Встречи на латвийской земле...

         
«А наш Дуб Любви ты видел?» - спрашивает женщина лет 50. Я пожимаю плечами и ожидаю продолжения нашей беседы.

«Все, кто у нас побывал, видели это место» - пытается заинтересовать  Аннушка. Все – это люди после травм и заболеваний позвоночника, кто приехал на лечение в Юрмалу. Мы, кто на инвалидных колясках, на втором этаже старого, довоенной постройки здания. Кто преодолел беду и встал на костыли, этажом выше.

Аннушка из числа тех, кто нам помогает в лечении. Внимательная, общительная, на памяти которой многие события, которые произошли с жителями Латвии. Мы часто спорим, в каких-то вопросах не соглашаемся, но разговор всегда доверительный, и мы дружим. Разница в возрасте тоже не мешает.. Из бесед чувствуется, как сотрудники санатория уважают свою культуру.

Замечаем, как они светлеют лицом, когда и мы приобщаемся к латвийскому языку. Всего несколько слов: «сестра», «доброе утро», «добрый день», «спасибо», и тебя одаривают улыбкой. В нашей комнате Виктор, который много лет прожил под Ригой, и потому нам повезло. Освоение языка проходило успешно.

В таких занятиях тогда о многом подумалось. Культура и уважение к прошлому ощущалась во многом. Деревянные поделки на каждом шагу. Лавочки, кофе-домик, фигурки животных и героев из сказок…Старое дерево потеряло зелёный наряд по болезни или старости, и вот из-под рук мастера появился медведь, какая-то загадочная фигура.

Конец сентября, редкие по теплу дни. К выходным к дверям санатория «Латвия» подают автобус, и мы путешествуем. Рига. Старое и новое.
Древний город был основан епископом Альбертом в самом начале 13-го века на пересечении современных улиц Шкюню и Калькю. Здесь были построены главный храм Риги – Собор Петра, орденский замок, резиденция епископа, городской торг. Город разрастался и постепенно вбирая в себя территории – посёлок ливов, предместья…Обнесённый крепостными стенами, город сформировался к концу 13-го века…В названиях прослеживается рука немецких архитекторов. Первые жители старой Риги вели натуральное хозяйство. Рядом с жилыми постройками склады, помещения для скота, лавки. Допускалось плотное примыкание домов друг к другу, полностью запрещалось использовать при строительстве дерево. Поэтому многое из тех дальних годов дошло до нашего времени.

Этот район Риги не тронули современные здания, и в этом мы тоже видели уважение к своему прошлому. Большую беду принесла старой Риге Вторая мировая война – 1941-44 годах. Третья часть всех построек была полностью порушена или пострадала.

В 18 километрах от Риги есть местечко Саласпилс, известное своим страшным прошлым. Здесь в годы войны был построен лагерь. В последние годы мы часто слышим, что он не был лагерем смерти как Белжец, Освенцим или Собибор, но и здесь были уничтожены сотни тысяч человеческих жизней.
В лагере расстрелы, казни через повешение были обычным наказанием за любую провинность.

В 1942 году комендант Ланге начал применять душегубки для уничтожения евреев и других расово неполноценных. При суточном рационе из 150-300 граммов хлеба, который наполовину состоял из опилок, и чашки супа из овощных отходов, люди массово умирали от голода. В лагере казнили узников за то, что они были невиновны. Казнили за то, что они любили Родину…

Концлагерь в Саласпилсе отличался от многих других, созданных фашистским руководством палачей на громадной территории, начиная от Германии и заканчивая Советским Союзом, тем, что в этом месте, помимо взрослых узников, содержалась немалая часть детей. От шести лет и младше. Для них был построен отдельный барак, в котором малолетние заключённые долго не задерживались. Они мучительно уходили из жизни от голода, холода, болезней и самое ужасное – от медицинских опытов.

А ещё одной из самых частых причин смерти детей в этом лагере был забор крови у малышей для раненых немецких солдат. За год такими «донорами» становились более 3000 маленьких узников. На месте лагеря сегодня замечаешь издалека несколько скульптурных композиций, отображающих ключевые категории узников зловещего лагеря. «Мать», «Несломленный», «Униженная», «Протест», «Клятва», «Солидарность». Но наиболее известным среди посетителей местом является сохранившийся фундамент под бараком для детей, возле которого всегда, в любое время года, люди оставляют конфеты и игрушки.

Только в марте 1943 года в лагерь прибыло 20 тысяч советских граждан вместе с детьми. Это были мирные люди. Фашисты сразу же стали отбирать детей у матерей. В зимнюю стужу малышей голыми и босыми с полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани…Судьба их была предрешена. Через этот лагерь прошли многие мои земляки-думиничане…

После таких экскурсий мы всегда возвращались в санаторий в полном безмолвии…
Когда прибалтийская погода радовала, мы совершали прогулки по парку. Пересечешь дорогу-улицу, и ты в мире удивительной сказки.

Лужайки с сочной яркой зеленью даже в сентябрьскую пору. Мостики через небольшую местную речушку. На одном из них замечаем небольшие замочки и догадываемся, что в правильном направлении. Мостик Любви. Такие интересные места можно встретить в любой стране. В Москве, в национальном парке Царицыно мост в несколько десятком метров соединяет крутые берега оврага, по которому, возможно, протекал водный поток. На каждом шагу замочки с ленточками. В крымском городке Саки Мостик Любви переброшен прямо на улице, который тоже украшен свидетельствами самых светлых и трогательных чувств.

Парк Кемери. Многоэтажные современные дома, домики на два хозяина и дома с черепичными крышами в германском стиле. К ним проложены узкие асфальтированные дорожки, чтобы нога человека не губила живую зелень полянок. Одна из них уводит нас в глубину леса.

Кемери в исторических документах впервые упоминаются в 1561 году, когда курляндский герцог Готард Кетлер заложил под проценты по ссуде шесть крестьянских домом. Имя одного из них было Каспар Кеммер, которое и послужило названием Кемери, одного из красивых уголков Юрмалы. По другой версии название пошло от домика лесника, который первым, ещё до врачей, открыл пользу воды из серного источника. Для нужд больных в глубоком лесу приступили к постройке деревянных домиков с примитивными ваннами. Полагают, самая первая здравница была построена лесничим Ансом Кемером.

Как бы там ни было, все, кто приезжал на лечение в Юрмалу ощущали на себе исцеляющую силу сероводородных ванн. Григорий из Белоруссии за путёвку в 45 дней встал на ноги.

Однажды к нам пришло приглашение из женской комнаты. Среди нас был умелец игры на гитаре, и вечерами мы любили петь. На клочке бумаги было написано, что у одной из колясочниц день рождение. Крупные буквы, не совсем привычный почерк. Мы увидели именинницу лежащей на спине, укрытую по шею одеялом… Выяснилось, что у женщины тяжёлая травма шейного отдела позвоночника. Отсутствовали движения в руках и ногах, но она была студенткой. Светлана была из Риги, писала лёжа на животе, держа ручку или карандаш…зубами.

Уже в первый приезд я ощутил, что от латвийского санатория исходит дух жизнелюбия. В те годы инвалиды Латвии уже могли учиться, получали работу, занимали хорошие места в спорте. У нас в России об этом ещё даже не обсуждали проблемы инвалидов.

Наибольшую известность водолечение получило, когда этот район Юрмалы перешёл в 1795 году к России…

Первый серьёзный химический анализ кемерской воды произвел в 1801 году петербургский придворный аптекарь Ловиц, затем профессор фармации и химии Тартуского университета рижанин Д. Гриндель. Результаты были настолько неожиданными и многообещающими, что жители Слоки стали строить домики для приёма больных. Первый настоящий лечебный сезон в Юрмале открыли в 1814 году русские солдаты, прибывшие сюда подлечить старые военные раны. Кстати и сам генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли первым построил в Юрмале дачу…
Трудно поверить, что когда-то эти болотистые места практически не были пригодны для жизни.

Уже на второй день нам показали братскую могилу с нашими воинами. Чуть в глубине леса до сих пор сохранился столб из чёрного металла с овальной табличкой, на которой указано, что в этом месте в годы войны находилась мощная огневая точка противника, которую закрыл грудью русский солдат. Звание, откуда родом, возраст, имя…

…Ровная тропинка вывела нас к большой поляне. В углу замечаем вековое дерево с густой кроной. К самой вершине уходит винтовая лестница. У самого основания стоит молодая супружеская пара. Мы понимаем, что это Дуб, талисман Любви. Подходим и мы. Срываем два листика, жуём и проглатываем. На счастье…

Кто знает, может быть, в этом интересном уголке Латвии и зародилась ниточка, которая соединила меня с самым дорогим и любимым человеком, которому я сказал впервые в жизни:"Будь моей женой!" Это произошло в мартовские дни 2009-го года.


Рецензии
С удовольствием прочла. Я там была. Там еще в окрестностях было озеро, туда все ездили стирать белье. Вода имела сильный отбеливающий эффект.
У меня есть две миниатюры - "Рижское взморье" и "Однажды в Кемери".

Мира Папкова   06.02.2016 13:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.