Первая рыбалка

По моим наблюдениям, большая часть рыболовов и охотников приобщилась к любимому
делу при посредстве дедов и отцов. Я же был лишен такого руководства - рос без отца, мужчин в доме не было. Воспитанием моим занималась мама. Недавно в одной молодежной газете я прочел статью некоего психолога, который предлагал недорослям классификацию их собственных родителей. У него там был разряд « наседки». Моя покойная мама стопроцентно подходила   под это определение. Надо мной она буквально тряслась. О, это женское воспитание! Его изъяны я постоянно ощущаю на себе до сих пор. И все-таки гены моих предков - рыболовов и охотников взыграли, когда мне исполнилось 7 лет. Гуляя с мамой , мы довольно часто проходили мимо Келарского пруда(вырытого монахами Троице - Сергиевой лавры для разведения рыбы при Иоанне Грозном ). Старожилы Сергиева Посада должно быть помнят тогдашний старый подгнивший  деревянный мост на перекате. С этого моста ватага мальчишек, а также немало и взрослых мужчин ловили рыбу сетками и удочками. Я подолгу наблюдал за этими счастливцами и сердце начинало радостно биться, когда сетка с подпрыгивающими рыбешками торопливыми рывками поднималась из воды
          Я долго упрашивал маму купить мне удочку. В конце концов уговоры возымели действие и ко дню рождения я ее получил, а также и леску с крючком, грузилом и серым поплавком - все, как положено. Со слов моих школьных товарищей я знал, что самое подходящее место для ловли запруда ( ныне не существующий водоем неподалеку от « Загорского моря»). Это вожделенное место находилось километрах в 4 от нашего дома и мама решительно отказалась отпустить меня одного. Ей мерещились всякие страхи: что я утону ( она не умела плавать и потому боялась воды ) , или простужусь, или заблужусь и т. Д. И т. П. В общем на всех рыбалках лет до 10 она меня сопровождала. Я очень хорошо помню ту свою первую рыбалку. Был теплый майский день. Все цвело и благоухало. Легкий ветерок рябил мутноватую воду Вытащив из банки бледного дождевого червя ( я собирал червей прямо во дворе нашего дома, когда после грозы они выползли на асфальт ), я решительно, но неумело насадил его на крючок и забросил удочку. Неподалеку от нас рыбачил мальчишка чуть постарше меня. У него были заброшены две удочки - бамбуковая и из орехового прута. У его ног стояла стеклянная банка, полная рыбы. Время от времени мой сосед стремительно поднимал удилище и каждый раз на конце лески болтался бычок - ротан. Мой же поплавок сиротливо покачивался на водной поверхности и его медленно прибивало к берегу. Несколько раз я перебрасывал удочку, но все было бесполезно - рыба не клевала. Неожиданно мальчишка, до того молчаливо наблюдавший за мной, приблизился и, внимательно поглядев на мое удилище, которое я как раз снова извлек из воды, посоветовал:» Сделай меньше глубину и не забрасывай далеко. Рыба ходит возле самого берега.» Я взглянул ему в лицо. Он вовсе не смеялся надо мной-неумехой, а дружелюбно и открыто улыбался мне « И червя ты не так насаживаешь. Дай-ка...» И вот я узнал, как правильно это делается Мой новый знакомый так и сыпал сведениями о привычках рыбы, о наживке, о способах ловли. Вооруженный этими познаниями, я тут же добился успеха: поймал первую рыбку-ротана, а затем еще двух. Впоследствии я замечал, что как правило любители природы очень охотно делятся своими познаниями с единомышленниками и всегда рады обнаружить родственную душу. При виде ныряющего поплавка меня охватил такой азарт, что я двумя руками схватил удилище и дернул, что есть силы. Брызги воды, неожиданно сильное сопротивление маленькой рыбешки, ободряющая материнская у4лыбка, все слилось в радостном мгновении этой моей первой рыбалки. Я до сих пор помню то чувство счастья и радости, которое в той же мере мне теперь никогда не испытать. Домой я возвращался с « добычей». С этого дня все свободное время я посвящал рыбалке.
   Наступило лето. Каждый год мамина тетя, а моя двоюродная бабушка, жившая в Ленинграде, увозила нас на дачу в Павловск. Из года в год она снимала часть домика у одних и тех же хозяев, в двух шагах от знаменитого павловского парка. На этот раз, помимо традиционного чемодана, с нами ехало и мое желто-черное бамбуковое удилище, поскольку я надеялся порыбачить на обширных павловских прудах. Сразу по приезде я выяснил: в прудах водится золотистый карась и ловят его не на червя, а на мотыля. Вопрос, где взять этого самого мотыля? Взрослые серьезные рыбаки намывали его специальным сачком, залезая в топкое болото. Оказалось, без этого можно обойтись. Достаточно зачерпнуть стеклянной банкой жидкую черную болотистую грязь и вот вам личинки комара - красный мотыль. И конечно же, в болото меня мама не допустила. Полезла сама. Раза два проваливалась по колена, но обычно на день рыбалки я был обеспечен свежим и шустрым мотылем. Разумеется, и в парке я рыбачил « под конвоем». Здесь дела у меня пошли успешно.. Каждый день усталый и радостный я возвращался с добычей. Золотистые караси оказались очень вкусными. Мама с бабушкой правда ворчали, что их трудно чистить, зато какой гордостью наполнялся я, когда на первое подавали уху, а на второе жареную рыбу в сухарях. Последнее блюдо мне нравилось не в пример больше, чем геркулесовая каша, которой меня пичкала бабушка « в воспитательных целях». Ей - блокаднице очень не нравилась моя разборчивость в еде. « Не встанешь из-за стола, пока не съешь кашу.» И сижу я с мрачным видом, вяло ковыряясь ложкой в тарелке, не смея встать и не решаясь проглотить злополучный геркулес. Бедная бабушка! Она искренно любила меня и огорчалась мамиными методами воспитания, но и ее методы не были совершенны, ибо геркулесовую кашу я терпеть не могу по сей день. После завтрака я сломя голову мчался в парк на пруды. В деревьях весело щебетали птицы, клочья тумана расползались от воды, шмели и бронзовки жужжали в зарослях жасмина и таволги, а я с жадностью следил за кончиком красного поплавка-гусинки, таким чутким, отзывчивым на всякое движение рыбы. Чу, поплавок задвигался, закивал, подсечка, рывок и здоровенный карась, чуть ни в килограмм весом повисает на леске. Вот это удача! Даже взрослые рыбаки сбежались поглядеть на мою добычу. Все мальчишки умирают от зависти. С ведерком полным рыбы я триумфально шествую домой. Осенью я хвастаюсь перед друзьями, какого ( вот такого!) я выудил карася.
                По прошествии многих лет я понимаю, что постоянное счастье - почти неосуществимая мечта человеческая и, анализируя прошлое, прихожу к выводу: среди целого ряда неудач, горьких разочарований Бог дарил мне мгновения настоящего счастья в том числе и на павловских прудах.

1998.


Рецензии