Гл. 9. Конго. Драконы спасают заложников

Взятие Альбертвиля  правительственными войсками  в августе 64 года,  имело не только важное стратегическое значение. Оно оказало огромное влияние на подъём боевого духа конголезских солдат. Весть о падении города была получена в Стэнливиле и вызвала ярость главнокомандующего Симба Николаса Оленга. Он объявил заложниками всех находящихся в городе европейцев и угрожал их убить. Для их спасения в ноябре 1964 года была проведена операция Красный дракон ("Dragon Rouge"), ставшая, пожалуй, ключевой во всей компании по борьбе с Симба.
В ноябре 1964 года правительственные войска громили повстанцев на всех направлениях. В это время в Стэнливилле находились остатки прежней (1300 человек) колонии белых жителей: 530 бельгийцев, 80 англичан, 60 американцев, несколько десятков французов и какое-то число итальянцев, греков, австрийцев и португальцев. Существовали опасения, что повстанцы нападут на этих людей, тем более, что убийства белых Симба были делом обычным. Однако полагали, что присутствие в городе руководителей мятежников - людей достаточно высокого уровня культуры по сравнению с жителями саванны, этого не допустит. Тем не менее, командиры подразделений симба совершили ошибку - по их приказу большинство белых сделали заложниками, причем 50 из них держали в отеле "Виктория". Переговоры об освобождении и эвакуации заложников при посредстве Международного Красного креста не дали результатов. Командир отряда наемников в Конго полковник Хоар сказал тогда: "Моим решением проблемы было бы дьявольски быстрая высадка парашютистов без всяких там дипломатических тонкостей". Правительство Конго провело консультации с Брюсселем и Вашингтоном. Так возник план операции "Красный дракон".
Поскольку большинство заложников были гражданами Бельгии, именно подразделениям эти страны предназначалась главная роль. Задание поручили лучшим солдатам бельгийской армии - полку парашютистов. 16 ноября 1964 г. на борту 12 американских транспортных самолетов С-130 1-й батальон парашютистов и 12-я рота 2-го батальона покинули Бельгию с военного аэродрома Кляйне Брогель. За ними летели четыре С-124 со снаряжением. Для сохранения тайны солдат очень рано изолировали, им запретили писать письма или иным образом контактировать с родными и друзьями.Чтобы замаскировать отсутствие части полка, были проведены специальные демонстрационные маневры в 20-ю годовщину освобождения Антверпена, приходящуюся на первые дни ноября. Тем временем парашютисты под руководством полковника Лорана достигли базы в Камине, на юге Конго, после промежуточной посадки на английском острове Вознесения.
В ночь с 23 на 24 ноября 1964 г. начался главный этап операции под кодовым названием "Dragon Rouge" (Красный дракон). Бельгийские коммандос ожидали сигнал старта и получили его, когда к Стэнливиллю приблизились наземным путем подразделения 5й армейской бригады вооруженных сил Конго, численностью 200-300 белых наемников и свыше 1500 конголезских солдат. В 1.00 первая пятерка самолетов С-130 поднялась в воздух.

24 ноября 1964 года, как только солнце поднялось над бывшей бельгийской колонией Конго, пять четырехмоторных турбовинтовых транспортных самолетов C-130 «Геркулес» появились над аэропортом Сабена на окраине города Стэнливиль на высоте всего 200 метров. Как только первый «Геркулес» приблизился к узкой полосе травы, которая проходила рядом с основной взлетно-посадочной полосой аэропорта, штурман первый лейтенант Джон Кобл по внутренней связи самолета подал команду «Зеленый свет!». Полковник Шарль Лоран, командир полка бельгийских пара-коммандо, первым выпрыгнул в прохладный, влажный воздух рассвета, за ним последовали остальные 64 десантника. Экипажи самолетов, которые выбрасывали десант, были проинформированы о том, что над площадкой десантирования по самолетам может вестись огонь только из стрелкового оружия. Вместо этого их встретили трассеры 12,7-мм зенитных пулеметов ДШК китайского производства. Несмотря на неожиданный огонь, американские летчики держали заданный при десантировании курс и сбросили десант прямо на узкие площадки, покрытые травой, которые тянулись по бокам взлетно-посадочной полосы. Всего в первой волне десанта участвовало 320 паращютистов. В течение 30 минут бельгийцам удалось ликвидировать всякое сопротивление в аэропорту, и в течение 10 минут ими были удалены с ВПП 11 автомобилей без колес и около 300 бочек, заполненных водой. Все это было выставлено в качестве препятствия и должно было помешать приземлению самолетов.

 В 04.50 первый самолет С-130 приземлился в Стэнливиле и начал разгрузку оборудования и войск, а затем вновь поднялся в воздух для того, чтобы лететь в Леопольдвиль, куда ушли на заправку выбросившие десантников самолеты.

Заложники были разбужены звуками боя в аэропорту, гулом самолетов и видели, как из них выпрыгивают десантники на парашютах. Из радиоприемников в Стенливиле  раздался кровожадный призыв: «Ciyuga! Ciyuga! Убейте! Убейте! Убейте их всех! Без угрызений совести! Мужчин, женщин, детей — убейте их всех!» Вскоре появились разозленные симба. Они кричали: «Ваши братья пришли с неба! Теперь вы будете убиты!» Симба копьями и прикладами выбили двери отеля «Виктория», а затем  вытолкали белых на улицу. Колонну заложников погнали в городской парк к памятнику Патрису Луммумбе (в виде огромной фотографии бывшего премьера), где прежде расстреливали конголезцев. Там повстанцы открыли по заложникам огонь. К счастью, они успели дать всего один залп, когда на площади появился первый паращютист. Увидев бельгийский красный берет, «львы» в ужасе начали разбегаться. Глазам подоспевших бельгийцев предстала страшная картина: вся площадь залита кровью, завалена телами убитых и раненых. Около тридцати человек было убито наповал. Это зрелище привело паращютистов в ярость.
 Около 11 часов в город ворвались две колонны правительственных войск и две группы белых наемников из 5 Commando Майкла Хоара и 10 Commando во главе с Жаком Шраммом.   Теперь роли поменялись. Наемники, для начала, взорвали памятник Лумумбе, где симба устраивали свои кровавые жертвоприношения, а затем занялись «охотой на кроликов», как они называли истребление повстанцев. Пощады не было никому.
 
В то же время в аэропорту ситуация оставалась напряженной. Более 300 повстанцев заняли позиции возле взлетно-посадочной полосы. В это же время освобожденные заложники направлялись в аэропорт для эвакуации. Первая группа прибыла в аэропорт около 09.45 и была загружена на борт двух стоявших на аэродроме C-130. Тяжелораненые были погружены на борт «Дракона-12», который являлся летающим госпиталем. Абсолютно все бывшие заложники были в состоянии шока. В 15.45;150 повстанцев предприняли отчаянную атаку на западном краю аэропорта, при поддержке огня пулеметов и минометов. Бельгийцам удалось отстоять аэропорт, отбив пять атак повстанцев. В разгар боя на восточном краю аэропорта приземлился бельгийский DC-6. Спустя тридцать минут он подрулил с пробитым двигателем. Из-за полученных повреждений ему пришлось оставаться в аэропорту в течение ночи.
Всего в ходе операции было эвакуировано 220 белых заложников, при этом паращютисты потеряли убитыми всего двух человек, кроме того, позднее, при обстреле аэропорта погиб один из пилотов.

Согласно ранее полученной информации, часть заложников повстанцы успели перевезти в город Паулис, в 400 км от Стэнливилля. 26 ноября начинается вторая операция - "Черный дракон". В 6.00 утра 256 коммандос приземляются на парашютах на аэродроме этого города под сильным обстрелом. Акция протекала так же быстро: освобождение аэродрома, приземление четырех С-130 с подкреплениями, бой за город. К 12 часам эвакуировали остальных заложников и других гражданских лиц - всего 370 человек. Опять-таки собственные потери были минимальными: погиб один парашютист, пятерых ранили. Количество повстанцев и их сторонников, перебитых в ходе проведения обоих «Драконов» составило порядка 10 000 человек.  Операция была окончательно завершена 29 ноября, когда бельгийские десантники и американские летчики покинули Конго. Такая поспешность была вызвана международными осложнениями. Социалистический лагерь и многие африканские страны негодовали, против "иностранной агрессии в Конго". В Каире толпы протестующих даже сожгли новую библиотеку имени Кеннеди.

В течение следующей после завершения операции "Красный дракон" недели наемники спасли еще 600 заложников. Но в декабре, при взятии Исанги, Баналиа, Бафвасенде, Вамба, Мунгбере - все белые, более 300 чел., были перебиты повстанцами.
Занятие Стенливиля, считавшегося столицей повстанческого движения,  бельгийцами и конголезскими правительственными войсками при поддержке наемников весьма способствовало установлению контроля центрального правительства над страной.

*Текст написан по материалам статьи журнала «Братишка» «Драконы над Конго».

На фото Майкл Хоар во главе отряда наемников занимается эвакуацией белых заложников в Конго


Рецензии