  кто из начальников,  где и какое место получил, скажу только о его бывшем Главнокомандующем Бурлакове, он занял пост заместителя Министра Обороны России.
  И последний пассаж. Как же сложилась судьба у тех, кто был выведен из Группы войск? У каждого по разному, но то, что многие попали "из огня да в полымя", сомневаться не приходилось. Например, выведенная в Волгоградские степи 9 танковая дивизия, испытала на себе все ужасы и кошмары тогдашней России: жизнь в палатках и подсобных помещениях, тотальная отправка офицеров и прапорщиков на российские базы в Таджикистан, Армению, участие в Первой и Второй чеченских войнах... Незавидная им досталась доля.


Фото: Министр Обороны СССР, Маршал Советского Союза Д.Т. Язов с Командующим Западной Группой войск генерал-полковником Б.И. Снетковым во время инспектирования   9-й танковой дивизии. На заднем плане, за Министром Обороны, командир дивизии полковник В.П. Черный. Пройдёт всего несколько лет и Группа "прикажет долго жить". Из личного архива автора.

      


          


Рецензии
Много интересного -факт. Сам бывал в тех местах и в то же время и чуть раньше. в 88 году. Ездили с художниками и артистами по гарнизонам. Потом тоже но в Чехии - сама эвакуации танковых частей. И даже разруху снимали - изгаженные территории и разваленные казармы.
История в картинках.

Владимир Падейский   28.03.2024 07:41     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо! Молю Бога о прекращении войны и возобновлении наших дружеских и братских отношений. У меня жена из Сахалина, половина родственников в России. С наилучшими пожеланиями!

Николай Кокош   28.03.2024 08:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.