Тогда и сейчас
Александр Христофорович Бенкендорф родился приблизительно на 13 лет позже Аракчеева. И если Алексею Андреевичу пришлось самому себе пробивать дорогу наверх из рядов худородного и бедного дворянства, то для Бенкендорфа изначально все пути были открыты: его родители пользовались влиянием при дворе. И после смерти его матери личной покровительницей Александра стала императрица Мария Федоровна.
Все же эпоха тогда плыла над страной темная, совершенно несравнимая с прогрессистской атмосферой XXI века. Ныне заботливые и состоятельные родители, опекуны и покровители все делают для молодого поколения: во-первых, мыслимыми правдами и неправдами откупают вьюношу от армии; во-вторых, предоставляют ему малые, но крайне необходимые безделицы, вроде айфонов, иномарок и далее по списку; в-третьих, гарантируют обеспеченность деньгами, поездками на Сейшелы и на Флориду. Тогда же… Военная служба считалась вполне приличной для первых карьерных шагов молодца. Да и поездку Бенкендорфу гарантировали по России-матушке, с посещением Березова, Иркутска, Кяхты и Кавказа (где вовсю шла война).
А. Х. Бенкендорф в 1802-1804 гг. принял участие в инспекционной поездке генерала Е. М. Спренгтпортена по Поволжью, Уралу, Сибири, Забайкалью, Якутии, Кавказу и Крыму.
Проехавшись по России, Бенкендорф рвется на фронт. Бенкендорф выказывает свое восхищение казачеством. Бенкендорф считает, что присоединение Кавказа к России – «дело наиважнейшее». Интересно, как бы он оценил русских нашего столетия, ратующих за выброс Кавказа из пределов державы? Боюсь, что несколько негуманно. Немец, что с него возьмешь…
Свидетельство о публикации №216020101930