Движение народных трезвенников

Конференция "Движение "народных трезвенников" - история, современность, перспективы развития", посвященная 155-летию со дня рождения Иоанна Чурикова, состоялась 30 января в просветительском центре Феодоровского собора.
Присутствовал на ней в качестве политического и религиозного лидера Трезвой России,главного редактора газеты "Трезвый Петроград".
Ее участниками стали представители духовенства и трезвеннических общин России, историки и краеведы, социальные и медицинские работники, интересующиеся опытом общины трезвости Иоанна Чурикова. Задавая свои вопросы,автор этих строк от имени Партии Сухого Закона России призывал к консолидации в общем деле отрезвления России и противостояния наркомафии,лоббистам алкокорпораций.
 Открывая встречу, настоятель протоиерей Александр Сорокин отметил, что история общества трезвости насчитывает 122 года и во многом повторяет духовную историю России XX века - драматичную, сложную и противоречивую. "Деятельность общества трезвости состояла не просто в проповеди Евангелия, но и касалась сторон жизни человека, связанных с такими сложными страстями, как привязанность к алкоголю. Одно дело, когда звучит молитва в храме, и другое, когда проповедь выходит за его пределы и затрагивает людские души с разными запросами. Здесь важно найти истину, баланс, который помогает людям исцеляться, находить утешение и радость. Надеемся, что конференция поможет просветиться подлинным знанием о том, что есть цели трезвости и какую благую миссию несет общество, основанное Иоанном Чуриковым".
Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального ОЦБСС протоиерей Максим Плетнев отметил, что при знакомстве с жизнеописанием личности Иоанна Чурикова возникает много вопросов, в том числе о его церковной жизни. "Надеюсь, что конференция станет вехой в соединении трезвеннического движения и Церкви, - сказал он. - Мы совершаем благое дело, поскольку страсти губят человека и низводят до страшного, сатанинского состояния, а победа над страстями есть великое чудо, которое Господь дает людям".
Председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Тихвинской епархии протоиерей Александр Захаров сказал, что его знакомство с православием состоялось благодаря общению с чуриковцами. Ему было тогда двенадцать лет, церковных людей вокруг было немного, да и сама община была малочисленной. Сегодня ее ряды заметно пополнились, в них присутствует духовенство.
Председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии иерей Евфимий Добрянский поделился собственным опытом созидания общины трезвости: вся деятельность должна основываться на Евангелии, потому что оно богодухновенно. Каждый из братьев общества трезвости на своем примере показал, как Евангелие останавливало перед последней чертой тех, кто практически потерял человеческий облик.
Их коллега из Гатчинской епархии иерей Игорь Хлынов сообщил, что, как и протоиерей Александр Захаров, вместе с семьей в 1968 году пришел в общину чуриковцев, а сейчас и его дети придерживаются трезвого образа жизни. "В Евангелии говорится, как ученики Христовы подошли к Нему и сказали, что есть люди, которые с именем Христа делают что-то свое, и надо им запретить. Он ответил: "Кто не против вас, тот за вас". Отношение к Иоанну Чурикову было разное. Но мы будем смотреть на него, исходя из Евангелия", - сказал отец Игорь.
О церковном взгляде на формы и методы трезвеннической деятельности в царской России рассказал руководитель епархиального центра "Трезвость" иерей Игорь Илюшин. Ключевым событием в жизни Иоанна Чурикова стала встреча со святым Иоанном Кронштадтским, после которой он стал проповедовать по Евангелию, но без благословения Церкви. У него появились приверженцы из низших слоев общества. Представители Церкви и власти призывали его прекратить самостоятельную деятельность, присоединиться к государственным или церковным общинам, но он не соглашался. В 1900 году его заключили в монастырскую тюрьму Суздаля. Через три месяца он освободился и продолжил ту же деятельность. В 1912 году Иоанн Чуриков был отлучен от Причастия митрополитом Владимиром (Богоявленским). Отлучение до сих пор не снято. Необходимо объективно подойти к жизнедеятельности Иоанна Чурикова и в первую очередь решить вопрос о его реабилитации.
Доклад студента 2-го курса СПбДА Сергея Паламодова был посвящен формированию религиозных убеждений Иоанна Чурикова. Он вырос в среде беседников (представителей религиозного движения, в основе которого лежит чтение и разъяснение (беседа) Священного Писания среди благочестивых мирян) и адаптировал их мировоззрение для трезвенников. Он в основном читал Библию и жития святых. Кроме того, на него сильно повлияли встречи с праведным Иоанном Кронштадтским - идеалом святости, образцом молитвенника, пастыря и христианина.
 О взаимоотношениях духовных властей и Иоанна Чурикова в 1907-1911 годах рассказала главный специалист РГИА Наталья Зарембо. Современники отмечали глубокий ум Чурикова и его способность влиять на людей. Длинные очереди из желавших побеседовать с ним выстраивались с восьми утра. Публикации в газетах были разноречивыми: его то объявляли подвижником, то обвиняли в сектантстве.
Сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника Юрий Прибылов рассказал об арестантском отделении Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря во время заключения Иоанна Чурикова.Вместе с Чуриковым в монастырской тюрьме находились известные лидеры сект. Об отношениях "Московских братцев" к Русской Православной Церкви в начале XX века рассказал бакалавр богословия Сергей Шинкевич. Также прозвучал доклад главного специалиста РГИА Владимира Берсенева о церковной полемике вокруг личности и деятельности Чурикова. О развитии общества трезвости с 1929 года до наших дней рассказал нынешний его председатель Петр Плотников.
В перерыве между докладами исполнялись трезвенные гимны и песнопения, посвященные трезвости. В рамках конференции была открыта выставка "Народные трезвенники": от Самары ХIX века до Петербурга XXI века", охватывающая период в 120 лет, начиная с первых регулярных бесед братца Иоанна в 1894 году.
М.М.Коржик, начальник сектора по обеспечению деятельности Антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге,которую возглавляет Губернатор Санкт-Петербурга,отметил необходимость изучения опыта деятельности православного общества Трезвости Братца Иоанна Чурикова и общества Трезвости в Вырице;призвал обобщить материалы конференции для использования в практической деятельности Антинаркотической комиссии.
Уникальность общества, основанного Иоанном Чуриковым (1861-1933) в том, что оно не прекращает деятельности на протяжении 122 лет: и в царской России, и в годы большевистских гонений и репрессий, и в наши дни. Общество до сих пор хранит традиции приобщения к слову Божию, посту и молитве,утверждает мировой статус Петербурга как столицы Трезвости.Действуют общины и в Вырице,где впервые прозвучал чуриковский Обвинительный Приговор Разума пьянству.

Подробнее: http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id=96843#ad-image-13,ИА "Вода живая"

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ БРАТЦА ИОАННА ЧУРИКОВА.Правда о Католической Церкви

7. Базовая литература:
   "Беседы Братца Иоанна 1910 – 1912 гг.", СПб., 1914; (Беседы Чурикова почитаются сектантами как "Божественное Откровение" наряду со Св. Писанием).
    Давыдов, Фролов "Духовный партизан", СПб., 1912.

8. Периодические издания:

Газета "Трезвый Петроград"

http://www.apologia.ru

Мировая столица Трезвости Благословенная Вырица
http://www.proza.ru/2014/07/20/116

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ КАТОЛИЧЕСКОГО СПРАВОЧНИКА

В католическом религиозном справочнике редактируемая мной газета "Трезвый Петроград" указана как печатный орган последователей Братца Чурикова.
Для меня это имеет значение, так как посёлок городского типа Вырица, чьё название произошло от древнеславянского названия рая, то есть, Ирия, является одним из двух культовых мест трезвой России, наравне с городом Ельцино-Кудрово, столицей свободы и демократии.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ БРАТЦА ИОАННА ЧУРИКОВА

Секта
Русская, относится к течению "трезвенников".

Не путать с общиной православных "трезвенников", которые также называют себя "чуриковцами", но не являются сектантами.

I. Основные данные
1. Основатель: Чуриков Иван Алексеевич, более известный как "Братец Иоанн" или Иоанн Самарский. 1861 – 1933.

Иван Алексеевич Чуриков родился 15 января 1861 г. в деревне Передовой Поселок Александро-Гайской волости Новоузенского уезда Самарской губернии. С 7 до 14 лет Чуриков воспитывался и был в услужении у своего дяди Николая, торговавшего рыбой и бакалейными товарами.

Среднее Поволжье в то время было зоной значительного распространения разных сект и течений, таких как беседники. Влияние Православной Церкви в регионе было достаточно слабым. В детские и юношеские годы Чуриков неоднократно участвовал в "беседах" – религиозных собраниях крестьян, которые проводились в праздничные дни. Характерно, что во время подобных собраний запрещалось питье спиртного. Такие беседы стали прообразом его собственных собраний.

Иван Чуриков некоторое время успешно занимался торговлей до тех пор, пока не начинается печальная полоса его жизни: у жены развивается серьезное психическое расстройство, начинаются неприятности в делах. Расценив происходящее как божественный знак, Чуриков решительно меняет свою жизнь: раздает в 1889 году имущество нищим и отправляется странствовать. В 1892 г. он накладывает на себя вериги. С лета 1893 г. Чуриков около года живет в Кронштадте. В среде трезвенников бытует легенда о том, что здесь его благословил Иоанн Кронштадтский. Хотя достоверность этого весьма сомнительна, Иоанн Кронштадтский особо почитается современными чуриковцами.

Перебравшись в 1894 году в столицу, Чуриков проводит беседы, подобные тем, что бывали на его родине. Он проповедует низам общества, и главной темой его проповедей становится борьба с пьянством. Появляется большое количество последователей. В то же время, Чуриков встречает сопротивление со стороны светских и церковных властей. Отношения Чурикова с Православной Церковью складывались весьма непросто. В одном из архивов Петербурга сохранился документ о признании Чурикова сектантом и отлучении его от причастия. Вызывала резкую критику, в частности, практика причащения "Братцем" своих последователей – после беседы с одним из архиереев Чуриков запретил им причащаться и, вместо этого, стал давать приходящим к нему по три кусочка сахара, "чтобы жизнь была сладкой". В 1898 году он был посажен в самарский сумасшедший дом, но через год выпущен на свободу. В 1900 году, по инициативе епископа Самарского Гурия, он был заточен в Суздальский монастырь. Всего Чуриков подвергался арестам 62 раза.

Несмотря на противодействие властей, Братец Иоанн продолжал проводить свои беседы. После 1917 г. новая власть смотрела на его деятельность "сквозь пальцы". Это продолжалось до 19 апреля 1929 года, когда Чуриков был арестован ГПУ. Он был приговорен Особым Совещанием при коллегии ОГПУ к трем годам лишения свободы (приговор от 14 сентября 1929 г.). 7 марта 1932 г. срок был продлен еще на три года. По официальным сведениям, Чуриков скончался 8 октября 1933 года при отправке в Бутырскую тюрьму. Место захоронения неизвестно.

2. Время основания:

1894 г.

3. Место основания:

Санкт-Петербург

4. Регион распространения:

Большинство последователей секты сосредоточено в Ленинградской области. Данных о распространении секты за пределами Российской Федерации нет.

5. Местонахождение руководящего центра:

"Дом Трезвости" пос. Вырица, Ленинградская обл.

6. Организационная структура:

Данных нет

7. Базовая литература:

"Беседы Братца Иоанна 1910 – 1912 гг.", СПб., 1914; (Беседы Чурикова почитаются сектантами как "Божественное Откровение" наряду со Св. Писанием).
Давыдов, Фролов "Духовный партизан", СПб., 1912.
8. Периодические издания:

Газета "Трезвый Петроград"

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение
1. Истоки учения:

православие, беседничество

2. Краткое изложение учения:

Формально Чуриков проповедовал трезвость, однако на самом деле проповедь его была гораздо шире: он призывал обновить жизнь на христианских началах – отсюда его призывы к соединению в общины, к совместному ведению хозяйства, к широкой имущественной взаимопомощи. Сам Чуриков считал себя православным, хотя его отношения с Православной Церковью были весьма сложными, и, после неудачной попытки воссоединения с православными-обновленцами, он прекратил всякое общение с официальным православием.

В какой-то момент почитатели Чурикова начали считать его Мессией – Вторым Пришествием Христа. В качестве одного из аргументов ими приводятся цитаты из Евангелия, которые Чуриков надписывал на собственных фотографиях. "Православные чуриковцы" отрицают, что "Братец" претендовал на какую-либо мессианскую роль.

Сектантами выдвигаются различные "доказательства" божественности Чурикова:

Имя "братец", по их мнению, указывает на пророчество Моисея: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих (...) воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте" (Втор. 18, 15);
Чуриков начал проповедовать в возрасте 33,5 года – почти как Христос;
Чурикова окружали 5 помощниц "сестриц" – параллель с пятью евангельскими девами (Мф. 2, 5; 4, 10);
Проводится параллель между крещением Христа Иоанном Крестителем (из священнического рода) и якобы имевшим место благословением Чурикова священником Иоанном Кронштадтским;
Чуриков происходил из Самарской губернии. Проводится параллель с Христом: "На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин" (Ин 8, 48);
"Чудеса", якобы совершенные Чуриковым, также, по мнению его приверженцев, свидетельствуют в пользу божественности "Братца";
Для подтверждения божественного происхождения Чурикова сектанты используют даже тот факт, что он сидел в сумасшедшем доме. Они приводят обвинение, выдвигавшееся фарисеями против Христа: "Он одержим бесом и безумствует" (Ин. 10, 20).
ПРИМЕЧАНИЕ

В предисловии к изданию сборника писем Чурикова говорится: "Господи, Дорогой Братец, благослови и вразуми исполнить волю Твою, переписать все письма Твои для своей пользы и народу Твоему трезвому, во славу дела Твоего (...) читая их, мы видим исполнение Св. Писания на жизни и деятельности Дорогого для нас Братца Иоанна, которое еще раз подтверждает нам всем живущим на земле, что пришел Тот, Которому надлежало прийти по Писанию. Которого много веков ждали, а когда Он пришел – не узнали. Но Братец Иоанн, исполняя волю Отца Своего, пришел, дабы возвестить нам и всему миру о грехе пьянства, о правде и о суде...

III. Деятельность
1. Основные этапы истории

В июле 1894 г. Иван Алексеевич Чуриков переселился в Петербург, где начал свою проповедь "трезвости" среди городских низов. Регулярные беседы начали проводиться с 20 ноября 1894 г. Вскоре у Чурикова появилось много последователей. Число слушателей на беседах стало постоянно увеличиваться. В качестве наблюдателей порой присутствовали и православные священники. Многочисленные собрания вызывали недовольство полиции, беседы неоднократно запрещались. Чурикова сажали на несколько дней в участок для выяснения обстоятельств и, пригрозив, отпускали. Не жаловали новое течение и церковные власти: "чуриковщина" была объявлена сектой.

В 1905 году в Вырице под Петербургом организуется колония тре звенников. Вскоре здесь был построен дом с залом для бесед. Последователи Чурикова расселяются вокруг этих мест, и достаточно быстро возникает компактное поселение последователей, со своей внутренней структурой и хорошо налаженным хозяйством. Чуть позже строится дом для бесед и ближе к городу, около станции "Обухово". В то же время отношения чуриковцев с Православной Церковью все более ухудшались. 1 апреля 1914 г. "Епархиальный Петербургский Миссионерский Совет, рассмотрев окончательно дело Чурикова, постановил: отлучить его от Святого Причастия и других Таинств. (...) Мнение о более милостивом отношении к Чурикову Миссионерским Советом отвергнуты".

После 1917 г. разрыв чуриковцев с православием стал еще более ощутимым. Этому способствовало непростое положение в послереволюционные годы самой Православной Церкви. В то же время, новая светская власть поначалу оказывала покровительство чуриковской общине, как и другим сектантским течениям, оппозиционным по отношению к ненавистной большевикам официальной Церкви. Чурикову было разрешено вести духовно-нравственные беседы в его доме в Обухово. Исполком Петросовета разрешил организовать в Вырице "Сельскохозяйственную трудовую коммуну трезвенников Братца Иоанна Чурикова". В ноябре 1918 г. коммуна была зарегистрирована в Царскосельском Земельном Отделе. В 1921 г. чуриковцы получили дополнительную землю в Михайловке. В 1924 – 1925 гг. "Коммуна Б.И.Ч." участвовала в областных и всероссийских сельскохозяйственных выставках и даже получала дипломы за высокие урожаи.

В сентябре 1923 г. обновленческие иерархи А.И. Введенский и А.И. Боярский начали переговоры с Чуриковым, которые через несколько месяцев привели к его присоединению к обновленческой "Живой Церкви". Это произошло 1 декабря 1923 года в Петрограде в церкви Свв. Захарии и Елизаветы. В воскресенье 2 декабря 1923 года, на Литургии, Чуриков и несколько тысяч его сторонников причастились. Однако вскоре Чуриков разочаровался в обновленчестве и прервал контакты с официальной Церковью.

С 1924 г. в советской печати начали появляться негативные отзывы о чуриковцах. В 1927 г. начались первые аресты. В январе 1928 г. был отобран дом в Обухово и арестована большая группа последователей Чурикова. 19 апреля 1929 г. был арестован и сам Чуриков.

На следующий день после ареста Чурикова "Коммуна Б.И.Ч." была формально распущена, дом в Вырице отобран. Вместо нее была организована коммуна "Новый путь", а через несколько месяцев – совхоз "Красный семеновод".

Вплоть до середины 80-х чуриковцы собирались тайно – по домам. Вновь зарегистрирована община трезвенников была уже во время перестройки, (что органично совпало с антиалкогольной политикой Михаила Горбачева).

В 1991 г. в общине произошел раскол по вопросу об отношении к личности Чурикова, в результате чего возникло два направления: одни видят в Чурикове праведника и святого, но не более того, и считают, что ученики, признавшие его "богом", превратили православную общину в секту. Другие же верят в "божественное происхождение" своего учителя. Православные чуриковцы принадлежат к общине Богоявленского храма на Гутуевском острове, а "радикальные" последователи учения собираются в "Доме Трезвости" в Вырице.

2. Современная деятельность

В настоящее время чуриковцы занимаются просветительской деятельностью, направленной на пропаганду трезвого образа жизни. Их идеи распространяются преимущественно через издаваемую общиной газету и ряд брошюр о Чурикове. Фактически вся жизнь общины сосредоточена в "Доме трезвости" в Вырице, где проводятся "богослужения" и осуществляется прием посетителей. Молитвенные собрания происходят по воскресеньям, в два часа дня. В собрании явно преобладают женщины, мужчины в большинстве с явными признаками алкоголизма. Перед собравшимися – "иконостас": в центре портрет Чурикова в полный рост, справа и слева от него иконы Христа и Богоматери. Дальше – Тайная Вечеря, св. Николай, еще одна икона Богоматери и Иоанн Кронштадтский. Перед иконами – кафедра, на ней во время собрания находится наставник общины, благообразный старец. Он видел самого Чурикова – получил от него сахар в 1920-х годах. По его словам, никогда в жизни не пил вина. Авторитет старца в общине огромен. Обычно его называют "отец", а к любым его словам относятся с крайним почтением. Собрание начинается с всеобщего пения общепринятых православных богослужебных песнопений, которые затем перемежаются специфическими песнопениями. Далее следует проповедь наставника с обильными цитатами из бесед "Братца". На его неоднократные слова "Христос Воскрес!" (говорятся в течение всего года) присутствующие хором отвечают "Воистину Воскрес!". Затем начинаются свидетельства исцелившихся от пьянства или наркомании, и снова проповедь. Богослужение чуриковцев по структуре напоминает протестантское молитвенное собрание со свидетельствами об исцелениях. В конце службы старец сжигает перед изображением Чурикова записки с просьбами об исцелении от пьянства. Потом все подходят к наставнику, и он причащает народ сахаром, а некоторых помазывает маслом.

IV. Ответвления
Общество христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова (Первоначально составляли группу "церковников" в чуриковской общине, затем сформировали собственную общину, заявив о своей принадлежности к православию).

V. Библиография
Вениамин (Федченков), иеромонах "Подмена христианства", СПб., 1911;
Пругавин А. С. "Братцы и трезвенники", М., 1912;
Юдин Н. И. "Чуриковщина".
Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.

http://proza.ru/2016/02/02/1495


https://www.apologia.ru/mddb/371


Рецензии
Благодарю Вас. Раньше можно было найти в интернете Беседы Дорогого Братца. Теперь нет.

Людмила Ураева   28.04.2016 07:35     Заявить о нарушении
Людмила,спасибо. А почему они пропали из сети?

Анатолий Обросков   28.04.2016 23:56   Заявить о нарушении
Не ко мне вопрос. Может, поисковик не даёт.

Людмила Ураева   29.04.2016 02:25   Заявить о нарушении