Голландия

НИДЕРЛАНДЫ И ОКРЕСТНОСТИ ИЛИ В КРАЮ НЕПУГАННЫХ БЛОНДИНОК.

Моей первой поездкой за границу была именно поездка в Голландию. С тех пор уже прошло 18 лет, но я до сих пор помню, как смотрел из автобуса на огромные окна в первом голландском городке после немецкой границы Хенгело. Сколько раз потом, уже в 2015 я слышал объявление диктора ‘Хенгело’ и думал, ну вот уже и Хенгело, следующая остановка моя – Энсхеде. Тогда Голландия меня потрясла, я думал, из-за того, что это первая европейская страна, где я побывал. Но съездив сейчас, когда количество увиденных стран уже перевалило за 30, я по-прежнему считаю, что она является одним из самых интересных и уютных мест в мире.
Итак, а как я туда собственно попал? Как обычно, написал научный проект и мне дали денег на поездку. Скажу честно, искал партнеров долго, и когда я уже отчаялся, неожиданно ответили из города Энсхеде. Потом я думал, что не дадут, потому что собственно такие гранты как правило предназначены для более молодых ученых. Дали. И вот пришло время собираться в дорогу.
До минского аэропорта я добирался на маршрутке. В мою маршрутку (как и в предыдущую) все пыталась ломиться голландская девушка. Билет у нее как оказалось был на автобус, и она все не понимала почему она не может уехать по нему на маршрутке, если в ней есть свободные места. Водитель естественно по-английски ни бум бум. Пришлось побыть переводчиком. Когда удалось втолковать девушке что ей надо просто за 2 евро купить новый билет, подвалила семья из четырех пассажиров, водитель трезво оценив потенциальный гешефт (свободных мест было как раз четыре) указал жестом девушке на дверь. Она на выходе споткнулась и осталась ждать свой автобус, потирая ушибленную коленку. Лететь до Амстердама всего 2.5 часа. Еще в Минске я обнаружил, что от аэропорта и до Энсхеде ходит прямой поезд и подумал, что с транспортом проблем не будет. Свой поезд по прилету я нашел довольно быстро. Спрашиваю у пассажиров- Это поезд до Энсхеде? Отвечают – Да, но сегодня он туда не идет. Как потом оказалось в выходные в Голландии часто ремонтируют пути (а я прилетел как раз в воскресенье) и расписание скажем так, становится довольно гибким. В принципе, учитывая густую сеть железных дорого и частое расписание – не проблема, просто ехать надо с пересадками, и соответственно знать, где пересаживаться. В тот день мне понадобилось две пересадки, поэтому так и скакал за добрыми голландцами, которые оказывается тоже ехали в Энсхеде, и просто сказали ‘следуйте за нами’.
Энсхеде – город на самой немецкой границе. Хотя вся Голландия такая маленькая, что от Энсхеде на крайнем востоке до Амстердама в центре можно добраться за 2 часа. Когда я проходил границу, то мне пограничник сразу сказал – вы едете в Германию. Жил и работал я в университетском городке-кампусе за городом. Пейзажи вокруг в самом деле были почти немецкие. Холмы, дубовые и кленовые леса. На работу я шел через лес и все дорожки были посыпаны желудями. Осень в Западной Европе намного ярче, чем в Беларуси за счет обилия широколиственных деревьев в лесу, которые очень красиво желтеют-краснеют, и так получилось, что день за днем я наблюдал как все сильнее разгораются краски осени. От Голландии в кампусе было обилие всяких каналов, мостиков и прудиков. В Нидерландах живет много всяких диких и полудиких водоплавающих птиц. Поэтому по пути на работу иногда встречал цаплю, сидящую на берегу какой-нибудь лужи, ну а уж утки-гуси это само собой разумеющееся. Кстати, у меня под окном общаги семейство уток периодически тоже паслось. Еще на что обращаешь внимание в кампусе – обилие велосипедистов. То что Голландия страна велосипедистов, уже стало общим местом. Приезжих обычно поражают велосипедные парковки возле нидерландских вокзалов. Но толпы студентов, едущих на занятия на велосипедах надо видеть вживую. Пекин времен Мао Цзэ Дуна отдыхает. И велосипедная стоянка возле главного корпуса впечатляет не меньше, чем стоянки возле вокзалов. Такое ощущение, что голландцы рождаются сразу с двумя колесами. Периодически студенты ездят без рук, еще ухитряясь и говорить по телефону. Девушки часто переплетают руль с искусственными цветами, так что девичьи велосипеды вполне можно отличить от пацанских. В Голландии большую часть тротуара занимает велосипедная дорожка и становится на нее зачастую опасно для жизни. Могут велосипедисты и сбить.
Когда я заселился в местную общагу, то больше всего меня поразило окошко. Оно было типично голландским, то бишь начиналась от уровня колена и заканчивалась где-то под потолком. Первое, что бросается в глаза, когда переезжаешь немецко-голландскую границу, то это окна. Они по эту сторону границы раза в два больше. Почему так, не знаю. По одной версии, считается, что хорошему человеку нечего скрывать, поэтому окно должно быть большим и его нельзя занавешивать, по второй, из-за редких солнечных дней голландцы боятся упустить даже немного света, ну и по третьей все упирается в какой-то древний закон, по которому в доме должен быть определенный процент стены и определенный процент окна, причем окно должно быть большим, чтобы дома не плыли на болотистой почве. Ну а истина наверное, как всегда, где-то по середине.
Энсхеде город особо не богатый достопримечательностями и немного невезучий. Во времена средневековья он пару раз сгорал до тла, во время войны город был разрушен союзной авиацией. Дескать приняли за немецкий город. Может так оно и было, город на вид полу-голландский, полу-немецкий, лишен сетки каналов и речек, придающих такое своеобразие нидерландским городам. А может дело было в немецком штабе, и бомбежку потом объяснили ошибкой. И наконец взрыв на пиротехнической фабрике в 2000 году разнес целый квартал, унес жизни 23 человек и ранил больше 500. Поэтому неудивительно, что в Голландии жителей Энсхеде иногда называют ‘поджигатели’.
Я в этих заметках называю страну иногда Нидерландами иногда Голландией. А как же правильно? Конечно же Нидерланды! Голландия – это две центральные провинции, где Амстердам и Гаага. А Энсхеде и окрестности, о которых я скажу чуть позже, находятся в провинции Оверийсел, так что это совсем не Голландия. Но мы уже как то привыкли, что нидерландцы, это голландцы, поэтому пусть так и остается. А самоназвание у народа и языка ‘Датч’. Вот интересно, у немцев самоназвание почти такое ж ‘Дойч’, но в английском языке почему-то немцы – Джемани, а голландцы так Датч и остались. От этого иногда в русских переводах голливудских фильмов про Голландию проскакивают то датские солдаты, то датские партизаны.
Энсхеде находится на крайнем востоке Нидерландов, а если немножко проехать от него на северо-запад, то можно попасть в столицу провинции город Зволле. Милый город, который в отличии от Энсхеде находится в живописной излучине реки. А больше о нем и особо сказать нечего. Хотя погулять по нему стоит, особенно если вы живете недалеко. Весь голландский джентльменский набор, а как то – старые церкви, аккуратные домики и уцелевшие готические средневековые ворота в городской стене (стена как правило не сохраняется) имеется. Мне еще очень интересно было посмотреть на жилые баржи. Голландцам очень нравится обустраивать квартиры на баржах, их ставят на прикол где-нибудь в тихих каналах или речках, туда проводятся коммуникации. Я читал, что в Утрехте даже одно время плавучий квартал красных фонарей функционировал. На одном определенном канале у каждой девицы было по крытой лодке, где они обслуживали клиентов, между лодками было что-то типа корабельных сходен, по которым ходили посетители. Потом правда городские власти решили, что такой сомнительной чести, как иметь единственный в мире плавучий бордель им не надо, и девиц разогнали.
Таких торгашей, как голландцев еще надо поискать! Поэтому многие голландские города на выходных превращаются в большой базар. Шмотки, блошиный рынок, пищевой рынок с фруктами, овощами, селедкой и сырами (где торговцы обязательно дают попробовать сыры и колбасы), киоски с самым разнообразным фэст-фудом, все это обязательно заполняет центральную городскую площадь и расползается по ближайшим улицам на полкилометра. Первый раз я столкнулся с рыночным голландским днем в Зволле. Дальше я уже не очень удивлялся, я думаю, атомную бомбу можно купить не только согласно известному анекдоту на одесском Привозе, но и где-нибудь на голландском базаре. А что, если вы можете в этой стране совершенно легально купить марихуану и галлюциногенные грибы (правда все таки в особых местах), то почему нельзя присмотреть себе небольшой атомной бомбы?
Не очень далеко от Зволле находится живописная деревушка Гиторн. Когда то там были торфоразработки, поэтому каналов там еще больше, чем в обычных голландских деревнях. Гиторн получил известность, как самая живописная голландская деревня и сейчас это прежде всего туристское место. Если кто-то знает Голландию только по Амстердаму, то поезжайте в Гиторн и вы увидите совсем другую страну. Каналы, мосты и домики там как картинки. Северная Венеция – это конечно штамп, но больше всего к Гиторну подходит название ‘Зеленая Венеция’. Это место наполнено каким-то прямо таки неземным спокойствием, и даже толпы туристов на плоских лодках-пантах не могут испортить умиротворенное состояние души. В Гиторне есть такое любопытное место, как музей голландского быта. Было очень любопытно посмотреть на коллекцию чепчиков и традиционный голландский спальный шкаф. Да, раньше в Нидерландах было принято спать в специальных шкафах. Причем спать лежа считалось вредным, потому что считалось, что кровь приливает к голове, поэтому спали полусидя. Места в шкафу не очень много, поэтому такой ночлег явно не для клаустрофобов.
Провинциальная Голландия довольно сильно отличается от Амстердама. Ее иногда называют баптистским поясом. Население там консервативно, иностранцев довольно немного. Никакой марихуаны или грибов, ни-ни.
Выйдя из автобуса в Гиторне – я обратил внимание еще на одну вещь. Какие вокруг просторы. Земля плоская-плоская, совсем не такая, как холмы и леса у немецкой границы. И небо, как на картинах старых голландских мастеров. Удивительно, как сильно изменилась местность. А ведь проехал, хорошо если километров 100.
На пути назад нечаянно сел не в свой поезд и приехал в город Девентер. Это к юго-западу от Энсхеде. Вообще-то ожидая своего заказа в кафе в Гиторне, я листал путеводитель и наткнулся на краткое описание Девентера. Там я прочитал, что когда-то этот город входил в ганзейский союз и соперничал с Амстердамом во времена расцвета. Я посмотрел на карту и обнаружил что Девентер вообщем-то не очень далеко от Энсхеде. И подумал, а может съездить? Возможно, подсознание сыграло со мной злую шутку и уже вечером вместо родной общаги я был в Девентере.
Девентер оказался довольным милым, спокойным и совсем не туристским городком. Архитектура- нечто среднее между голландской и немецкой (Зволле все гораздо более голландский город!), вечером в субботу на средневековых улочках почти никого не было и побродить по ним было одно удовольствие.
Если проехать на запад еще, то недоезжая Амстердама, можно попасть в старинный университетский город Утрехт. В принципе мне местные сразу говорили, что Утрехт надо посетить обязательно, это – маленький Амстердам. Я отшучивался, что лучше в большой съезжу, а зачем мне два Амстердама? Тогда я планировал скорее в Делфт съездить. Но время возвращения на родину приближалось, несколько выходных я потерял из-за сплошных дождей, дорогу в Делфт вечно ремонтировали, и я решил. А почему бы в самом деле не Утрехт? И не пожалел. Город мне очень понравился. Он в самом деле похож на Амстердам, но это ни в коем случае не уменьшенная копия столицы. Да, как и в Амстердаме- каналы, мосты, велосипеды. Но есть еще и какая-тот особая аура, как у многих европейских университетских городов, например, у Кембриджа или Саламанки. А еще в Утрехте есть поразительно красивый кафедральный собор с колокольней выше 100 метров. В Голландии вообще любят колокольни и колокольный звон. А собор видимо с тех времен, когда в Утрехте была резиденция епископа. Он был не только духовным владыкой, но и мирским правителем окружающих земель. Еще забавно – в Утрехте каналы двухэтажные. Когда-то они частично обмелели, поэтому если спуститься сверху, то внизу можно попасть еще на одну набережную. Когда-то на нижней набережной настроили складов и всяких доков, ну а потом склады переделали под кафешки и ресторанчики.
И наконец, если ехать на запад до самого Северного Моря, то можно приехать в славный город Амстердам. В этот город с каналами, мостами, церквушками, всегда переполненный туристами и пропахший марихуаной, продуваемый насквозь ветрами и расцветающий весной нежной зеленью, я когда-то влюбился с первого раза. И каждый раз, как здесь оказываюсь, нахожу что-то новое и почему-то в Амстердам мне хочется приезжать снова и снова. Кстати, почему то на фотографиях Амстердам не получается, куда-то пропадает весь его шарм. Этот город надо видеть вживую.
Разноязыкая толпа туристов вываливает из неоготического железнодорожного вокзала и оказывается на короткой улице, ведущей к главной площади Дам. Здесь есть два пути направо в новый город, который на самом деле довольно старый, или налево в старый город. Новый город более буржуазный и спокойный. Там поразительно красивые каналы Кайзерсграхт, Принсенграхт, Херенграхт. Там хорошо, хочется просто сидеть на скамейке, смотреть на воду и ничего не делать. Аккуратные голландские домики когда-то делали с небольшим наклоном фасада (наклон фасада регулировался законом, а то если пустить на самотек такую вещь, дома просто будут рушиться) и торчащей балкой на уровне чердака. С помощью балки и веревки тюки с товарами закидывали через окна прямо в комнаты на верхних этажах. Из достопримечательностей в Новом городе Дом Анны Франк и цветочный рынок. В музей Анны Франк я собирался сходить, но очередь там была как к мавзолею Ленина, на полдня минимум. Решив, что ничего принципиально нового я там не увижу, стоять не стал. Если кто не знает, еврейская семья Анны Франк когда-то жила в Германии, после прихода к власти Гитлера они хотели уехать в США, но не получили визы, тогда перебрались в Голландию. Когда фашисты пришли и в Амстердам, то их прятала в потайной комнате голландская семья, пока кто-то не стукнул. В итоге все умерли в концлагере. Все ругают фашистов, но мало кто вспоминает американских чиновников, в свое время отказавших в визе. Рядом с домом Анны Франк в виде розового треугольника находится памятник геям и лесбиянкам, погибшим в концлагерях. Политкорректненько так.
Одно из самых интересных мест в Амстердаме – цветочный рынок. Он располагается на баржах, пришвартованных на одном из каналов, поэтому его еще иногда называют плавучим. Насколько уж я далек от цветочной жизни, и то долго бродил там. Чего там только нет от традиционных голландских луковиц тюльпанов и семян марихуаны до совсем уж экзотически-тропического. Вообще насчет всего растительного у голландцев пунктик. Такого разнообразия я не видел даже в Англии, а уж там толк в палисадниках тоже знают.
За новым городом находится небольшой музейный квартал. Прежде всего конечно стоит сходить в Музей Ван Гога и Рийксмузеум (Рийкс – по-голландски то же самое, что по-немецки Рейх, то есть государственный музей). В лабе мне сказали, что голландцам обычно больше нравится Рийксмузеум, а иностранцам Музей Ван Гога. Полностью согласен! Мне точно больше понравился Музей Ван Гога. Все таки его работы надо видеть вживую, репродукции не передают ту энергию, которая так и прет с полотен. В Музее Ван Гога есть и работы других художников, близких ему по духу. Я, например, как раз застал выставку Мунка, которого я тоже очень люблю. Рийксмузеум- это прежде всего самое большое в мире собрание полотен старых голландских мастеров. Но вообще, Рийксмузеум немного похож на провинциальный краеведческий музей, небольшая историческая часть тоже присутствует. Меня в ней больше всего поразила коллекция цветных шапочек голландских китобоев из средневекового поселения на Шпицбергене. Они друг друга по этим шапочкам распознавали, потому что ходили все время закутавшись, в них их хоронили, и они так и пролежали в вечной мерзлоте несколько веков.
Если вы свернете от вокзала налево, то вы попадете в Старый город. Он всегда шумен и переполнен туристами. Амстердам по праву гордится самым большим в мире кварталом красных фонарей. Вот в старом городе он и находится. Вокруг средневековых Старой Церкви и Весовой на набережных каналов и в сплетении узких переулков расположены окна с ‘девушками’. Как известно основной вид проституции в Голландии – это оконная. В большом окне-витрине, подсвеченном розовой лампой сидит девица в чисто символическом купальнике. Многие иностранцы удивляются – как это так прямо вокруг церкви (причем пару окон просто выходят на церковь, правда все таки не на фасад, а немного сбоку). Но вот в голландском сознании как то это совмещается и ничего страшного в этом они не видят. Кто-то активно зазывает клиентов, кто-то подмигивает проходящим мужчинам и манит пальчиком, кто-то пританцовывает под музыку магнитофона, а кто-то просто сидит в телефоне, мол кому надо, те спросят. Местные часто называют этот район славянским базаром. Действительно, большинство девиц из Восточной Европы. Но венгерок и румынок (а их там говорят довольно много) вряд ли можно назвать славянками. На вид так процентов 70-80% белые, балканско-средиземноморского типа. Наверное Румыния, Болгария, как беднейшие члены Евросоюза, может быть страны бывшей Югославии или Греция. Во всяком случае на вид. Много довольно привлекательных. Разнообразие тоже довольно большое, от силикона во всех возможных местах, до худеньких скромняшек без косметики а ля девушка из соседнего подъезда. Ну и опять таки, брюнетки, блондинки…Девиц нельзя ни в коем случае фотографировать. Говорят бывали случаи, когда увидев направленный на нее объектив, девушка выскакивала из окна, выхватывала фотоаппарат и кидала его в канал. В это верю. Сам был свидетелем занятного случая. Пацан-негритенок показал какой-то жест мулатке за стеклом. Она тут же выскочила на мостовую и выписала ему крепкого поджопника. Самый цымус, что на улице было около +5, а девушка была в довольно откровенном купальнике и на высоченных каблуках. Вернувшись за стекло, поправила прическу и тут же мгновенная гримаса сменилась профессиональной, но немного растерянной улыбкой. Для тех же женщин-туристов, кто хочет сфотографироваться в экзотическом и пикантном антураже, есть специальное окно для фотографирования. Спецодежду там тоже выдают.
В квартал красных фонарей водят экскурсии, хотя чего там можно рассказывать, если и так все более чем откровенно, для меня остается загадкой. Из запретного в Голландии еще марихуана и грибы. В принципе места, где их продают, раскиданы по все стране, но наибольшая их концентрация в старом городе Амстердама. Марихуана продается в кофе-шопах. Кстати, в мой первый приезд в Амстердам 18 лет назад я это не знал и на полном серьезе зашел в кофешоп выпить чашечку кофе. На меня там посмотрели как на идиота и сунули под нос меню с десятком разных сортов марихуаны. Кстати любители ‘дунуть’ говорят, что по своей убойной силе отечественной анаше весьма далеко до селекционных голландских сортов. Прочие интересные ‘вещества’ продаются в смартшопах. Хотя говорят из всего ассортимента реально работают только галлюциногенные грибы. Кактус пейотль в горшке вам конечно продадут, но когда он растет на подоконнике, то мескалин там не образуется. Желающие могут почитать рассказ Пелевина, как он начитавшись Кастанеду скупил по всей Москве вожделенный кактус (коллекционеры не знали о его магических свойствах), ел его чуть ли не килограммами, и в результате… ничего. С тем же эффектом можно опунцию есть. Нужна мексиканская пустыня.
Однажды молодые французские туристы наелись амстердамских грибов и после этого попрыгали с крыши. Тогда грибы хотели запретить. Но в результате просто ограничили продажу более мягкой разновидностью, так называемыми ‘трюфелями’ (к настоящим трюфелям никакого отношения не имеют), которые содержат не псилоцибин, а его низкоактивное производное псилоцин. А так да – на видном месте в смартшопах висят прайсы с разными сортами грибов, где выставлен балы по галлюциногенным свойствам, эмоциональному воздействию и т.д. Кое-где пометки – ‘только для опытных психонавтов’.
Пробовал ли я сам ‘вещества’ в Голландии? Нет, хотя изначально у меня такая мысль была. Я думал прежде всего о печенье с марихуаной (каннабиноиды как жирорастворимые вещества легко растворяются в жирах, и соответственно на нем можно много чего печь). В Энсхеде в кофешопе мне объяснили, что они давно уже такого не делают, потому что это слишком опасно. При курении каннабиноиды всасываются быстро и сразу и соответственно клиент может контролировать процесс, а при еде вещества всасываются относительно медленно, зато потом сразу ударяют в голову. Вообщем классический эффект как если запить водку пивом…Может в Амстердаме еще делают…Потом я думал все такие еще раз зайти, спросить косячок. Но … проходя по улице, подумал какой хороший сейчас день, и если бы мне кто-нибудь предложил грамм 200 водки, стал бы я портить день? Да нет, отказался бы. Я даже пиво в одиночку не пью. А почему я думаю, марихуана сильно лучше? Так и пошел дальше. Насчет грибов я тоже какое-то время размышлял и внимательно прочитал доступную литературу. Меня остановили две вещи – во-первых, так называемый ‘Бэд трип’, когда вместо рая клиент оказывался в аду, причем многие вспоминали, что так плохо им никогда не было, речь идет не о физической боли, а о психологическом чувстве, что их ‘я’ стремительно распадается и остановить этот процесс они не могут. Опьянение от грибов длится около 6 часов. Второе – это так называемый ‘флешбэк’. Это когда через неделю или даже через месяц после РАЗОВОГО приема грибов или ЛСД клиент снова оказывается в измененной вселенной. Вообщем после некоторого размышления, над собственной психикой я решил не экспериментировать, в конце концов хватало всяких интересных вещей вокруг и так. Когда уже летел назад домой сомнения все таки закрались – а может все таки надо было?
Еще занятная деталь- на каналах Амстердама встречаются одинокие писсуары. Они окружены загородкой в виде улитки, которая начинается на уровне колен и заканчивается на уровне груди. Правильно, а чего стесняться? По мнению голландцев, хорошему человеку скрывать нечего, тем более город то – пивной.
А вообще в старом городе Амстердама есть много чего интересного, кроме ‘окошек’ и кофешопов. В квартале красных фонарей наверное самые красивые каналы. Там даже живут лебеди. Как то видел, как туристы собравшиеся на мосту, дружно аплодировали лебедю, который перед взлетом разгонялся по каналу, как боинг по взлетной полосе аэропорта. У самого моря стоит ‘башня плача’. Оттуда когда-то амстердамские женщины провожали уходящие в море корабли. Есть такая занятная вещь, как ‘Церковь господа всемилостивого на чердаке’. Это памятник временам реформации. Католики тогда скрывались, и объединив чердаки трех домов на канале, сделали там церковь. Снаружи ничего не напоминает костел, но поднявшись по узкой лестнице в самом деле оказываешься в церкви. Причем довольно большой, правда на полу лежат соломенные маты. Вообще в голландском менталитете каким-то образом сочетаются предельная открытость (огромные незашторенные окна, писсуары на улицах, девки в витринах) и склонность прятать некоторые вещи так, что если не знаешь, то в жизни не найдешь. Как то раз так искал в общаге общественную стиральную машину. Кто ж знал, что надо было пройти три (!) предбанника с дверями.
Еще в старом городе Амстердама есть красивый дом с красными ставнями. Там когда-то жил Рембрандт. Экскурсоводы любят сравнивать два автопортрета.  – на одном молодой веселый художник держит в руке бокал и обнимает красавицу-жену за талию, на втором – уставший старик грустно смотрит на зрителя.
Если пройти весь старый город, то у моря можно увидеть музей мореходства. При нем стоит пришвартованная модель средневекового голландского парусника в натуральную величину. Меня больше всего поразило, какие тогда были низкие потолки на кораблях, не везде даже можно было выпрямиться в полный рост. Да, тогда плавать по морям было тяжелым испытанием.
Если пройти еще немного дальше от центра, то можно попасть в зоопарк ‘Артис’. Первое, что меня там поразило – это стада свободных цапель, сидящих в вольерах с пеликанами. Потом до меня дошло, что цапли скорее всего дикие, налетели с каналов на халявную рыбу, полагающуюся пеликанам. В принципе в Голландии дикие цапли не редкость, одну я постоянно видел даже в университетском кампусе. Но в зоопарке они были настолько ручные, что позволяли подойти на расстояние вытянутой руки. Сидящие в загоне цапли шумно хлопали крыльями на своих собратьев, грустно сидящих на окрестных деревьях. Мол, пошли вон нищеброды, никого к халяве не пустим, самим не хватает. Но больше всего мне понравился в амстердамском зоопарке тропический павильон. Там посетитель от всяких птиц и обезьян не отделен НИЧЕМ. Есть кусочек с джунглями, где по деревьям бегают мармазетки, а между кустами мелькают яркие птички, пустыня с какими-то степными птицами типа куриц, побережье с чайками. Птицы вообще то сами не очень хотят из зелени вылетать на бетонную тропу к посетителям. Но стоять наблюдать можно часами. А когда совсем нету людей, то неожиданно прямо возле вашего уха может пролететь сова или из ‘помпасов’ торжественно выйдет фазан и начнет что-то склевывать прямо под скамейкой.
Рассказывая об Амстердаме, нельзя ни упомянуть о трамваях. Это основной вид транспорта в центре, а когда амстердамский трамвай протискивается через средневековую улочку с рельсами по середине… Вообщем кроме трамвая там уже больше ничего не помещается.
Однажды на выходных, когда было дождливо, я решил далеко не ехать а просто немного погулять по центру Энсхеде. И именно в этот день меня ждало много интересного. Первое, что меня поразило, это бело-красно-белый флаг над городской ратушей. Как оказалось, это не акция солидарности с Беларусью, а просто у Энсхеде флаг такой. Один к одному как у нас. В праздники флаг вывешивают над ратушей. А праздником оказалось прибытие святого Николая. Подарки детям в Голландии дарят не на рождество, а 6 декабря на День Святого Николая. Подарки от Синта-Класа, то бишь Святого Николая. Есть версия, что Синта Клас и был первым Дедом Морозом, вместе с голландскими поселенцами переселился в Америку (а ведь Нью-Йорк когда-то назывался Новым Амстердамом), потом он американизировался и уже вернулся в Европу как Санта-Клаус. Очень может быть, потому что Синта-Клас носит не непонятный красный колпак, а епископскую митру, что вообщем-то исторически верно. А еще он ходит с неграми-черными Питами. Они собственно и доставляют подарки детям, а могут и розгами всыпать, если дите в течении года себя плохо вело. Черные Питы носят стильные средневековые береты и такие-же стильные костюмы эпохи Возрождения. Как правило это белые голландцы, с вымазанными сажей лицами, ярко-накрашенными пухлыми губами и носящие кучерявые парики. Казалось бы милый обычай, дети ведь ждут подарков. Но оказалось обиделось местное темнокожее население. Что это за непонятный Синта-Клас с неграми, уж не рабовладелец ли? Суд они проиграли, но ООН вынесло предписание Голландии, осудив обычай как расистский. Я однажды в лабе затронул эту тему, сказав, что прикольно, в моей стране Дед Мороз со Снегурочкой ходит, а тут прямо противоположное. Мнение у аспирантов, с которыми я пил кофе, разделилось. Кто-то говорил, что они должны сохранить обычай, кто-то считает его все таки противоречивым. Когда я улетал домой, то на первых полосах газет увидел их ответ Керзону. В этом году Синта-Клас – известный актер карибского происхождения, естественно, черный как смоль. У меня же осталось в памяти, как то ли очень поздней осенью, то ли очень ранней зимой, дождливой ночью по узкой готической улице Амстердама ходил дедушка Синта Клас с толпой веселых негритят и мешком с подарками. Честное слово, сам видел.
А если проехать на восток от Энсхеде буквально километров пять, то будет Германия, Вестфалия. Правда, оказалось, что на голландском вокзале билеты на поезд в Германию не продают, вон идите на специальный немецкий перрон, там стоит автомат, в нем билеты и покупайте. Ближайший крупный город к Энсхеде- Мюнстер. Если до Амстердама ехать чуть больше двух часов, то от Энсхеде до Мюнстера- час. Интересно, что между двумя странами на этом региональном поезде люди почти не ездят. Большинство заходит на первом немецком полустанке, а на пути назад перед границей почти все выходят. Границы как известно между Германией и Голландии не существует (не существовало когда я ее пересекал, то бишь в ноябре 2015 года), но товарищи в штатском перед границей ходят по вагону и проверяют документы. У меня в ночном поезде – один такой паспорт проверил, спросил, что я делал в Германии, потом куда-то звонил и диктовал номер визы.
Нигде наверное, так разница между немцами и голландцами не видна как в поезде Энсхеде-Мюнстер. Голландцы выше, как правило, стройнее, как правило, их кожа и волосы заметно светлее, немцы шумнее и общительнее.
Мюнстер иногда называют письменным столом Вестфалии, действительно, это один из немногих университетских городов в этом вообщем-то пролетарском регионе. Сам город довольно милый, много церквей в готическом и романском стиле, и конечно же аккуратные пряничные домики. Есть резная, ступенчатая ратуша. Но все таки Мюнстер, какой-то немного неуютный, бестолковый что-ли. Я приехал в базарный день и на главной площади была ярмарка. В нескольких киосках продавали драники. Правда в Вестфалии их положено есть с яблочным вареньем. И они отличаются от белорусских, более поджаристые и более хрустящие. Стоящие за мной немцы сказали, вы наверное турист? Берете оладышки без яблочного джема?
Еще в Мюнстере меня попытались обсчитать в кафетерии. Есть такое мнение, что немцы все такие честные, а вот всякие понаехавшие их портят. Позвольте с этим не согласится. Не додавшая мне сдачу (если мне память не отшибает, то 10 евро) кассирша была белой немкой. А вот когда выяснилось, что я не говорю по-немецки, а кассирша по-английски, то на помощь ей пришла англоговорящая темненькая девушка, скорее всего индуска, она разобралась и вернула недостающую купюру. Никто к слову так и не извинился.
Приехав вечером в Энсхеде, я вдохнул влажный голландский воздух и подумал. Вроде бы рядом, а совсем другая страна. Все таки мне Голландия как-то милее.
Если от Мюнстера поехать на юг, то можно приехать в Кельн. Кельн знаменит прежде всего своим готическим собором, который считается одним самых красивых в Европе. Побывав там, присоединяюсь к этому мнению. Был я в Кельне в ноябре 2015, ну а еще этот город прославился беспорядками в новогоднюю ночь 2016. Приехав в город на поезде, я вышел из вокзала… и сразу оказался у Собора. В Кельне вокзальную и соборную площадь объединили, мне уже тогда это показалось странным, все таки собор- это сердце города, особенно такой как Кельнский, а вокзал – это толкучка, полукриминал а иногда и  откровенный криминал, пусть даже и в Германии немного особое отношение к железнодорожным вокзалам. Немного погулял по собору, повосхищался. Хотя собор и готический, но в нем есть немного и что-то римско-романское, например, красивая мозаика на полу. Но кроме собора, в Кельне еще есть много интересного, например 12 романских церквей. Вообще Кельн довольно сильно отличается от остальной Германии, это город со своей душой, а вот этакой пряничности и прибранности, которую так любят в немецких городах наши туристы, в нем нет. Когда я гулял по Кельну, то у меня возникло впечатление, что это город тех времен, когда немцы и французы были единым народом, времен германского племени франков. Постояв у лавки с названием ‘Настоящий одеколон из Кельна’, вспомнил, ах да, ‘о-де-колон’ -‘кельнская вода’. В кельнских церквях у ангелов и богородиц волосы желтые как мед, во двориках цветут осенние хризантемы. Конечно же я постоял и на мосту над Рейном. Под серым ноябрьским небом текла широкая река из воды цвета стали. По реке плыли длинные баржи под голландским флагом. А с опоры моста на меня хмуро смотрела немецкая цапля. С другой стороны Рейна открывался просто фантастический вид на центр города с знаменитым собором.
Когда я стоял на мосту и фотографировал собор, ко мне подошла темненькая девушка, по виду похожая на турчанку или арабку и с улыбкой подарила розу. Сказать, что я был удивлен, это ничего не сказать. Правда очень скоро все объяснилось. Взамен с меня в ультимативной форме потребовали мелочь. Чувствую, ночами бюргерские палисадники подвергаются набегам темненьких девушек.
Все боятся английских футбольных болельщиков, но за два года в Англии я с ними ни разу сталкивался, а вот с двухмесячной поездки в Германию, когда я тоже как то раз на выходных решил посетить Гамбург, у меня до сих пор остались воспоминания приезда на вокзал футбольных болельщиков из соседнего города. Вагон был оцеплен полицией с собаками. Полицейские были со щитами и в шлемах, собаки лаяли. Все это слегка напоминало толи фильм о ГУЛАГе, то ли подготовку средневековых рыцарей к битве, но как оказалось это был приезд желто-черного воинства из такого же немецкого Дортмунда. На этот раз в Кельне я видел на вокзале отъезд болельщиков. Они стояли в вагоне, орали воинственные песни и подпрыгивали в такт. В момент прыжков вагон реально покачивался на рельсах. И эти люди в самом деле боятся хулиганов, которые понаедут к ним из других стран?

А что там едят?
Если вы считаете, что у англичан нет своей кухни, как это считал я, но вам надо пожить в Голландии. Таких любителей обходиться перекусами и бутиками я не встречал больше нигде в мире. В некоторых странах фест-фуд не приживается, например в Италии, где то, например в Германии или в Англии он довольно популярен. Но только в Голландии идея дошла до своего логического завершения – целая сеть автоматов, куда бросаешь копеечку, а он тебе выдает вожделенный бутерброд с котлетой. Вообще бутерброды так распространены, что когда вам предлагают ‘броди’, то есть хлеб, то это обычно означает именно хлеб с чем-нибудь. Концепция гарнира пришла к голландцам совсем недавно. Картошка, макароны, тем более каши – это все иностранные новшества. Несмотря на близость моря и общее проникновение морского быта в голландский менталитет, морских гадов не так много. Так, креветки в основном, это совершенно не похоже на буйство жизни в рыбном отделе магазинов средиземноморских стран. Рыбы много всякой. Есть аналог английской ‘фиш и чипс’. Правда почему то фиш (рыба обжаренная в масле, так что масла больше чем рыбы) отдельно, чипс (картошка фри) отдельно. За этим продуктом на рынках стоят очереди. Я тоже стал и в конце был сильно удивлен. Существует каноничный образ голландца, который берет из бочки селедку за хвост и отправляет ее в рот. Голландцы по прежнему любят селедку, но бочки сменили киоски, где вам всегда или продадут рыбу на развес или приготовят цивилизованный бутерброд, который вы можете съесть прямо здесь и сейчас. Но должен сказать, что питаться бутербродами с селедкой – довольно недешевое удовольствие.
В Англии отсутствие разнообразия в местной кухне искупляется острой и пряной индийской едой, которую продают на любом углу. До поездки я думал, что в Голландии такую роль играет индонезийская кухня, все таки бывшая азиатская колония, но как оказалось, ее еще поискать надо. Зато несколько раз натыкался на суринамскую кухню, немного похожую на мексиканскую, такую же острую.
Если помните “Криминальное чтиво”, то там главный герой, вернувшись из Голландии, рассказывал, как там на картошку накладывают целую гору майонеза. Это правда, всякие майонезики в Нидерландах в самом деле уважают.

А что там пьют?
Голландия конечно кофейная страна. Кофе здесь уважают и пьют довольно много. Он здесь вкусный, но такого культа как в Италии вообщем-то нет.
Из алкогольных напитков прежде всего пиво, хотя я от местных сортов остался не в восторге. Раньше пили джин, можжевеловую водку. Джин вообще-то считали чисто голландским напитком, но сейчас по-моему это ушло. В гастрономе в кампусе я не нашел даже бутылки, чтобы захватить домой в качестве сувенира.
В средние века Голландия славилась алкоголизмом. Основная причина- плохая вода в каналах, пить ее нельзя было санитарным причинам, а если утолять жажду только пивом и каждый день… Вообщем вы меня понимаете. Сейчас голландцы – относительно трезвая нация, тем более, что кофешопы предлагают алкоголю не менее интересную альтернативу.
В Голландии делают яичный ликер ‘Адвокат’. Он ярко-желтого цвета и часто стоит на полках всяких дьюти-фри. Как то руки не доходили попробовать, а тут думаю раз все равно в Голландии куплю бутылочку. Меня сразу удивило что у бутылки широкое горло. Все объяснилось, когда уже дома я ее открыл. “Адвокат” такой густой, что почти не льется из бутылки. Его можно черпать ложкой и мазать на хлеб. Как это ни странно, в таком бутерброде чувствуются не только яичный желток с сахаром и ванилью, но и явный градус. Потом прочитал, что делается два “адвоката” – на экспорт и для внутреннего потребления. Тот который густой, для внутреннего потребления.

А какие там девушки?
Из прошлых моих поездок главным образом в Амстердам, я вынес впечатление, что никакие, но пожив в провинциальной восточной Голландии, я изменил свое мнение. Если вам нравятся высокие стройные скандинавские блондинки с правильными чертами лица и тонкой кожей, то вам в одноэтажные Нидерланды. Во всяком случае по кампусу такие студентки косяками ходили. Да, а вы знали, что Одри Хепберн на половину голландка по матери? Правда, родилась в Брюсселе, знаменитой стала в Англии, но детство и юность провела в Голландии. Немножко ломает стереотипы? Такой типаж, изящная невысокая шатенка с правильными чертами лица скажем так не очень распространен, но иногда он встречается.


Рецензии