Пока идёт снег
На улице тает. С крыш слышно тикает капель. Зима давно не подаёт признаков жизни. Корреспондент областной газеты Серёжа Иванушкин с режиссёром народного театра Семёном Кукенгейзером взяли по две порции пельменей с уксусом и по сто пятьдесят водки.
-Знаешь, люблю вечерком, когда нет спектакля, отварить пельмешек, дождаться, когда начнут всплывать, потом выловить и на тарелку. Добавить кетчупа-майонеза, скрутить пробочку, налить холодненькой водочки и в рот!
-А мне рюмочные нравятся,- признался корреспондент Иванушкин,- всё динамично, чётко: выпил-закусил-повторил-и снова в редакцию.
-Ты прям, с какой-то немецкой обстоятельностью выпиваешь.
Вместо растворимого кофе, от которого только изжога и сердцебиение, приятели дёрнули ещё по пятьдесят водки. Обоим хотелось коньяку, но водка дешевле.
-А вот Маркес любил текилу, Апдайк ром,- загрустил Семён Кукенгейзер,- Драйзер коньяк, а Чарльз Буковски вермут.
-Ну, а мы, как Ивлин Во, выступаем по русской водочке,- развил тему корреспондент Иванушкин.
За грязноватым окном, у которого сидели приятели, рвал глаз магазин Дикси цвета оранжевой газировки на фоне давно не реставрированного монастыря.
-С Дмитриевой поцапался на репетиции. Всё настроение испортила. Играет последнее время вяло, без огонька. А всё почему? Да потому, что мужа нет и любовника тоже. А где она его возьмёт в своей детской библиотеке? А что бабе нужно?
Из новенькой блестящей лаком иномарки вышла девица в коротеньком пуховике и направилась в салон мобильной связи.
-А нужно, чтобы половая жизнь была регулярной и разнообразной,- проводил корреспондент Иванушкин девушку долгим взглядом.
Режиссёр Семён Кукенгейзер репетировал к юбилею народного театра чеховскую «Чайку». Корреспондент Серёжа Иванушкин по заданию редакции готовил материал об этом культурном событии в жизни областного центра. Сегодня он собирался взять у приятеля интервью.
-Слушай, а давай ко мне в труппу?!
-Ну-у, я пока не дозрел.
-Юбилей на носу, а у меня половина артистов за последний год в Москву слиняла, кто менеджером, кто охранником, кто продавщицей. А ты у меня бы Конька Горбунка играл на детских спектаклях.
-Почему Горбунка?
-Ну, ты же физически культурный, мастер спорта по лыжам.
-А я что, по-твоему, на лыжах выходить на сцену буду?
-Эх, Серёжа, а режиссёрское воображение на что?! Оно дополнит-дорисует! Тебе останется только всё точно сыграть!- полыхал взглядом Кукенгейзер.
-А в прошлый раз Треплева обещал в «Чайке»,- припомнил Иванушкин.
-Не будем, Серёжа, возвращаться в эту реку.
-Почему не будем – обещал!
-Ладно, посмотрим,- ушёл от прямого ответа Кукенгейзер.
-Кому Нину Заречную отдать не знаю. У Таньки темперамент бешеный, сама в постель прыгает, но на сцене сильно переигрывает. А Светка, ну ты знаешь, два метра красоты, но в постели бревно-бревном, пока раскочегаришь хоть немножко, и на сцене какая-то деревянная. Что посоветуешь?
-Пусть обе играют.
-Я серьёзно спрашиваю.
-Ну, если серьёзно, я бы Светке роль отдал – на неё из зала смотреть приятно.
-Тебе просто рассуждать, а Танька? Она же психанёт и вообще из театра может уйти.
-Да никуда Танька - заслуженная артистка твоей спальни не денется.
-Думал у меня с ней на один отпуск, а затянулось на полтора года.
- Осложнение после жаркого лета,- подытожил Иванушкин.
-Теперь вот прибываю в состоянии психоанализа,- отпил Кукенгейзер из одноразового стаканчика.
-А вот Светку с её длинными европейскими ногами, точно коммерс какой-нибудь склеит.
-Да-а…задача. Ладно, ты вообще-то у меня должен интервью брать, вот и бери, только сначала возьми по пятьдесят и сразу за дело!
Пока Иванушкин ходил к стойке за водкой, уборщица влажной тряпкой протёрла липкий столик.
Кукенгейзер выпил, вошёл в образ, и приготовился гнуть пальцы.
-Театр! Что ты знаешь о театре! Слушай сюда!
-Угу.
-Запоминай дальше. Вот ответ на твой первый вопрос: искусство умерло! – Кукенгейзер эффектно откинулся на спинку общепитовского стула, и с лицом «я талантище» поглядывал на корреспондента.
-Я слышал, что есть люди, которые уверяют, будто искусство вечно,- профессионально начал провоцировать корреспондент Иванушкин собеседника.
-Не болтай!- строго обрезал приятеля режиссёр.
-Я извиняюсь!- стеснительно замаячил у столика тощий мужчина с длинными редкими волосами,- можно поинтересоваться вашим, так сказать, жизненным вектором?
Кукенгейзер с Иванушкиным напряглись. Повисла длинная пауза.
-Довольно неожиданно для вечера вторника,- криво улыбнулся Кукенгейзер незнакомому мужчине.
-Простите, ещё раз повторите вопрос,- первым пришёл в себя корреспондент Иванушкин.
-Я смотрю вы люди интеллигентные, сидите, беседуете без мата. Вот ответьте мне: какой у вас духовный посыл?
-А вам зачем?- насторожился Кукенгейзер.
-Вот это и есть наша хвалёная русская духовность?- мужик показал рукой на улицу. Где двое подростков с девицей пили пиво.
-Куда мы катимся? Вот скажите мне, молодой человек,- обращался он к Серёже Иванушкину.
-Хорошо,если не буйный, а то мало ли что,- осторожно разглядывал мужчину корреспондент Иванушкин.
Выпить в два лица уже не получалось. Спорить тоже не тянуло.
-Вот скажите мне, что может спасти Россию от пропасти бездуховности?- наседал длинноволосый.
Кукенгейзер шумно вздохнул и вопросительно посмотрел на приятеля.
-Не хочется терять надежду,- признался мужчина.
Иванушкин с Кукенгейзером затаились от лишних слов.
-Вы знаете, Россия всегда держалась на культуре. Простите, я не представился. Бекетов. Художник. Раньше работал оформителем на трикотажной фабрике.
-А вас, простите, как зовут?
-Сергей.
-Вы меня извините, Сергей, что я пристал со своими вопросами, мешаю вам с товарищем отдыхать. Просто жизнь свободного художника понуждает к размышлениям. А размышлениями хочется поделиться. Вот ответьте мне - есть ли у нас шанс сберечь наше культурное достояние? Как нам сделать, чтобы народ снова начал тянуться к культуре?
-А народу это когда-нибудь было нужно?- вспомнил Иванушкин свои частые командировки по области. У народа своя культура – народная. Раньше народ плясал под гармошку с частушками, а теперь отрывается под Ласковый Май. Но вслух, ничего не сказал.
-Россия всегда была сильна своей культурой,- не сдавался живописец Бекетов.
Иванушкин с Кукенгейзером не возражали. Просто не было смысла.
Вокруг разливали-выпивали-разговаривали посетители. Им не было никакого дела до Бекетова. Они даже не оглянулись. На блеклых стенах кафе висело несколько копий с чёрно-белых фотографий дореволюционного города. Церкви-призраки, давно снесённые в атеистическом угаре; здания губернской архитектуры, на месте которых теперь блочные девятиэтажки, и горожане в поддёвках-сапогах, сарафанах платках, глядящие в объектив фотографа. Они мало изменились, разве, что одежда.
Приятели ещё немного посидели, потом неспешно и без цели пошли через рынок мимо бройлерных цыплят, эквадорских бананов, мороженой рыбы и китайского шмотья.
-Ты Довлатова любишь?
-Спрашиваешь.
-Хочу его поставить в театре.
-Постой, он же прозаик, а не драматург.
-Ерунда, мы с тобой в два счёта переделаем в пьесу.
На улице стремительно свечерело. Большими лохматыми хлопьями повалил снег и никакого города вокруг не стало.
Таганка, январь 2016
Свидетельство о публикации №216020100684
Валентина Васильева 4 04.03.2021 22:48 Заявить о нарушении
спасибо за прочтение и отзыв, Валентина
Вадим Гордеев 05.03.2021 05:20 Заявить о нарушении
Зус Вайман 21.06.2023 18:45 Заявить о нарушении