Родительское собрание

   
   Два года назад мой старый ноутбук окончательно сломался, ни один мастер не брался в очередной раз починить его, как ни уговаривала.

   И дочка подарила мне планшет с безпроводной клавиатурой. С одной стороны - удобно, если клавиатура не нужна - можно на любом диване с планшетом устроиться что-то читать или смотреть.

  С другой стороны - нет редакторской программы. Неудобно, когда работаешь, хотя может, и хорошо, что не тащишь с собой домой служебные проблемы.

   На служебном компьютере есть все "болванки" для служебных бумаг, остаётся только переделывать их под конкретные случаи. Но всё-таки приходилось и дома служебными делами заниматься: искала в сети материалы по теме, посылала их на служебный адрес, а там уж редактировала.

   В общем, ничего у меня в планшете не сохранилось, осталось на службе, пишу по памяти. Уже три месяца прошло, как уволилась. А один сюжет никак не идёт из головы.

   Когда в сельской школе работала социальным педагогом и психологом в одном лице, то там Бог меня миловал, приходилось общаться с родителями, но по отдельности, на родительском собрании ни разу не была и не выступала.

   А когда 1 сентября в городском саду вышла на работу психологом, то там сместились мои обязанности. Хоть и приходилось в основном теми же сопами (детьми в социально-опасном положении) заниматься, но при этом методист предупредила меня, что я должна и с воспитателями, и с родителями "проводить соответствующую работу".

  А это самая трудная часть работы любого педагога. С детьми проще найти общий язык, чем с их родителями.

  Но делать нечего. Поначалу у меня всё гладко шло, никаких собраний на горизонте не маячило, по отдельности разбиралась с особо тяжёлыми случаями.

  У одной мамочки ситуация была такая: из деревни, её мать пьющая, девочка в интернате воспитывалась, но почему-то никакого социального жилья не получила, осталась прописанной у мамы в деревне.

   Сошлась в городе с парнем, родила от него, потом он погиб, и она осталась с ребёнком одна. Работала и снимала жильё, в сад ребёнка не отдавала, просила сестру смотреть, а у той свои дела, она его одного бросала, ребёнка забрали в приют.

   В процессе выяснилось, что мать к ребёнку действительно привязана, регулярно навещала его в приюте, и, чтобы не разлучать их, опека приняла соломоново решение, уговорила бабушку по отцу взять их к себе.

  Но за кулисами остался тот факт, что бабушка согласилась только при условии, что невестка будет полностью отдавать ей пособие по потере кормильца. 

  На момент нашего знакомства мама с сыном от этой бабушки ушли и жили у знакомой. Мальчику шёл пятый год, он практически не говорил. Но, поговорив с мамой, я поняла, что помочь им несложно.

  Ребёнка мы перевели в логопедическую группу в спецсад, а маме через профком её предприятия выделили по ходатайству сада комнату в общежитии, в моём районе.

  Потом я как-то встретила их на улице, по словам мамы, всё у них налаживалось. 

  Этот случай вдохновил меня, я с энтузиазмом принялась уговаривать и других мам в логопедический сад неговорящих детей переводить, пока там есть места в группах.

   Но не тут-то было. Одну ещё только уговорила, да и то - благодаря бабушке, поскольку бабушка согласилась туда его возить, она в основном и занималась внуком.

   На остальных мои уговоры не действовали, нет, им неудобно было возить туда ребёнка. Спасибо за внимание, но мы сами свои проблемы решим. Сами - так сами. С одной стороны - мне же легче. Неговорящие дети не только в социально опасном положении бывают, есть и во вполне с виду благополучных семьях, а мне хватало с сопами забот. Просто в саду в это время не было логопеда, вот я и влезла в её сферу.

    Одного мальчика до меня отобрали у мамы - отдали бабушке. Папки с его делом полшкафа занимали. Сошлись, как нынче принято, молодые, родили мальчика. И даже - о, чудо! - по такому случаю зарегистрировали брак.

   Но потом начались сложности, то папа запьёт, то мама, оба винят другого, развод и девичья фамилия. У мамы ребёнка довольно быстро отобрали по настоянию папы, но, удовлетворив своё самолюбие, он своими делами занялся, так что скоро и у него отобрали ребёнка и отдали бабушке по отцу (мамина мама пьющая, ей не до внука).

   А у этой бабушки тоже проблема - дедушка пьющий... На момент нашего знакомства бабушка с внуком проживала у своих родителей, поскольку дедушка как раз запил. С бабушкой я поговорила в саду, но опека требовала и, как положено, дома с инспекцией побывать, так что пришлось мне отправиться в прабабушке с прадедушкой в гости.

   Встретили они меня любезно, обычная квартира, прабабушка в одной комнате перед ноутбуком, прадедушка в другой комнате перед телевизором, бабушка на работе, ребёнок в саду. Когда я, всё, что положено, записала в протоколе посещения, прабабушка мне говорит:

  - Вы так хорошо всё объясняете, сходите к нашему зятю, поувещевайте его (я им объяснила, что и у бабушки могут отобрать внука, поскольку государство бабушке опекунское пособие не за тем платит, чтобы дедушка пропивал).

  - Нет уж, - говорю, - сами его увещевайте, моё дело - до опекуна, то бишь бабушки, донести позицию государства. И внуку своему передайте, как у него дела-то?

  Оказалось, давно другая семья и там ребёнок, этим не интересуется, "обиделся, что лишили родительских прав". А мама ребёнка и вовсе незнамо где, у неё-то как раз было социальное жильё, но в последнее время там только её очередной сожитель находился.

  В деле отражено, как мои предшественницы бились с этой мамой, она сама интернатская, понятия не имела, что делать с ребёнком после рождения, уж и такие, и сякие с ней проводили инструктажи - всё равно бросала его и уходила то среди ночи, то среди бела дня...

   Думаете, это самые яркие случаи? Да нет. Про самый жуткий у меня как-то и язык не поворачивается рассказать, не дозрела ещё.

  Была ещё такая семья, у которой перед моим появлением в саду отобрали троих детей мал мала меньше, один новорожденный (мама с пособия по нему и загуляла).

   Я всего два месяца там проработала, наблюдала эту семью в соответствии с должностными обязанностями. Раз в месяц в райисполкоме комиссия по делам несовершеннолетних обязана была рассматривать их ситуацию, на первом при мне заседании мама слёзно просила отдать детей, и я на её стороне была, что ж, думаю, за безсердечные такие люди в комиссии.

    Но после того, как мама вышла за дверь, они мне популярно объяснили свою позицию. По знаменитому Декрету №18 такие мамы обязаны трудоустраиваться и выплачивать из заработка алименты на детей, так вот устроиться-то она устроилась, но ни разу зарплаты пока не получала, вот как только первую получит И (ЕСЛИ) НЕ ПРОПЬЁТ, - вернут ей её детей. На первый раз. А вот если всё-таки потом с детского пособия она запьёт (ведь когда детей вернут - вернут и пособие, работать уже не надо будет) - тогда заберут и прав родительских лишат...

   Ну и теперь, наконец, про родительское собрание. Это уже в последний день моей работы было. Я не думала, что так быстро всё закончится, но, пока заведующая была в отпуске, у меня собственный ребёнок в реанимацию попал. И оказалось, что когда ребёнок в больнице - маме больничный не дают, дескать, там есть кому за ним смотреть.

   Но какая работа! Я позвонила и.о. домой и договорилась с ней, что как наладятся у нас дела - задним числом напишу за свой счёт заявление на эти дни, сейчас даже написать не могу приехать, не до того.

   Было подозрение на менингит, спинномозговую пункцию нам делали. Подозрение не подтвердилось, пункцию мы пережили благополучно, температура спала, выписали нас домой, в понедельник в школу собрала я ребёнка, хотела следом и сама на службу -  а ноги не идут, слабость такая, что в глазах темно.

  Никуда не пошла, вызвала врача, та осмотрела меня и говорит:

  - Ничего не понимаю, сдайте кровь из вены, там её сразу посмотрят и разберутся, что с Вами делать.

   Делать нечего, поплелась я кровь сдавать, потом обратно домой (не сразу готов результат), так и вечер наступил, поехали вечером на такси узнать результат, и врач мне говорит:

  - Надо ложиться в инфекционное отделение, картина неясная, там Вас на всякий случай прокапают...

  - А ребёнка куда?

  Он на меня посмотрел с укоризной, дескать, мало мне своих проблем. Я его взгляд поняла и написала отказ от госпитализации. Тут ребёнок стал жаловаться, что снова болит голова. Господи, помилуй!

    Заехали мы в детскую больницу (там рядом всё), в приёмной сделали нам укол и поехали домой, утро  вечера мудренее.

    Наутро ребёнок ни на что не жалуется, но я всё-таки отвела его к неврологу и взяла от школы освобождение, пока не съездим на консультацию в областную больницу, и уж потом озаботилась своими делами. Вроде полегче, передвигаться могу.

   Завезла ребёнка домой и поехала на работу. А там заведующая вышла из отпуска и как набросится на меня, что никто так не делает, у всех дети, и что теперь...

   Оказывается, без меня случилось чп, один папаша дома скандалил, мама вызвала милицию, ребёнка у них не забрали, но ситуацию сложная, не раз пришлось туда ходить  самой заведующей, а у неё своих забот хватает, это мои обязанности...

    Ну и я написала заявление. Не потому, что не люблю, когда меня отчитывают, а просто мне нужно было на консультацию везти ребёнка, и там нам предложили госпитализацию (что я и предчувствовала), ну так что теперь, своего бросить в больнице и чужими, алкоголиков, детьми заниматься?..

   И вот, когда уже заведующая подписала моё заявление, я сидела, добивала какие-то последние бумаги, подходит ко мне молоденькая воспитательница и просит провести родительское собрание в её группе.

   Я с умилением на неё посмотрела, это хорошо, думаю, что теперь мне уже нечего бояться (перед этим администрация всё просила меня не портить отношения с родителями, потому что клиент всегда прав).

   Группа была выпускная и, поговорив об этом самом выпускном (в октябре месяце!), что, дескать, может лучше постепенно деньги собирать, сумма-то большая, воспитательница предоставила мне слово.

   - Вам,- говорит,- сейчас специалист объяснит, как подготовить детей к школе.

    А я уже имела дело с некоторыми детьми из этой группы и даже с одним папой успела провести воспитательную беседу. В каждом саду обычно есть, кроме психолога, логопед, если на одну ставку - 24 ребёнка набирает.

    Остальные ждут своей очереди, кто не успел, тот опоздал. В нашем саду гораздо больше детей нуждались в логопеде, но проблема была в том, что логопеда как такового в тот момент вообще не было, и пока я, психолог, смотрела по прошлогоднему списку детей, чтобы, возможно, кого-то и отчислить и освободить место для самых слабых.

    В том числе и из этой группы посмотрела одного мальчика: букв не знает, цифр не знает, говорит плохо для своего возраста, попросила нарисовать мне что-нибудь - монстров каких-то нарисовал. Спросила, что это?

  - А это они ограбили банк, купят оружие и будут всех убивать.

   Ну я и попросила воспитательницу, чтоб заглянул ко мне тот, кто придёт за ним, пришёл папа. Посмотрел рисунок, выслушал меня и посмотрел снисходительно.

  - Это у него игра такая на планшете, играет ребёнок...

  - Так заберите у него планшет, книжки с ним читайте! Или мультики хотя бы смотрите хорошие, советские, он у Вас даже Винни-пуха не знает, не смог назвать!

   Тут папа умильно улыбнулся, сказал, что сам любит Винна-Пуха, но это уже отстой, а отберёшь планшет - у соседского мальчика есть, будут на том играть.

   Так и расстались. Правда, на собрание этот папа не пришёл, там другой был, всего парочка пап. Я искренно удивилась, думала, ни одного не будет.

    - Дорогие,- говорю, - родители! Посмотрите по сторонам, что Вы видите здесь, в группе? Видите ли Вы здесь телевизор? Не видите? И компьютера не видите? А что видите? Игровую зону, зону для занятий и еды, спальню, а за окном - игровую площадку? Так вот, запомните, что вся та гадость, которая есть в душах и головах Ваших детей, не в саду туда попадает, а дома.


   Тут воспитательница испуганно на меня посмотрела, но я уверенно продолжала.

  - Вы хотите, чтоб ваши дети хорошо учились в школе? Тогда выбросьте телевизор, заберите у них все гаджеты и читайте вы, именно вы, с ними дома хорошие детские книжки. У воспитательницы их 25, она-то проведёт все положенные по программе занятия, но основная ответственность за воспитание и нормальное развитие на вас лежит и никто за вас развивать, учить ваших детей говорить, готовить их к школе и жизни НЕ БУДЕТ!

   Воспитательница порозовела, молодые родители потупились, но обрела дар речи и подала голос явившаяся на собрание бабушка:

   - Да Вы знаете, как им, родителям, теперь приходится крутиться, некогда заниматься детьми!

    - Ну так вы, бабушка, занимайтесь! - парировала я.

    - Мне тоже некогда...

  Ну, дальше можно было не продолжать, если б и до прабабушки дело дошло, ей тоже некогда, когда сериалы смотреть, если ребёнком заняться...

    Но я всё-таки долбила своё.

    - Ребёнок должен воспитываться в лоне родной ему культуры. Начиная с потешек и колыбельных. Должен получить защиту, выработать иммунитет к чужеродному. Пусть это будет русская культура, пусть - белорусская, армянская (по фамилиям детей ориентируюсь), но своя, родная. Вот укрепится он - можно будет и чужеродное попробовать на зуб, но нельзя сразу погружать ребёнка в кислотную среду...


    Тут подал голос один из пап.

  - Да не хочу я в лоне родной культуры воспитывать своих детей, вот, репетитора, нанял, немецкому учу, уедем у Германию и будем жить как люди.

    Остальные родители продолжали молчать, задумчиво глядя в пол.

   И я растерялась. Заниматься им своими детьми некогда, отобрать планшет они не хотят, хотят жить как все НОРМАЛЬНЫЕ люди. А я тут перед ними распинаюсь. Хорошо хоть уволилась уже и не будет завтра меня отчитывать заведующая, если кто-то из них ей на меня пожалуется.

   Попрощалась и ушла. Навсегда из этого заведения. Воспитательницы, правда, не только эта молоденькая, но и другие, жалели, говорили, что думали, хоть кто-то будет за них перед администрацией и родителями заступаться.

   Но я не министр и даже не заведующая, хотя подозреваю, что тут и министр безсилен, если родителям родная культура не родная, то что тут можно сделать?

   Когда я на севере жила и в Госсовете Коми работала, то как-то вернулась из отпуска, проведённого в Беларуси, и в красках описывала увиденное председательше одного комитета, потом она весь Госсовет возглавляла.

   Что мне всё понравилось: на улицах порядок, ходила с родственницей за ребёнком в сад и в детскую поликлинику - и там всё понравилось, везде чистота и порядок. Она меня слушала и кивала, вот бы, дескать, и у нас так. Сейчас сидит, многих там, в коми, посадили.

   А толку-то? Всех не пересажаешь, у кого за душой ну вот ничегошеньки нет, никакого лона родной культуры...

    Тут что-то другое нужно, а что - я и сама толком не знаю. Не буду больше на родительских собраниях выступать.


Рецензии
Очень поучительное и грустное повествование, дорогая Наталья... (((. Безнадежность какая-то поселяется.

Франк Де Сауза   03.02.2016 10:49     Заявить о нарушении
Ну, я ведь тут ещё далеко не всё описала.

Хотела хотя бы часть груза сбросить с души, простите, дорогой Франк!

Мне-то наоборот полегчало.

Наталья Чернавская   03.02.2016 12:54   Заявить о нарушении
Тогда правильно! :)

Франк Де Сауза   03.02.2016 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.