Истории российского кино. Женщины

     В 1965 году на киностудии им. Максима Горького был снят и в 1966 году вышел на экраны страны к празднику – Международному женскому дню 8 Марта художественный фильм «Женщины». Картина стала одним из лидеров советского кинопроката того года – 36,6 миллиона зрителей.

     В 2016 году – в Год российского кино – отмечаются полувековые юбилеи многих популярных советских фильмов. Вспомним их сюжеты и героев, создателей и актёров, авторов и исполнителей песен. В этих фильмах – история нашей страны.

                ЖЕНЩИНЫ

     Одним из тяжёлых последствий Великой Отечественной войны явилась нехватка мужского населения, и, соответственно, трудная судьба простых тружениц. О трёх женщинах – работницах мебельной фабрики, об их любви, о простых радостях и печалях рассказывает этот фильм.

                *     *     *

     Дуся Кузина (актриса Инна Владимировна Макарова, рожд. 1926) приезжает в начале пятидесятых из деревни в город, случайно знакомится с работницей мебельной фабрики Екатериной Тимофеевной Бедновой (актриса Нина Афанасьевна Сазонова, 1916 – 2004), вдовой с сыном, и та помогает Дусе устроиться на фабрику. Дуся селится в доме у Екатерины. Через некоторое время Дуся начинает встречаться с известным всей фабрике наглым и самоуверенным Жоркой, и делает от него аборт, потому что тот не хочет ребёнка. Аборт неудачен, и детей у Дуси уже не будет.

     Спустя несколько лет девушка Аля Ягодкина (актриса Галина Ивановна Яцкина, рожд. 1944) из Дусиной деревни хочет уехать в город с соблазнившим её городским парнем, но мать – тётя Груша (актриса Надежда Капитоновна Федосова, 1911 – 2000) догоняет её у пристани и упрашивает дочь и Виктора сначала оформить свои отношения. Виктор соглашается подать заявление, но приезжает не через две недели к назначенному сроку, а через два месяца. Аля прогоняет его, а потом признаётся матери в том, что беременна. У неё рождается сын, которому она даёт имя Славик. Когда Славику уже больше года, в деревню приезжает Дуся, и мать Али  упрашивает её устроить дочь на фабрику, потому что в деревне «даже на девчат парней не хватает», а уж для матери-одиночки и подавно. Аля едет с Дусей в город, а сына оставляет с матерью.

     Спустя некоторое время Екатерина Беднова, которая уже не работает в цехе, а ведёт общественную работу (председатель фабкома), случайно узнаёт, что Дуся держит Алю в ученицах уже пять месяцев вместо положенных трёх и, кроме того, берёт с неё 12 рублей за жильё из её ученической зарплаты в 27 рублей. Екатерина начинает опекать Алю и приглашает её к себе домой на встречу нового года, где Аля знакомится с её сыном Женей (актёр Виталий Мефодьевич Соломин, рожд. 1941). Они начинают встречаться, но Женя не знает о том, что у Али есть ребёнок. Когда мать Жени узнаёт об этом, она рассказывает сыну о ребёнке Али. Но тот не хочет отказываться от Али. А Екатерина заявляет Але о том, не отдаст ей сына. Аля уходит с фабрики и уезжает обратно в деревню. Дуся обвиняет Екатерину в том, что Аля уехала из-за неё, и, когда Екатерина говорит ей о том, что сын для неё всё и она хочет для него «лучшей доли», Дуся возражает ей: «Кто знает, в чём она – лучшая доля». Екатерина едет к Але в деревню и у колодца случайно встречает её мать и подросшего Славика…

                *     *     *

     В основу фильма лёг рассказ «Женщины» Ирины Александровны Велембовской (рожд. 1947). Вместе с Будимиром Алексеевичем Метальниковым (1925 – 2001) они подготовили сценарий, по которому кинорежиссёром Павлом Григорьевичем Любимовым (1938 – 2010) и был снят в 1965 году этот кинофильм.

     Три новеллы – три женских судьбы героинь этого фильма.

     У первой, Екатерины Бедновой, на войне погиб муж, и она, работая на мебельной фабрике, одна воспитывает сына Женю. Отлично трудится, заботится о людях, становится председателем фабкома.

     Вторая, Дуся Кузина, подалась из деревни в город на поиски «лучшей доли». В личной жизни её постигла беда, но Дуся остаётся «свободной» женщиной, побывала по туристической путёвке в Чехословакии, приютила и пристроила на своей фабрике землячку Алю Ягодкину.

     И третья, эта самая Аля. В деревне у неё тоже случилась неудачная любовь, но сына Славика она родила и научила ходить. За «лучшей долей» Аля тоже едет в город, оставляя сына на попечение матери – тёти Груши. Дуся, её односельчанка, устраивает мать-одиночку на фабрику и очень долго обучает ремеслу, получая «ученические» и сдавая за деньги Але своё жильё.

     Под новый год Аля знакомится со студентом Женей – сыном Екатерины Бедновой. Молодые люди начинают встречаться, вместе проводить свободное время. О том, что у Али в деревне остался сын, Женя узнаёт от матери. После разговора с Алей дружба остаётся, но его мать против брака. И только после отъезда сына на практику Екатерина успокаивается, едет в деревню к будущим родственникам…

                *     *     *

     В уличных сценах фильма легко узнаваем Ярославль. Операторы удачно вписали в развитие сюжета практически все основные туристические места города: речной порт, Волжскую набережную с беседкой и Арсенальной башней, Стрелку Волги и Которосли, площадь им. Подбельского (бывшая Рождественская, ныне – Богоявленская), Спасо-Преображенский монастырь и др.

     В фильме, на танцплощадке, звучат различные вальсы, фокстроты и даже краковяк. Но запоминающимся музыкальным произведением из фильма «Женщины» стала, конечно, песня «Любовь – кольцо». Автор её слов – Михаил Исаевич Танич (1923  – 2008), а музыки – Ян Абрамович Френкель (1920 – 1989). Исполнила в фильме эту песню «за кадром» певица Нина Александровна Бродская (рожд. 1947).

                ЛЮБОВЬ – КОЛЬЦО

     Нагадал мне попугай счастье по билетику,
     Я три года берегу эту арифметику.
     Любовь – кольцо, а у кольца,
     Начала нет и нет конца,
     Любовь – кольцо.
          Ты поплавай по реке, песня кругосветная,
          Про зелёные глаза и про разноцветные.
          Любовь – кольцо, а у кольца,
          Начала нет и нет конца,
          Любовь – кольцо.
     От себя не убегай, никуда не денешься,
     Что же ты, моя печаль, пополам не делишься?
     Любовь – кольцо, а у кольца,
     Начала нет и нет конца,
     Любовь – кольцо.

     В Интернете можно посмотреть в любое время художественный фильм "Женщины", который вот уже 50 лет ежегодно, и не раз, показывают центральные телеканалы. Можно послушать песню "Любовь – кольцо" в исполнении Нины Бродской. Можно подробно ознакомиться с биографиями создателей этого замечательного фильма.

     По материалам сайтов Интернета.
    
     2016

     Возвращение к содержанию сборника "Истории российского кино" – http://www.proza.ru/2016/03/12/1615.


Рецензии
Да, я хорошо помню этот фильм. Смотрели его неоднократно всей семьёй. Его можно смело назвать советским шедевром. Причём шедевром, не потребовавшим много денег на съёмку. Это было характерно для советского кино, да и для советской жизни тоже - антураж был не особо важен. Были важны отношения между людьми, которые часто так игрались, а вернее проживались в кадре, что брали за живое.
С уважухой

Владимир Радимиров   24.10.2016 10:38     Заявить о нарушении
Тёзка, доброго здоровья! Спасибо за тёплые слова о старом фильме. Готовился в 2016-м, в год российского кино, поработать над историями фильмов для местных ветеранов, которым разносил бесплатную частную газету "Мой город". Но с 1 апреля она была закрыта, успев опубликовать истории только фильмов "Два бойца", "Женщины" и "Жди меня". Историю фильма "Весна" оставшиеся две газеты не стали печатать - выборы, своих корреспондентов хватает... В заделе - "Хозяин тайги" (фильм больших, кто знает, друзей - В. Высоцкого и В. Золотухина в главных ролях). Были пожелания читателей об историях других популярных фильмов. Но где, кроме прозы.ру публиковать? Да и времени на это надо очень много. С уважением,

Владимир Калабухов   24.10.2016 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.