Почему я не стал Генералом! - 2 глава - 15

Глава  15
               
«Витька- Мазаный»  вторая  знаменитость Тобольских  хулиганов  и драчунов.
Симпатичный,  смазливый  парень  с  черными  вьющимся  чубчиком, хорошо      физически  развитый, окончил,  когда - то  семь  классов  школы  на  два,  три  года  раньше  меня.
Работал  на  городской  электростанции машинистом  паровых  машин. По   работе  у  него  все     отлично, выпивал очень редко, но зуд хулигана  не  давал  ему  покоя.
От  него  избавились  тоже  очень  просто. Начальник  УГРО  Комаров, а он  все же  был  довольно  тонким  психологом  и,  в сущности добрым  человеком. 
Договорился  с  Городским   военкоматом  и  Витьку  забрали  в  армию  во  флот,  а  там  тогда  служили  шесть  лет,  а  это  очень  большая  и  длинная  школа. А  до  этого  его  отстраняли    от  армии,  что  то  там  у    него  было  со  зрением.
   
Вспомнился  мне  сейчас  Тобольский  театр, помнишь,  это  было  большое  по  тем  масштабам  деревянное  рубленное  из  бревен  здание,  по  своей  архитектурной  ценности  оно  ничего  собой  не  представляло, только  то,  что  было  очень  большое как  бы  кубическое  строение.
Внутри  оно  было  тщательно  отштукатурено  и покрашено  масленой  краской.   В фойе,  где  обычно  чинно  гуляли  по  кругу  парами зрители,  в  период антрактов,  стояли  довольно  толстые  круглые  колонны,  пол   покрыт  паркетной  плиткой, деревянная  еще  царских  времен. 
Зрительный  зал  тоже довольно  вместительный,  человек  на  450 - 500, был  довольно  приличного  вида.
По  бокам  партера, ложи  овальной  формы,  верхний  бордюр,  которых  был  покрыт,  как  бы  позолотой над  нижними  ложами.
Был  второй  ряд  отлично  отделанных лож, а там  еще  выше  была  галерка  для  простого  смертного  люда,  под  которой  был  расположен, бельэтаж.
   
Видели  эти  стены  театра:  Александра  Грина,  А. Алябьева,  учителя  женской  гимназии  Ершова  и  декабристов. 
Сцена  была  сделана  уже  при  мне,  вращающийся   с   помощью  обычной  людской  силы,   вращали  ее  обычно  подростки,  желающие  посмотреть  постановки, но  не  располагающими  деньгами  на  билеты. 
Их  набирали  в  прихожей  театра,  перед  самым  началом  спектакля. Желающие  всегда  были,  и  я  в  их  числе  один  раз,  когда  еще  учился  в  седьмом  классе.
Крутили  мы  эту  сцену  по  указанию  режиссера  или  его  помощника. Против  центра  сцены  стояла  стрелка,  а на  вращающийся  части   стояло  четыре,  пять  номеров,  на  которые  и  поворачивали  сцену  до  стрелки, какой  нужно  было  поставить  номер.
Это  давало  возможность  смотреть  спектакль  из-за  кулис  бесплатно,  да  еще  рядом  с  актерами,  но  иногда  не  все  приходилось  видеть, так  как  перед концом  акта  или  по  ходу  пьесы  нас  загоняли  под  сцену, крутить  ее  то  есть  поворачивать  все  декорации,  установленные  на  ней. 
Но   все же  видели  близко  актеров  и  актрис,  а из  под  сцены  глядя  в  щели  пола,  наблюдать в  каких  штанишках  ходят  актрисы, та  или  иная,  а  потом  со  смехом  смаковали  мы  это  в  своих  мальчишеских  разговорах, да и  не  совсем  невинных  разговорах.
 
Ежегодно  в  Тобольский  театр  приезжали  на  зимний  сезон   какая-нибудь  труппа   актеров  и  актрис,  и  надо  сказать,  что  игра  их  на  нас производила  неизгладимые  впечатление, игра  нас  восхищала.
Может  быть, они  были  и  не  совсем  хорошими  артистами,  может быть, но  мы  еще  до  этого  ничего  подобного  не  видели и не  имели  опыта  завзятых  театралов.
Все  это  было  для  нас, первый  раз,  первое  приобщение  к  театральному  искусству.
Тогда  не  ставили «диких  опер»  -  «Ленин в  18  году»  не  похабили  таким  искусством  имя  Ленина.
Ставили  обычно  пьесы  Шиллера,  Грибоедова,  Островского. 
Но  вот  однажды,  я только  что  окончил  первый  курс  учебы,  в  техникуме, в  июне  месяце, в  городе  появилось  объявление,  что  организуется    свой  народный  театр  из  числа  любителей  театрального  искусства.
Приглашаются  все,  кто  желает  показать  свое  искусство в  городскую  труппу  актеров. 
Через  некоторое  время эти  объявления  исчезли,  и  все как  бы  затихло  по  этому  вопросу,  об  этом  перестали  говорить.
 
И вдруг  через  полтора  месяца  в  городе  опять  появились  броские  афиши:   Городская  труппа  любителей  актеров, открывает  свой  сезон,  ставит  оперетту  «Ревизор»  в  анонсе «Травиата», «Отелло», «Риголето».
 Это  было   как «снег  на  голову», ай  да  наши  Тобольские!
Но  все   писсемисты  говорили:
 -Посмотрим, посмотрим, - а  оптимисты  радовались  и говорили:
 - А  ведь  это  надо  же  оперетту  «Ревизор»,  молодцы  наши, городские  таланты!
   
Конечно  этими  объявлениями, город  Тобольск,  провинциальный  и  довольно  тихий  городок,  живущий  своим   мещанским  укладом  жизни,  был  взбудоражен , этой  новостью. 
Старожилы  города  говорили:
 - В  нашем  городе  столько  талантов,  что хватило  бы  и  перед  столицей  похвастать.   
Надо  сказать,  что  это  было  действительно  не  простым  бахвальством,  но  об  этом  я коснусь  позднее. 
Наступил  день  открытия  театрального  сезона.  Это  было  где  то  в  первых  числах  августа  1934  года,  и  конечно  я  был  на  этом  открытии. 
Признаюсь, игра  этих  доморощенных  артистов  и  музыкантов  меня  поразила,  их  поющие  голоса под  аккомпанемент  музыки,  было  для  меня  открытием  другого  мира. 
Да  и  немудрено, так как  оперетту  я  слушал  первый  раз  в  жизни,  мне  было семнадцать лет.
 
В  те  далекие, как  я  их  называю  времена,  телевидения  не  было ,  а  редко   только, только  зарождалась, в  нашей  стране,  да  и  приемников  в  городе было  очень  немного,  раз, два  и  обчелся. 
Мы  были  на  много  глупее,  тупее  и менее  развитые,  чем  нынешнее  поколение  наших  детей  и  внуков.
Этот  спектакль,  поставленный  ими,  костюмы,  декорации  были  ничуть  не  хуже  профессиональных  актеров,  а  играли  и  пели  на сцене  они  с  большим  воодушевлением  и голоса,  голоса  певцов,  нечем  не  хуже  профессионалов.
 
В прочем  особо  удивительно  это и  не  было,  так  как  Тобольск  совсем  еще    недавно  на  протяжении  почти  трех  веков  был  город  ссыльных.
Ссылали  сюда  очень  многих  знаменитостей  тех  времен, которые  по  тем  или  иным  причинам  были  не  угодны,  всем  прошедшим  самодержавцам  и  их  приспешникам.   
И  как  бы  кто  не  говорил,  а  все  же  таланты, голоса  передавались  по  наследству  и  я , считаю  «Наследственность» - существует,  хотя  и  говорят,  что  все  зависит  от  среды  и  воспитания,    да  зависит  это  верно, но  только  не  все!   
Это  пели и играли  Тобольские  рабочие  и  служащие,  это  были настоящие  любители.   
Отработав свой  рабочий  день,  они  шли  в  театр,  шли  для  себя,  шли  для  жителей  города  и  снова  трудились, трудились,  получая  за  это  моральное             удовлетворение,  а  не  деньги.   
Честь  и  хвала  вам  тогда  выступающим  и  большая  благодарность  организаторам.
 
Эти  люди  не  прятались  тогда,  как  сейчас  под  ширмой  слесарей, токарей  и  строителей , считаясь  сейчас  любителями, а  сами  не  одного  дня  не  работали  на  производстве  и не  знают, что  это  еще  такое,  они  профессионалы,  содержащие  под  этой  маркой  рабочих. 
И, я  не  понимаю  для  кого  нужен  этот  обман, самих  себя?  Ведь  все  знают,  что это  ширма. Кому  это  все    нужно?
А,  спортсмены -  любители,  это  ведь  тоже  все  знают и видят,  что  это  профессионалы,  их  помани  рублем  и  они  к  кому угодно перебегут, даже  об  этом  нет,  нет  и проскальзывают  статьи  и  заметки  в  газетах  и  журналах,  а обман  идет  для  кого?
Кому  это  нужно?  Послушаешь  дикторов  радио  и  телевидения,  так  все  спортивные  команды  состоят  из  рабочих,  служащих,  да  студентов  и  если  верить им  и  видеть,  как  эти  люди  месяцами,  годами ездят  на  игры  по  всей  стране,  а  также  заграницей  из  страны  в  страну, то  возникает  мысль , а  когда  они  работают? 
Когда  учатся?  Кругом  ложь,  обман. Что  мы  извини  меня, «пальцем  деланы», а?   
Или  «наши  отцы родные»,  думают  мы  «шимпанзе»  и  ничего  не  понимаем? 
Что   это  так,  я  убедился  и на  собственном  опыте:
 
В 1960  году  я  жил  в  городе  Кокчетаве  и  работал  там  Главным  Инженером  Областной  нефтебазы.  Приходит  однажды  ко  мне  молодой  человек  лет  20- 21,  предлагает  свои  услуги  в  должности  слесаря  или  моториста. 
Я   посмотрел  его  трудовую  книжку,  все  записи  сделаны  аккуратно, но  увольняется  он  везде  по  собственному  желанию,  правда  несколько  часто, по  два,  три  раза  в  год.
Я  тоже  в  жизни  много  менял  место  работ  и  тоже  иногда  приходилось  в год  менять  два  места,  что ж… бывает,  подумал  я,  обстоятельства  могут  быть разные.
Немного  опросив  его  в  знании  навыков  по  работе,  подумал,  пойдет  в  бригаду  по  сливу,  наливу там  три  человека,  ребята  подскажут,  научат  если  что  не  будет  знать.   
Прошел месяц  все  идет  у  него  нормально,  я  и  успокоился,  думаю  вот  здорово,  хороший, дельный   работник  попался,  а  главное  ни  разу  не   был  пьяным,  что  процветает  у  нас  везде  и  всюду. 
Так  вот  через  месяц  приходит  он  ко  мне  и  подает  бумагу,  а  в  ней  написано,  что  он  является  спортсменом  по  лыжам,  городской  спортивный  комитет, вежливенько так  ссылаясь на  постановление,  просит  откомандировать  его  на  областные  соревнования  по  лыжам,  сроком  на  полтора  месяца.  Вот   тут – то  я  и понял, что  попал с  ним  в  «непонятное».  Числится  он  числится  на  работе, получал  сохранения  оклада  за  счет  производства,  а  рабочего  то  нет? 
Смена  неполная,  а принять  никого нельзя, так  как  штатная  единица  занята, чем  платить  другому, нет  штата и  за  совмещение  тем  двоим  платить  нельзя. 
Откуда  деньги  то  взять?  Одним  словом  пришлось  выкручиваться  т.е. выписывал,  тем  двоим  работы  по  нарядам,  такие  какие    они и  не  делали,  занимался  полтора  месяца  обманом  самого  себя, таковы  финансовые  законы. 
Проводил  я  их по  строительству,  одним  словом  писал,  что  трудно  было  проверить  разным  ретивым ревизорам.
 
А  что  было  делать?  Ну,  думаю,  влип  я  с  ним, вот  это  да!  Не  дай  Бог  он  в  году  по  три , четыре  раза  будет  по  полтора  месяца  ездить  на  спортивные  соревнования,  что  мне  тогда  делать? 
А там  в  бумажке  было  твердо  написано,  что  уволить  его  мы  не  можем,  а  зарплату  обязаны  платить  регулярно  и  во  время.  «Вот так  спортсмен-любитель?»
Но  нам  повезло: Попал  он,  в  какую  то  четвертку, не  то  в  пятерку , у  которой  были  лучшие  показатели.
Приходят к  нам  на   нефтебазу  и  опять  с  документом,   где  сказано, что  в  связи  с тем, что  он  отправляется  на межобластные  соревнования в  город  Алма -  Ата, просят его  уволить  по  с  выходным  пособием  за  две  недели.
Я был  очень  рад  этому,  теперь - то  уж  можно  будет  на  его  место  кого – либо  принять, ура!
Он, этот  « спортсмен - любитель» пояснил,  что теперь,  так  как  он  попал  в  областную команду,  то будет  получать  зарплату за  счет  спорт  комитета, а я  подумал:
 «Ну  и  Слава   Богу,  что  ушел  от  нас».Мне  стало  понятным , почему  он  часто  менял место  работы, все  старались  от  него  избавиться, от  такого» слесаря-моториста»  по  трудовой  книжке.

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/02/01/2012
               


Рецензии