Читать или не читать текст? Баба Яга против

Записки из цикла "Баба Яга против"

ЧИТАТЬ  ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ НА  ПРОЗЕ ? 

Много говорят о достоинствах и недостатках нашего сайта. Но мне хотелось бы  обратить внимание собственно на ТЕКСТ, какой из них я читать точно не стану и почему не стану. Вот открыл страницу и с первого взгляда все ясно и понятно - читать не буду.

 Вне зависимости от  того знаком мне или незнаком автор, любим или не очень, я лично никогда не стану читать текст,  который начинается с реплики героя и заканчивается той самой репликой, а в середине, кроме диалога ничего и нет. Только что снова открыла такой текст и закрыла через секунду.

Почему так,  а вдруг автор его гений?

Не гений, и даже не талантливый человек,  более того,вероятнее всего,  он не знаком с основами литературного творчества с теми самыми семью нотами, на которых все строится.

А что это за 7 нот?

1.  Повествование – мы рассказываем историю, которая никак не может начинаться с реплики диалога, само понятие –повествование- подразумевает рассказ о чем-то, куда конечно может входить и прямая речь героев, но сначала должны появиться
 сами герои в предполагаемых обстоятельствах

2. Описание – места, времени, ситуации, если этого нет изначально, то мне лично не интересно, о чем они там говорят. Вы такой Мастер, что  можете все это вместить в диалоги – не верю. Даже в фильме есть панорама,  какие-то привязки ко времени и к месту, экспозиция, картинка, которая вводит зрителя в контекст, поясняет  суть действия, погружает в ту реальность...

3 Пространство в повествовании -  автор возможно не догадывается, что оно отличается от пространства нашей реальности, может расширяться до невероятных размеров ( как комнаты в нехорошей квартире) и сужаться внезапно до квадратного метра, где находятся герои, но оно совершенно разное, автор диалогов вряд ли вообще как-то им пользуется. Но  работу оператора и в тексте никто не отменял, мы должны показать самое важное то крупным планом, то снова отойти на приличное расстояние и полюбоваться издалека.

4. Время в повествовании тоже то течет со скоростью света, то замедляется, ( три дня в течении которых страдают и маются герои или несколько лет жизни, но вовсе не от рождения до смерти), если автор пытается показать мне  просто отрезок времени без всяких  изменений –мне лично это не интересно, творчество в чем состоит? 

И уж не дай бог, если он будет долго и нудно описывать каждый день жизни, где ничего не происходит, а ведь в реальности так, чаще всего с нами ничего не происходит, и не каждый день мы  защищаем диплом или спасаем утопающего, испытываем какие-то настоящие потрясения, тогда почему мне должно быть интересно то, что творится с неведомым героем час за часом, день за днем?
Вернее, то время, когда ничего не творится, он просто ест, пьет, спит?

5.Тот самый пресловутый  диалог, который имеет право быть в повествовании, но эксплуатирующие нещадно эту форму и не подозревают о том, насколько сложно передать индивидуальность человека, особенности его речи, его внутренний мир именно в слове, обращенном к другому человеку, насколько все мы хотим казаться лучше или хуже в таких диалогах и разговорах..

Настоящий писатель обязательно дополнил бы этот разговор страничкой из дневника, письма, описанием какой-то ситуации. При отсутствии всего этого смысл теряется. Да больше того, попробуйте почитать по радио или знакомым то, что вы написали, как это будет звучать, на какой минуте они заснут, перестанут слушать. И нет в том ничего удивительного, потому что болтовня скучна чаще всего, она ничего не дает ни уму, ни сердцу даже двух говорящих  ( светский треп), а мы ведь надеемся на то, что это будет читать, слушать кто-то еще…

6. Лексический запас автора, который  бесконечные диалоги просто уничтожают, представьте себе слесаря Васю, который говорит языком Пушкина и Шекспира.
И так как ничего другого нет, то закрадывается подозрение, что и сам автор, а не только его герой никакого другого языка, кроме протокольного не знает и не ведает.

Возможно, это и есть этакая хитрость, чтобы скрыть от нас пробелы своих познаний, а если что –перевести стрелки на героя, мол, я тут не при чем, это он такой неказистый уродился.

7 Неповторимый, узнаваемый стиль, который заставляет с первой ноты, с первого предложения узнать автора в таких вещах тоже отсутствует просто потому что перед нами протокол какого-то диалога. Где там развернуться самому автору, показать себя, нарисовать картину – именно нарисовать  при помощи слова, образа, метафоры, метонимии и всех прочих приемов, которые просто необходимо освоить прежде, чем  обращаться к тексту.

А рисовать-то он ничего и не может, записывать  диалоги, да, но не более того.
Вот собственно те семь нот, на которых и должно строиться любое произведение, если вы  сокращаете свое повествование до двух или одной ноты, то не только симфонию не написать, но и появляется простота вовсе не с гениальностью граничащая, а та, которая хуже воровства.

И если бы кто-то  в юности, когда все только начиналось, сказал бы мне, что в 21 веке появятся и размножатся  среди авторов Левии Матвеи, которые что-то ходят и записывают, а потом бегут публиковать все эти свои записи, я бы никогда не поверила в это.

Сама когда-то работала секретарем судебного заседания, сколько всего записано было – на полное собрание сочинений хватит, но от литературного произведения это так далеко, никакого отношения к нему не имеет, хотя там речи настоящие, достаточно маркированные, со своими особенностями, попробовали бы вольный перевод речи подсудимого записать, его ответов на вопросы, то есть за реализм повествования можно ручаться.

 И что самое удивительное, они значительно интереснее, некоторых текстов наших авторов, что, как говорится,  вообще ни в какие ворота не лезет.

Когда особо придирчивые  из нас твердят об опечатках, орфографических ошибках, стилистических неточностях, которых не избежать любому из нас, только тот, кто ничего не пишет и не совершит этих ошибок, это все кажется такой мелочью, потому что если текст классный, то найдется редактор, который легко поправит все это, доведет его до ума, как говорила моя бабушка, было бы над чем работать. Вот если в этом нет никакого смысла – пустая трата времени и сил, тогда настоящая беда.

И такая беда не редкость на сайте, к великому сожалению.
Что делать автору, который свято верит в то, что диалог – это уже и есть рассказ, который все должны прочитать и прийти в неописуемый восторг?

Ну для начала заглянуть в учебники по литературоведению и посмотреть как много там всего, что связанно с анализом текста, просто убедиться в том, что все вовсе не так просто, как кажется. Осваивать это по тем самым учебникам, вряд ли получится, и студентки на экзаменах порой падали в обморок, понимая, что они ничего не понимают, но все-таки попытаться стоит.
 
Заняться своим лексическим запасом. Без любви к слову, любопытства к слову не стертому, обычному, а особенному, мало что кроме протокола получится. И словарный запас постоянно должен пополняться – это как музыкальный слух, если его нет, то мало что получится, а если еще над этим не работать?

И самое главное –интерес  к людям , чтобы в повествовании  не прошли они как тени, неотличимые друг от друга, и насилующие читателя ( если он появится) своими бесконечными разговорами, в которых нет ни стилистической окраски, ни экспрессии, ни цвета, ни радости, ни печали, просто потому что за всех за них говорит сам автор, и понятно, что он не может говорить на разные голоса – это его речь.

Такие вот странные размышления порой возникают, когда открываешь определённую страницу с текстом, а там:

-Мама, я приду домой поздно…  А через десять страниц текст
- Мама, концерт был интересным, я пошел стать.

Что? Где? Когда? Почему? Зачем?  - это остается загадкой и тайной, на эти вопросы не только нет ответа, они и не задаются и, видимо, неинтересны рассказчику, который ничего нам не смог нарисовать. Потому что диалог -это
маленький кусочек жизни, а вовсе не вся наша реальность, и слава богу, что не вся, в ней много чего интересного есть кроме разговоров, и в произведении- зеркале реальности – это обязательно как-то должно отражаться.


Рецензии
Уважаемая Любовь! Как же приятно читать Ваше эссе - такое разумное, взвешенное, написанное безупречным слогом. Мне кажется, я прекрасно понимаю Ваше трепетное отношение к слову и литературному творчеству. Не о том ли писала А. Ахматова:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя , русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим и от плена спасём
Навеки.

Вне контекста, в повседневной переписке это звучит несколько пафосно, но все же - как красиво и мощно!
Тем не менее с тезисами Вашими я не вполне согласен. По правде говоря, они кажутся мне несколько устаревшими.
Да, конечно, 7 нот составляют основу музыкального языка, но не произведения (по крайней мере, в ХХ и ХХI веках)
Чтобы не отнимать Вашего времени, сошлюсь лишь на некоторые известные примеры.
Д.Кейдж."4'33". Можно спорить о том, музыка ли это, но его творение - безусловный и знаменитый артефакт, в котором не звучит ни одной ноты.
К.Малевич. "Черный квадрат". Из всей палитры Малевич использовал только черную краску (тут я немного упрощаю)
В литературе тоже были эксперименты с чистым листом.
Надо ли все это отвергать ради "классики"?
Немного удивляет и Ваша концентрация на диалоге. Конечно, серая, нетипизированная речь скучна, а чтение подобных опусов напоминает жевание газеты. Но разве не может быть скучным повествование, описание?
И там, и тут это в равной степени зависит от владения словом и теми "7 нотами", о которых Вы пишете.
У В. Сорокина повесть "Очередь" не содержит ни одной авторской ремарки и представляет собой одни только реплики неведомых персонажей. Тем не менее, оторваться от этого невозможно.
Слава богу, что множество людей испытывает тягу к сочинительству и у нас есть возможность тактично высказывать свое мнение об их работах.
Читая, сочиняя, споря, следуя советам, подражая или отвергая, мы осваиваем то ремесло, без которого не может быть искусства. Не так ли?
С уважением,

Томас Твин   25.06.2016 14:13     Заявить о нарушении
Добрый день, Томас!!!
Очень приятно получать такие вот отзывы, они дорого стоят, особенно здесь, когда преобладают два вариант: 1. Замечательно написано,спасибо 2. Какой бред, или борщ варить

Все правильно Вы сказали и о квадрате и о современной музыке, но Вы говорите о мастерах, которые в совершенстве освоили классику сначала, а потом уже искали что-то свое. Хотя чаще всего новаторство, даже признанное, забывается и исчезает, остается только что-то совсем уж выдающееся.

Мы же тут говорим об авторах, которые имеют смутное представление о законах творчества, к сожалению, а дом без фундамента долго ли простоит.

Что касается диалогов, для них нужно особое мастерство, они и классикам не всегда удаются, увы, а в данном случае - это просто конспекты каких-то бесед, как две капли воды похожие друг на друга. А если учесть, что лексика наша часто бедна и убога, а в разговорной речи особенно, то мы имеем убогий текст в сравнении с которым и протокол судебного заседания кажется шедевром, потому что там уголовники изъясняются очень живописно и ярко, они -то стараются...

И самое страшное, что авторы считают себя Мастерами, которым не надо учиться, потому что у них 20 тыс, а то и больше читателей. Они слышать не хотят о том, что тут и поисковики работают, и программы, и просто кликальщики.
И что же остается? Одни сплошные иллюзии..

Сегодня и от филологов -то требовать ничего не стоит, уровень образования просто кошмарный, но нельзя же так издеваться над творчеством, над словесностью.

А результат вот тут от всех наших писаний. Вероятно, Вы уже видели ролик, но я не устаю его пересматривать и спрашивать себя, как мы все дошли до жизни такой
http://www.youtube.com/watch?v=QslQlplscEQ
Любовь

Любовь Сушко   25.06.2016 14:36   Заявить о нарушении
Да, ролик кошмарный. Я не являюсь поклонником С. Говорухина, но тут невольно вспоминаются его слова: "90 процентов нынешней интеллигенции, особенно творческой, являются проститутками"
Противостоять этому напору продажности и серости, конечно, надо и Вы благородно пытаетесь что-то сделать.
И все же важнее, мне кажется, само стремление людей к самовыражению. Мыльные оперы, низкопробные произведения всегда были и будут. Но они - только часть, мутная, но необходимая часть потока культуры. Искусство - не храм, а живой организм со всеми его достоинствами и недостатками. Живому надо жить, развиваться. Пройдет время и о самоуверенных графоманах никто и не вспомнит, зато в недрах этого процесса непременно родится что-нибудь талантливое, а историки культуры назовут нынешний этап "Эпистолярно - сетевым" или каким-нибудь еще.
Мне кажется, что опасность для слова и вкуса представляет не "дикое" творчество "народных масс", а навязывание обществу уголовно-архаических нравов власть предержащими. Год за годом, тотально и самодовольно.
Надеюсь только, что получится это у них так же бездарно, как и все остальное.
С непреходящим уважением,

Томас Твин   26.06.2016 07:22   Заявить о нарушении
Дорогой Томас!!!
И во времена Пушкина был дико популярный Кукольник, и еще дюжина авторов, но разница в том, что там люди понимали прекрасно, кто такой Кукольник, а кто такой Пушкин или Баратынский, могли их достойно оценить.

Мы в большей мере понять этого не можем, увы, потому что никаких критериев нет. И дело даже не сетевой литературе, бог с ней, людям надо чем-то заняться, не балетом же и оперой, -писать на их взгляд легче и проще.

Но когда лично я увидела встречу президента с писателями, а там были именно Донцова, Устинова и тетки из их круга, вот тогда мне стало плохо и какой-то безнадегой повеяло.
Когда он что-то сказал о детективчиках, и Донцова возмутилась, почему мол такое не серьезное отношление к ним, труженникам ножа и топора, а как по-другому назвать тех,кто убивает литературу долго и упорно на государственном уровне, если верить всему, что творилось на встрече.

Говорят, что в творчестве у каждого свое место, но они явно метят на совсем другие места с завидным упорством.

Согласна с вами, что это пройдет, никто не вспомнит тот бред, который они писали и издавали, но не окажется ли там выжженная земля? А самое главное, читатели, которые уверены, что это и есть литература, а никакой другой нет и быть не может?

Посмотрите, каким стало наше образование с внедрением ЕГЭ, литература ему под стать. И если та же опера сохранила своих слушателей и пылких поклонников, то удастся ли это настоящей литературе, если главным жанром остается на протяжении последнего десятилетя иронический детектив?
Люба

Любовь Сушко   26.06.2016 07:37   Заявить о нарушении
Ах, Люба, боюсь Вас разочаровать, но истина дороже.
Отнюдь не все почитатели Кукольника и Загоскина прекрасно понимали превосходство Пушкина.
С другой стороны, и нынешние обыватели, уверен, в большинстве знают, что "Рабыня Изаура" не чета "Фаусту" Гете. Просто одного только знания "добра и зла" совсем недостаточно. Банальный пример - курение, "Капля никотина убивает лошадь" и т.п. Ну кого это останавливало?
И еще одно, но очень существенное для меня расхождение, выходящее за рамки литературы.
Я убежден, что главную угрозу литературе несут не "работники ножа и топора", а те высшие чиновники, начиная с президента, которые своей властью и авторитетом их поддерживают, заодно разными способами оттесняя их конкурентов.
Которые вводят жесточайшую цензуру, выхолащивают систему образования, вульгарной лексикой типа "сачок, работать не хочет", "мочить в сортире", "я клинику не комментирую" дают обществу ложные ориентиры...
Не будь этого тотального, всепроникающего давления живой организм так или иначе справился бы с очередными вирусами, как и всегда.
А вот целенаправленные внутривенные инъекции - это серьезно.
С уважением и полнейшим сочувствием к Вашим переживаниям,

Томас Твин   26.06.2016 13:36   Заявить о нарушении
Дорогой Томас!!!
О чиновниках, кто же спорит, я потому и вспомнила встречу писателей с президентом, и кто там из писателей был. Если Сталин говорил в свое время, что у меня нет других писателей, то у нас они все-таки есть, не все же дошли еще до уровня тех теток с их детективами.
Что касается разочарования, ну что Вы , в 1985 году, в эпоху возвращенной литературы, на первом курсе и первой лекции блестящий профессор так и сказал:
- Забудьте о том, что литаратура - всенародное дело, как и в любом виде искусства, знают, понимают, ценят ее 10% не больше того, вот для них мы будем работать.
Но тогда были живы еще и Лотман, и другие блестящие литературоведы. Сегодня никого нет из них, и нет молодых, тех, кто должен явиться им на смену, а потому хорошо если от тех 10 процентов хотя бы половина осталась, боюсь, что и их нет, ну а о политике по отношению к литературе Вы все уже сказали. Скоро появятся тайные общества любителей словестности, увы...
Люба

Любовь Сушко   26.06.2016 15:06   Заявить о нарушении
Дорогая Люба! С каждым Вашим постом я согласен на 95% или даже больше, за исключением некоторого пессимизма. Возможно, все дело в круге общения. Мне повезло: сын-филолог преподает в МГУ и часть студентов бывает у нас дома. Это именно те, кого Вы относите к 10% ценителей. Не знаю, можно ли по ним судить об остальных любителях, но эти знают и Умберто Эко, и Борхеса, и Кортасара, и Муроками, и Павича. Читают Чудакова, Шишкина, Ерофеева, Сорокина, Пелевина...
Бахтин, Пропп, Руднев, Лотман, Мелетинский - само собой.
Конечно, это лишь малая часть всех читающих, но о массовой аудитории косвенно можно судить по теле- и киноаудитории(а сейчас визуальные искусства переживают явный подъем) Вспомните, каким спросом в последние годы пользовались очень качественные фильмы и сериалы ("Идиот", "Стиляги", "Оттепель", "Мишка Япончик", "Ликвидация", "Возвращение" и т.п.) А Улицкая? Хоть я и не являюсь поклонником ее творчества, но все же, согласитесь, это качественная, добросовестная литература.
В общем, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, все не так уж и плохо.
А тайные общества любителей словесности... Что ж, нам не привыкать... Если до этого дойдет, то, как я понимаю, 2 потенциальных тайных "любителя" у нас уже есть, готовность присоединиться уже выразили жена и сын - и это не предел!
С уважением,

Томас Твин   26.06.2016 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.