Гл. 8. Конго. Дикие гуси на тропе войны

Commando 5 «Дикие гуси» может являться образцом отряда  наемников времен «Холодной  войны» . Подразделение имело простую структуру и минимальный командный состав. Майкл Хор имел заместителя, ветерана Катанги Алистера Викса, и начальника штаба Джереми Пюррена. Наемники проходили обучение по британской системе, за которое отвечал полковой старшина из числа кадровых сержантов.
 
Майклом Хором были выработаны простейшие правила поведения солдата в условиях боевых действий, которые гласили:
1. Молись Богу ежедневно
2. Преврати личную чистоту в фетиш, гордись своим внешним видом, даже среди боя, в любом случае брейся каждый день
3. Всегда чисти и береги свое оружие. Оно должно быть блестяще чистым и слегка смазанным. Часто проверяй свои боеприпасы. Проверяй и чисти пружину и щечки магазина.
4. Действуя парами, прикрывайте один другого, будьте преданы своему напарнику. Будьте преданы своему командиру.
5. Не лгите во время боя. Вся информация должна быть точной, иначе ваше подразделение пострадает. Можешь фантазировать своей девушке позже, но никогда, никогда в бою.
6. Будь готов к движению немедленно по команде. Промаркируй все свое имущество. Держи его всегда под рукой. Имей привычку проверять все каждую ночь.
7. Смотри за своей машиной. Заправляй ее топливом перед отдыхом. Держи ее в чистоте. Не перегружай без необходимости.
8. Не рискуй понапрасну
9. Старайся держаться пониже и в тени. Ночью убедись, что выставлен часовой, выставляй несколько часовых, если требует ситуация.
10. Будь агрессивным в действии, рыцарственным в победе, упорным в обороне.

Взвод "Коммандо 5" обычно состоял из 40 - 50 бойцов, 3 сержантов и 2 офицеров. Все солдаты имели на вооружении автоматические винтовки, в основном FN-FAL. На джипах крепились пулемет или безоткатное орудие. Во взводе имелись два БТР "Мерседес".
Бойцы представляли разные страны, имели разный уровень подготовки, средний возраст составлял около 30 лет. Дисциплина, не смотря на усилия офицеров, оставляла желать лучшего. Грабежи со стороны наемников,  являлись обычным делом: при захвате очередного населенного пункта он отдавался на разграбление сроком на 10 часов. Но именно такие добровольцы могли воевать в условиях отсутствия службы обеспечения и медицинской службы. Вообще, трудно объяснить, как отряд в 30-40 человек на джипах и грузовиках контролировал территории в тысячи квадратных километров в условиях африканского климата и бездорожья. Сегодня, например, это не под силу многотысячным контингентам войск ООН.
Управляться с тем контингентом, который представляли из себя наемники, было не просто. Майкл Хоар пытался поддерживать дисциплину, причем действовал жестко. Мы уже рассказывали, как во время проведения операции «Альбертвиль» он подавил в зародыше бунт, ударив смутьяна рукояткой пистолета по голове. В другой раз один из наемников изнасиловал и убил местную девушку. На суде Хор предложил четырем своим офицерам написать свою версию приговора на клочках бумаги. Кто-то предложил расстрелять преступника, кто-то — высечь, кто-то — выгнать из отряда. В общем, согласия не было. Тогда Хор взял дело в свои руки. Он вспомнил, что провинившийся увлекался игрой в футбол, и поэтому лично отстрелил ему большие пальцы на обеих ногах.

"Коммандо-5" действовал решительно и быстро. Небольшие группы наемников перемещались на джипах, оснащенных пулеметами, и сеяли хаос на территориях, занятых войском Мулеле. Симбы, как бы это ни было им удивительно, гибли под градом пуль и обращались в бегство, утратив веру в свой тотем. Западная пресса начала открыто восхищаться отважными солдатами удачи, которые спасали белых поселенцев и освобождали города от орд фанатиков. Все это, кстати, было справедливо. За кадром обычно сотавалась другая сторона войны. Наемников, естественно, интересовали в первую очередь деньги. Зарплата пехотинца была, как мы уже писали выше, не столь уж велика, зато наемники охотно повышали свое благосостояние за счет грабежей. Портовый Леопольдвиль (нынешняя Киншаса) превратился в большой рынок, где шла продажа краденого. Здесь обосновалась большая группа индийских торговцев, которые скупали все, что присылали им наемники,— мебель, посуду, продовольствие, автомобили.
Уже к средине октября 1964 г. из 390 бойцов отряда  156 постоянно находились в боях, проводя наступательные операции: "Север", "Чуапа" и "Букаву".

Действия 5 Commando особенно ярко демонстрируют, каким образом военная культура командиров тактического уровня (младших офицеров и сержантов), позволяет быстро и эффективно решать сложные боевые задачи.
Например, каждый из командиров взводов действовал самостоятельно и независимо от других, получая от М.Хора общую задачу - выдвинуться в определенный район и очистить его от мятежников. Действия 52 Commando под командованием З. Мюллера осенью 1964 года особенно хорошо иллюстрируют военную эффективность наемного формирования, в котором делалась ставка на личную инициативу и децентрализацию командования. Действуя в отрыве от остальных сил, отряд Мюллера за десять недель очистил от мятежников Экваториальную провинцию страны, равную по площади Западной Германии.

Крайняя жестокость при ведении боевых операций была визитной карточкой наемников. При взятии города Бумба наемники спасли 44 заложника-европейца. Они ворвались в городок, стреляя на ходу, и устроили симба настоящую бойню, в том числе убили всех раненых в госпитале. Впрочем, наемники не позволили сопровождавшим их дикарям из племени якома есть убитых врагов.  15 сентября 1964 года в порту Лисала 15 бойцов 51-го взвода, под командой лейтенанта Гарри Вильсона (в прошлом кадровый британский офицер, ранее служил на Кипре) зайдя в тыл засаде, перебили 400 повстанцев. хотя те имели пулеметы и базуки. Только один наемник был ранен.
Операции "Чуапа", как и "Норд" и "Букаву" завершились успешно благодаря плотной авиационной поддержке, которую осуществляли нанятые ЦРУ экипажи самолетов T-28 и B-26. Авиация буквально терроризировала мятежников, которые быстро поняли, что никакая магия не спасает их от огня пулеметов калибра .50 и ракет.

Типичной операцией «Диких гусей» является захват города Буэнде в сентябре 1964 г. Она стала очень известной благодаря тому, что в рядах наступавшего на город 52 взвода «гусей» находилась съемочная группа итальянских кинодокументалистов и репортаж об этих событиях вошел в знаменитый документальный фильм «Прощай, Африка». 
Итак 19 сентября 1964 г. 52 й взвод 5 отряда коммандос, под командованием нашего старого знакомого Зигфрида Мюллера (Конго Мюллера), к тому моменту уже капитана, выдвинулся в сторону города Буэнде в провинции Экваториаль, занятому силами партизан-симба. По имеющимся сведениям в городе удерживалось какое-то количество белых заложников, которых, также, следовало освободить. По началу, наемники не имели успеха, наткнувшись на сильное сопротивление на подступах к городу. Конго Мюллер вызвал подкрепление. Для усиления прибыл бельгийский майор Пьер Лемерсье (Pierre Lemercier) с двумя взводами наемников и двумя ротами конголезской армии. 24 октября наемники, при поддержке авиации, вновь пошли на штурм. Сломив сопротивление симба, которые пытались, как и в прошлый раз, остановить противника на подступах, колонна ворвалась в город. В ходе уличных боев повстанцы были частично перебиты, частично рассеяны. Удалось освободить какое-то количество белых заложников, но, для некоторых, было слишком поздно. По принятому у наемников обычаю город на 10 часов был отдан на разграбление. Солдаты тащили все, что приглянется, правда, опять же по своим неписанным правилам, наемники не допускали изнасилований, а также каннибализма среди черных солдат. Трофеи в Буэнде, кстати, были довольно неплохи: наемники, среди прочего, взяли кассу повстанцев с весьма крупной суммой денег в бельгийской и местной валюте. Кроме того, надо было воздать по заслугам побежденным врагам, а воздать им было за что.
Симба за время своего владычества в городе порезвились на славу: камера итальянских документалистов бесстрастно фиксирует связанные тела расстрелянных людей, главным образом чернокожих. Их много. Ими завалены канавы. У некоторых вырезана печень, которую «львы» по своему обычаю поедали. У здания католической миссии тела убитых монахинь и детей-сирот, белых и черных. Наемники и черные жандармы конвоируют нескольких пленных. Одного тут же ставят к стенке и расстрельный взвод дает залп. Затем следует, пожалуй, одна из самых сильных сцен фильма: по улице несколько чернокожих солдат тащат пленного, они вопят и избивают его, тот тоже вопит. Крик, шум. Белый офицер, у которого явно сдают нервы, вытаскивает пистолет и вышибает негру мозги. Наступает тишина. Офицер прячет пистолет в кобуру и отворачивается. Имя этого офицера – лейтенант Лоув.

«Прощай Африка» - пронзительный и страшный фильм, посвященный локальному крушению мира, каким была колониальная Африка. Мир этот был далеко не лучшим, но, по крайней мере, относительно безопасным. Фильм изобилует кровью и сценами насилия, поскольку документалисты честно пытались запечатлеть окружающую их реальность: массовое истребление животных в бывших парках-заповедниках, межплеменная резня, геноцид арабов на Занзибаре и, конечно, война в Анголе и Конго. Война без прикрас и лозунгов, во всей ее страшной правде. И среди всеобщего омертвляющего ужаса наемники Конго Мюлллера, которых сами авторы фильма назвали сборищем «бывших людей», выглядят наиболее человечно. Судьба у фильма, вполне прогнозируемо, получилась сложной. «Прогрессивное человечество» не готово было к ТАКОЙ правде об Африке. В США фильм запретили, в Европе съемочная группа подверглась остракизму среди коллег, а также левых и либеральных журналистов. Им ставили в вину, что наемники устроили расстрел специально для телекамер. Обвинение абсурдное. Расстрел в Буэнде – далеко не единственное убийство в фильме. Во время резни на Занзибаре, снятой с самолета, гибнут сотни людей. Это тоже организовала съемочная группа? Ответ прост: и американским политикам, и европейским либералам, и чиновникам из ООН «правда глаза колола». Чернокожие «борцы за независимость и левые идеалы» в их истинном виде превращались во что-то совсем уж непотребное. И чем признать правду и сделать выводы, гораздо легче просто закрыть глаза, обвинив во всем людей, эту правду показавших. Печально, но очень характерно для либерального сознания. Прогрессивное человечество оставило Африку захлебываться в собственной крови под пафосные речи в ООН. Волне зверства противостояли «убийцы и наймиты», такие как Мюллер и Лоув, чьих сил явно не хватало. Но, по крайней мере, они пытались.

На фото наемники, наступающие в сторону Буэнде. Кадр из фильма «Прощай, Африка».


Рецензии