Простые странности

                ПРОСТЫЕ  СТРАННОСТИ

     Думаю, мало охотников найдётся среди людей, кто бы добровольно согласился на то, чтобы за ним, за спящим, кто-то подглядывал. Видимо по этой самой причине гостям заходить в спальню хозяев дома попросту «не принято». Только я и мои ровесники, выросшие в селе, даже не подозревали, что ложиться спать можно в другой комнате, а то, что жилом доме может быть ещё и кухня, и туалет, так это при нашей простоте и вовсе нечто нереальное. Все члены большой семьи теснились на малой половине: спали, ели, мылись, да ещё на застеленном соломой земляном полу лежали козлята, ягнята, а то и маленькие поросята. Весной вылупившихся цыплят и утят так и вовсе на тёплую печь несли.
     Как кто спит и как меняется его лицо во время сна, по крайней мере, в его семье, я видела каждый день. Даже у кошки выражение «лица» менялось. Летом, когда тепло и сухо, люди ложились отдохнуть там, где работали: в поле, в колхозном саду, на сенокосных валках, на соломе. Тут уже, конечно же, случайно, я заставала спящим кого-то из односельчан. Тихонько, на цыпочках, я подходила к чужому человеку и долго-долго рассматривала выражение лица спавшего, много старше меня человека. Признаться, я почему-то боялась спящих людей, да и после этого случая уже по-иному воспринимала этого человека.
     По-иному воспринимала и громко смеющихся чужих людей, особенно пьяных, угрюмых и тех, кто во время ссоры терял самоконтроль над собой. Потом годами, встретив такого человека на улице, я растерянно оглядывалась и, бледнея от испуга, уступала ему дорогу. Конечно же, я никому не объясняла такое своё поведение, но казалось, что буквально все слышат, как громко бьётся моё сердце.
     Спящих и дерущихся животных я видела чаще, чем людей. Спящую корову или козу мне всегда хотелось погладить, но я сдерживала себя по той причине, что это чужая животина, а чужое трогать нельзя. Другое дело – чья-то кошка, спящая на заборе. Я протягивала к ней руку и кошка сама подставляла под ладонь свою головку.
     Когда дерутся собаки – это страшно. Когда бодаются две козы – просто забавно. Когда дерутся петухи, любой и каждый человек, и я в том числе, считали своим долгом – разогнать драчунов. Были случаи, когда дерущиеся животные просто завораживали зрителей своим действом. В своём дворе я видела поединки собаки и петуха. В чужом дворе – собаки и козла.
     Однажды моё внимание привлёк странный звук за чужим забором. Из любопытства я взобралась на каменный забор и наблюдала, как дерутся два взрослых кролика. Хозяйка сперва заметила девочку на заборе, а потом уже догадалась, что в её огороде что-то неладное творится. Помню, она всё удивлялась: как кролики сумели открыть клетки? Смотреть, как хозяйка за уши ловила кроликов, для меня было грустным зрелищем, а вот саму драку двух самцов я до сих пор помню. Спустя много лет, по телевизору увидела дерущихся кенгуру. Они так же, как и кролики, дрались передними лапками.
     А вот из-за поединка двух индюков на уроки опоздало много школьников из разных классов. А дело вот как было.
     Осенью грязь месить на сельских улицах кому ж охота? Василь, знавший все улицы и тропинки в селе, предложил обойти самое разъезженное место на центральной дороге межой заброшенного огорода. Я, Мария и Иван, пошли вслед за Василём. В это время бабушка (уже не помню, как её звали), выпустила из хлева индюшиное семейство и хворостиной выгнала их пастись на эту пустошь.
     Индюков в нашем селе редко кто держал. Понятно, что кто же из ребятни откажется посмотреть на этих необычных на вид птиц. Мы и засмотрелись на них, что называется – рты раззявили. А как повздорили два индюка, так мы и вовсе о школе забыли. К тому же пройти мимо драчунов нам было боязно. Куда там? У индюков зобы кровью налились, перья у них вздыбились, а возгласы, коими они пугали друг друга, так и вовсе холодили кровь. Благо, что в это самое время на ферму шёл дядька Петро. Он сломал с акации большую ветку и, размахивая ею, согнал с тропинки индюков. Сам прошёл и мы за ним следом пробежали. В школу мы явились только к концу третьего урока. Попросились войти в класс. Учительница нашего второго класса очень на нас рассердилась. Это же надо, сразу четыре ученика прогуляли уроки. Как она нас отчитывала, как мы стояли перед классом, а потом ещё и весь следующий урок в «углу», … помню, как щёки от стыда горели. Мы дружно повторяли: «Больше так не будем», но уже после уроков опять пошли смотреть на индюков. И потом, до самого снега, хоть бы раз в неделю, мы шли по этой тропинке.
     Читая детские книги, где герои сказок с помощью волшебства меняли свой внешний облик, я нисколько этому не удивлялась, ведь и сама видела знакомых мне людей «совсем не похожими на себя», стоило им только «выйти из себя». Вы, вот, сами подумайте, слова «выйти из себя» или «человек не в себе», ведь не зря же люди так говорят…
                2015 г.


Рецензии
Да, "выйти из себя", то есть из привычного состояния можно по-разному. Конечно и мне доводилось видеть спящих людей их причудливые посапывания, похрапывания и прочие не осознанные движения. Но мы же и сами бываем в таком состоянии. А в отношении простой деревенской хаты, где "раздельно" спали, где придётся. Где люди и скотина, парит "вкусным" потом и прочими прелестями. Было так! Не у всех селян, но у бедняков -несомненно. И дерущихся птиц, и домашних животных мы насмотрелись вдоволь. Где наши годы? Спасибо!

Виктор Некрасов   04.02.2016 15:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор! Очень рада, что Вы вспомнили наше деревенское детство вместе со мной. Я уже 46 лет живу в городе, но мне ближе природа деревни, о ней и пишу. Раньше и подумать не могла, что буду с такой теплотой вспоминать детство...
Доброго Вам здоровья и творческих задумок! С признательностью, Анна.

Анна Боднарук   05.02.2016 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.