Тогда и сейчас

Аракчеев и Бенкендорф были почти современниками, но когда звезда Алексея Аракчеева уже взошла на политическом горизонте России, Александр Бенкендорф только начинал свой путь.

Александр Христофорович Бенкендорф родился приблизительно на 13 лет позже Аракчеева. И если Алексею Андреевичу пришлось самому себе пробивать дорогу наверх из рядов худородного и бедного дворянства, то для Бенкендорфа изначально все пути были открыты: его родители пользовались влиянием при дворе. И после смерти его матери личной покровительницей Александра стала императрица Мария Федоровна.

Все же эпоха тогда плыла над страной темная, совершенно несравнимая с прогрессистской атмосферой XXI века. Ныне заботливые и состоятельные родители, опекуны и покровители все делают для молодого поколения: во-первых, мыслимыми правдами и неправдами откупают вьюношу от армии; во-вторых, предоставляют ему малые, но крайне необходимые безделицы, вроде айфонов, иномарок и далее по списку; в-третьих, гарантируют обеспеченность деньгами, поездками на Сейшелы и на Флориду. Тогда же… Военная служба считалась вполне приличной для первых карьерных шагов молодца. Да и поездку Бенкендорфу гарантировали по России-матушке, с посещением Березова, Иркутска, Кяхты и Кавказа (где вовсю шла война).

А. Х. Бенкендорф  в 1802-1804 гг. принял участие в инспекционной поездке генерала Е. М. Спренгтпортена по Поволжью, Уралу, Сибири, Забайкалью, Якутии, Кавказу и Крыму.

Проехавшись по России, Бенкендорф рвется на фронт. Бенкендорф выказывает свое восхищение казачеством. Бенкендорф считает, что присоединение Кавказа к России – «дело наиважнейшее». Интересно, как бы он оценил русских нашего столетия, ратующих за выброс Кавказа из пределов державы? Боюсь, что несколько негуманно. Немец, что с него возьмешь…


Рецензии