Фильм Трудно быть богом - где благородство?

«Мы написали страниц двадцать и бросили, потому что богом быть было не трудно… почему это он Рэба, а не Берия?..»

"Наша демократическая либеральная тусовка улетела ввысь, в иные миры, но не нашла там ничего, кроме дерьма. Они избавились от мешающего им тоталитарного строя, от мешающего им народа, и остались одни, на каменистом островке посреди гнилого болота".

"Вот, сметены все препоны на пути свободного демократического творчества - воспой нам, о муза...
И чем же муза сия разродилась?
Из нашей либеральной, интеллигентной, творческой  среды полезло ее внутреннее содержимое - дерьмо".

Еще раз проанализировал, что не так в этом фильме.
Книга Стругацких - это и фантастика, и фэнтези, и рыцарский роман, и социалистическая проза одновременно.
И в книге есть конфликт между культурой и антикультурой, благородством и серостью, знанием и воинствующим примитивизмом.

А что в фильме?
Создается впечатление, что посланники Земли, "благородные доны" полностью влились в эстетику грязи, оставив только знания и технологический, а соответственно, и финансовый ресурс.

Их внешняя деятельность абсолютно лишена смысла - толстяк с крылышками не изобретет дельтоплан, наука и искусство погибают, и их "заповедник учености" на острове среди болот больше напоминает сталинскую зону, чем силиконовую долину.

Почему они воспроизводят грязь? Давайте начистоту - этим ученым НРАВИТСЯ так жить. Они органичны в этой грязи, и садомазохистском ее проклинании. Ученым донам просто нравится встать утром с бодуна, сыграть мерзкий мотивчик на дуделке, послушать новости об очередных повешениях и утоплениях, чтобы сказать себе:
"Вот, грязь какая, и в этой грязи вынужден жить и творить благородный дон-ученый-исследователь".

Чем больше грязи, тем выше их самооценка.

И теперь от ученых перейдем к авторскому коллективу фильма. Цитата в начале - это режиссер Алексей Герман. Не был лично знаком, тем более это относится к широкому коллективу создателей фильма. Но впечатление сложилось приблизительно такое:

Представьте себе человека, всю свою жизнь ненавидящего Советский Союз, но при этом мимикрировавшего, занимавшего ответственные посты, но при этом стремящегося иносказательно огадить, плеснуть ядом. И вот мечта его жизни сбылась - государство равенства рухнуло.

И вот он может больше не сдерживать себя - выпустить внутренний свет, дать музе высоко взвиться, и явить миру шедевр на все времена.
Но изнутри не полыхнул яркий свет. Изнутри не сияние вышло, а полезло пузырящееся дерьмо. За много лет жизни во "внутренней эмиграции" у них внутри сформировалась собственная понятийная и эстетическая среда. Весьма своеобразная.

Это сплав интеллекта и полного отсутствия благородства.

Можно сделать вывод - это их внутреннее содержание.

Сталинская зона и нужники у них в головах. И больше ничего нет.


В чем проявляется благородство на самом простом уровне?

В чистоте. Внешней чистоте - чистоте тела, помещения, одежды.
Внутренней чистоте - речи без ругательств, чистых помыслах.
В чистоте поступков - как высшей форме.
Благородный человек очищает себя, и не только омовениями.

И вот сравнил я свой любимый фильм "Семь самураев", и вот этот посткоммунистический "Трудно быть Богом".

И там, и там - дожди, грязь, рисовые поля, отсутствие дорог...
Самураи, причем, бедны, и денег из опилок не делают.
Крестьяне тоже бедны, тоже неграмотны.
И жизнь тоже стоит чашку риса в день.

Но в фильме Куросавы - бездна благородства.



А теперь еще одна сторона проблемы: проблема добра и зла, жизни и смерти, и проблема задания гуманистических идеалов.

Здесь я рекомендую обратиться к опыту Виктора Франкла, выдающегося психолога, прошедшего гитлеровский концлагерь:

"Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».".

Гуманист, творец дает человеку идеалы, чтобы помочь ему выжить. В самом страшном кошмаре наяву, в самой страшной грязи, он дарит людям надежду.

Но для этого внутри него самого должен быть свет.


Иллюстрация - вверху "Семь самураев", внизу - "Трудно быть богом" Алексея Германа. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим более достойную экранизацию этого шедевра братьев Стругацких.


Рецензии
Нельзя не согласиться с Вашими мыслями о благородстве и чистоте. Фильм "Трудно быть богом" одолеть не смогла: грязи много.

Рада была познакомиться с Вашей талантливой страницей.

Вера Вестникова   27.02.2017 21:13     Заявить о нарушении