Общение

Общение.
Существуют большие группы людей, люди объединяются в партии, объединены по национальности, в нации, а еще объединены в государства. Это «большие группы» людского общества. И есть малые группы людей, которые объединяют от двух-трех человек до 20 – 30 людей занятых одним каким-нибудь делом, или общающихся по одному интересу, хобби. Малые группы, обычно, объединяют друзей, или дворовую компанию, а также соседей, спортивную команду. Люди по интересу могут объединяться в кружок филателистов или клуб рыболовов и другие группы. В малых группах люди, как правило, или вместе живут, неподалеку, или у них общее занятие, но, бывает, во многих малых группах есть свои правила поведения, какие-то свои нормы и даже свой язык.
Люди – это продукт общения. Факт. Известны случаи, когда детей воспитывали животные, рассказ о Маугли не выдумка чистой воды. Но такие дети в действительности не становились людьми, «маугли» не становился человеком, как то изобразил писатель, это чисто художественная фантазия автора. Дети воспитанные животными не могли говорить, ни вести себя, как люди. Они, с детства, если общались с животными, то и переняли лишь то, что им предоставляло окружение их, природа.
Другими словами: Человека, в полном смысле этого слова, может воспитать только человек. И воспитание это происходит через «общение». Не случайная пословица (случайностей, вообще, не существует): «с кем поведешься – того и наберешься».
Жизненный опыт люди получают сначала через прямое подражание другим, окружающим их. А по мере взросления – через словесные руководства и инструкции. Никаким другим способом, кроме Общения, человек не может получить опыт жизни!
Итак. Общение важная составляющая всей нашей жизни. И этому тоже надо учиться, чтобы не быть «животным», а стать Человеком (с большой буквы).
Первое: это вербальное общение, то есть с использованием речи, и оно предполагает знание языка. Поэтому и важно учить свой родной язык (и в школе, где правила учат), и читать книги писателей, которые есть мастера слова, по праву, потому что используют язык во всем многообразии.
Есть еще один вид общения – невербальный, без языка, без речи, общение жестов и мимики и телодвижений. Этот вид общения достался человеку от природы, как и животным, то есть он присущ  нам инстинктивно. Посмотрим на маленького ребенка и увидим, что он не может говорить, но понимает, когда мама его любит и хочет сделать хорошее, а когда она злится, и лицо её перекашивает злоба. Ребенка трудно обмануть: даже улыбка может быть злой и неприятной ребенку. Мимика выдает настроение человека.
Увидев, например, как старушка остановилась и поставила тяжелую сумку, потирает спину, охая, - мы легко понимаем, что она устала. Это что касается языка телодвижений. Движения старушки могут быстрыми, непроизвольными: она на несколько секунд поставила сумку и тут же её взяла в другую руку и пошла дальше. Но для нас послан был сигнал и мы угадывает трудности её. Если мы можем ей помочь и помогаем, то проявляем верх учения об общении. Взаимопомощь.
И это важно, что к невербальному общению, к знаковому относятся и ласки, поглаживания. А также шлепки, в качестве наказания, еще и пинки и драки, это тоже акт общения.
И как же мы, в таком случае, общаемся?
Во всем акте общения присутствуют три фактора: 1 содержание, которое несет акт общения, 2 цель, для чего мы общаемся и 3 средства, какими мы общаемся.
1 Содержание – это информация. Что мы хотим сообщить другому человеку, о чем. Мы можем известить о своих потребностях, и это часто с расчетом, что собеседник поможет, примет участие, чтобы потребности удовлетворить. Информируем мы также и о своем эмоциональном состоянии, делая грустным лицо, или улыбаясь. А еще мы делимся информацией о своем жизненном опыте, о знаниях своих, об умениях.
2 Цель общения – может быть очень различна. Это и установление взаимоотношений, знакомство. Это может быть желание научить или воспитать другого человека. А еще и использовать другого человека в корыстном своем благе, мошенничество.
3 Средств общения много. Это и невербальные средства – такие, как касание, мимика, наблюдение за поведением и так далее. И способы, связанные с речью – это беседа, чтение и другие. Отсюда, существует два вида в общение по средствам. Это – 1 непосредственное общение, когда люди вступают в контакт. И – 2 опосредованное общение, которое осуществляется через письмо, это и книги в том числе. А также через технические средства – картины, скульптуры, телевидение, кино, радио и интернет.
Читая книгу, мы опосредованно общаемся с её автором, рассматривая картину, проникаем во внутренний мир художника, даже когда пишем письмо, мы общаемся с его получателем, адресатом.
_________________
Вот и узнаем правоту Шекспира: все люди актеры театра жизни. В разных ситуациях мы общаемся по-разному, и в каждом случае исполняем какую-то социальную роль.
Так, например, на работе люди исполняют роли начальника или подчиненного. И при этом подчинение этой роли, которую мы на себя берем, уже не зависит от нашего настроения. Неважно, что ты грустный и подавленый – ты должен работать. Мы начинаем тогда контролировать себя, чтобы не выйти из роли работника. Соответственно, мы меняем тон разговора с сослуживцами и старшими над собою, контролируем лексику, и манеры своего поведения. Такое общение называют Деловым общением.
А когда, общаясь с человеком, на первый план выходят наши проблемы внутреннего характера – личные интересы, определение отношений, поиск смысла жизни и так далее, - тогда общение становится более раскованным, а роли ненужными. И такое общение называется Личностным.
И как бы мы ни общались с людьми, мы всегда руководствуемся принципами, которые избрали в детстве, которым нас научили в раннем возрасте. Принципы наши называются – Стилем общения, который отражает отношения человека к самому себе и к другим людям. Это важная составляющая в нас – людях.
Основных стилей общения признано четыре (4).
1 Первая позиция: «Я – плохой, ты – плохой».
Люди с таким стилем общения не доверяют никому, ни себе, ни окружающим. Таким людям бывает трудно добиться чего-то в жизни, и сама их жизнь будет безрадостной.
2 вторая позиция: «Я плохой, ты хороший».
Это стиль общения неудачника. Человека несамостоятельного. Он сам не способен принимать решения и действовать самостоятельно. Он всегда ждет от окружающих подсказки, помощи, совета или сочувствия.
3 Третья позиция: «Я хороший, ты плохой».
Общение таких людей всегда связано с конфликтами. Они не умеют слушать окружающих, не ценят чужое мнение. Участие других им неприятно. Они игнорируют все другие интересы.
4 «Я хороший, ты хороший».
С такими людьми всегда приятно общаться. Они уважают себя и своих собеседников. Доброжелательно относятся к другим людям и позитивно смотрят на жизнь.
Наш стиль общения меняется в зависимости от нашего развития в течении жизни. От нашего накопления знаний. Стиль общения зависит от целого ряда причин, и внутренних психологических в том числе. Нужно стремиться изменить свои убеждения так, чтобы перейти к самой конструктивной позиции. Тогда жизнь станет проще, и люди к вам потянутся.
Конец.


Рецензии