Хранитель города. Прикосновение к Тайне. 1

Начало: http://www.proza.ru/2016/02/01/426


                1. ЖАНКА, ТОЛИК И… ПЫЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Подруга Вики – Жанна – приютившая на несколько дней её и Диму, скорее всего, относилась к неформальной молодёжи. Ну, или, по крайней мере, отдалённо чем-то напоминала. О неформальности говорило всё – от внешнего вида до самого квартирного быта. Родители её были какими-то рок-музыкантами, но в любительской среде. Где-то постоянно подвисали – то в клубах, то на квартирниках у друзей – в общем, вели некий полукочевой образ жизни. Мать была вокалисткой, отец играл на электрогитаре, а также умел играть и на ударной установке. Они были ещё молодыми, им было по тридцать, а Жанна стала у них ранним ребёнком. Особо они ею не занимались, но, бывало, брали с собой на какие-нибудь вечеринки. Скорее всего, благодаря им Жанна приобщилась к роковой музыке и какому-то бесшабашном образу жизни – по принципу «живи здесь и сейчас».
Вика же была полной противоположностью Жанне. И даже удивительно – как они смогли сдружиться. Но Вика как-то пояснила, что частенько помогала отстающей по учёбе Жанне, даже можно сказать, что «тянула за уши» её. И постепенно они сдружились, удивляя многих вокруг таким необычным тандемом – небо и земля.

У Жанны примерно через полгода после отъезда Вики появился свой близкий друг, больше походивший на хиппи – тощий и длинноволосый Толик. Дима уже успел с ним познакомиться, так как тот частенько наведывался к Жанне. И как раз в день их приезда тоже оказался у неё на квартире. В принципе, неплохой паренёк – то ли начитанный, то ли любящий пофилософствовать, как говорится, «от себя». Имеющий свой взгляд по любому вопросу. Но в то же время незагруженный, весёлый и тоже во многом бесшабашный, как и Жанка. Здесь уж точно было ясно, что мимо друг друга они пройти бы не смогли. И очень кстати надо сказать он появился. Ибо после переезда Вики в Москву, Жанна первое время очень ощущала её нехватку. Да и на учёбе это сказалось не лучшим образом – чуть на второй год не оставили. Вика даже в чём-то чувствовала и свою вину.

«Ну, ты же не можешь всё время её вытягивать, – сказал как-то Дима, узнав о чём она сокрушается. – Иначе совсем сядет на шею, так и будет ездить на тебе. А оно тебе нужно?»

Вика соглашалась. Но всё равно Жанку было жалко. Она опасалась, что та без неё совсем пропадёт…

И вот, спустя два года, она всё-таки вырвалась к подруге на несколько дней.
Жилище, конечно, напоминало нечто хаотичное. Но жить было можно. По крайней мере, привыкнув со временем. Но как раз-то этого времени было не особо много. И Дима просто настроил себя принять всё как должное. Тем более Вика говорила ему ещё в дороге, чтобы тот ничему из увиденного не удивлялся…

Яичница-глазунья на четверых – четвёртым стал заночевавший у Жанки Толик – стала вроде лёгкого завтрака. Жанка бухнула туда все яйца – а их был неполный десяток. Толик был и этому рад. Дима же с Викой лишь немного поели, привыкшие к более насыщенной и вкусной еде.
«Надо будет в магазин зайти, – отметил для себя Дима. – Хоть что-то закупить – более-менее приличное».

– А я люблю, как Жанка готовит, – Толик уплетал «за обе щёки» – Да и вообще я неприхотлив.

«Заметно», – подумал Дима, но ничего не сказал.

Родителей дома не было, что, в принципе, считалось уже явлением частым. Видать, снова очередные «гастроли» – квартирник или ещё какой-нибудь «сабантуй».

– Как вам наш город? – Толик не нашёл ничего другого, как поднять с утра эту тему.

– Город «ваш» – замечательно, – ответила Вика с некоторой долей иронии. Всё-таки не совсем чужая она здесь была.

И тут Дима вспомнил про свой сон.

– А вот вы никогда не задумывались, что было раньше на месте Питера?

– Болота, наверное, – ответила Жанна. – Здесь всё на болотах стоит.

– Неа, не совсем так, – Толик быстро разжевал и проглотил очередной кусок хлеба. – Я интересовался. Здесь находились лиственные леса и протекали многоводные реки. Это ещё до периода похолодания. Миллион лет назад, в конце третичного периода.

– Ой, ну ты хватил, – отмахнулась Жанна. – Я-то имела в виду период Петра Первого.

– Это недальновидно, малыш. Кстати, можно порыться в энциклопедии. У тебя на антресоли вроде что-то понапихано было.

– Я не полезу. Ты, если хочешь, лезь…

– А что и слажу. Сейчас только покушаю…

Закончив трапезу и взяв на балконе стремянку, Толик принялся рыться на пыльной полке среди прочего барахла, определённого в разряд ненужного.

– И охота тебе пыль глотать? – поморщилась Жанка.

– Ничего ты не понимаешь, женщина. Я докапываюсь до истины.

Попался второй том «Войны и мира», собрание сочинений Конан Дойла – неполное, правда, словарь Ожегова, какие-то учебники по электротехнике…

– Это ещё от отца осталось, когда он в техникуме учился, – пояснила Жанна насчёт последних.
.
– Видать, подавал неплохие надежды – в гении метил… О! Нашёл что-то…

Этим «что-то» оказалась энциклопедия по городам бывшего СССР. Толик спустился вниз и присел на нижней ступеньке стремянки.

– Может, здесь нароем информацию какую-нибудь…

– Ищи на букву «Л» – подсказал Дима.

– Почему это? А… точно. Это ж советское издание.

Нужный раздел вскоре отыскался.

– Вот, слушайте и запоминайте, о чём вам поведает умная книга… Эпоха великого оледенения продолжалась несколько десятков тысяч лет. Район этот неоднократно покрывался материковыми льдами, которые сползали со Скандинавского полуострова. Толщина ледяного покрова на месте, где сейчас стоит город, превышала тысячу метров. Последнее отступление ледника началось примерно от двадцати до двадцати пяти тысяч лет тому назад. Окончательно же покинул он эти места около двенадцати тысяч лет назад, оставив после себя морену из крупных валунов, гальки, песка и глины. После отступления ледника образовалось приледниковое озеро. В дальнейшем из-за геологических и климатических изменений этот район неоднократно заполняли водные бассейны. Около десяти тысяч лет назад на месте части нынешнего Балтийского моря находился пресноводный замкнутый бассейн – Анциловое озеро. Надо отметить, что свои названия многие водоёмы получили от распространённых в те эпохи моллюсков, остатки которых были найдены в осадочных породах морей.

– А моллюски это кто? – спросила Жанна.

– Ох, ну ты и темнота… Здесь нет о них ни слова.

– А сам-то? Знаток…

– Тип беспозвоночных животных, – подсказал Дима. – Продолжай просвещать нас, «Миклухо-Маклай».

– Знаю, был такой путешественник… Итак, продолжаем. Невы в ту пору ещё не было. На её месте несли свои воды две реки – нынешние Мга и Тосна, между которыми на месте будущих Ивановских порогов находился водораздел. Мга, поворачивая от него, уходила на северо-восток и впадала в Ладожское озеро, а Тосна от водораздела направлялась на северо-запад и вливалась в Анциловое озеро за островом Котлин. Ладожское озеро в ту пору имело выход в Анциловое озеро на севере Карельского перешейка. Примерно семь тысяч лет назад в результате новых геологических изменений воды Северного моря хлынули в Анциловое озеро и превратили его в море, получившее наименование Литоринового. Оно вдавалось в сушу узким проливом. Но с поднятием земной коры Литориновое море стало отступать и сокращаться в размерах. Это около четырёх тысяч лет назад привело к образованию Древне-Балтийского моря. С поднятием суши Карельского перешейка исчезла протока, по которой Ладога сбрасывала часть своих вод в море. Это спровоцировало подъём уровня воды в озере. Выйдя из берегов и затопив долину Мги, воды Ладоги подошли к реке Тосне и, прорвав водораздел, устремились по готовому руслу реки Тосны к Финскому заливу. Так, около четырёх с половиной лет назад, человек стал свидетелем рождения Невы. Следовательно, река, на которой возник город, в геологическом отношении сравнительно молодая. Нева с дельтой в очертаниях, близких к современным, сложилась около двух с половиной тысяч  лет назад.

– А Нева-то как произошла? Есть подробности?

– Сейчас поищем… А, вот. О происхождении названия реки нет единого мнения. Многие исследователи считают, что река Нева получила своё имя от древнего финского названия Ладожского озера – Нево – что означает морской залив, море. В «Повести временных лет» название «Нево» имело отношение и к Ладожскому озеру, и к реке. Известно также, что Неву, некогда представлявшую собой широкий пролив, называли ещё устьем озера Нево – Ладожского озера. Некоторые историки ссылаются на шведские источники VII-VIII веков, где река встречается под названием «Ну» (или «Нью»), что на русском языке означает «Новая». Название «Ну» находим и в договорах Новгорода с немецкими городами, датированных 1269 годом.

На этой фразе Толик закрыл книгу.

– Думаю, достаточно для краткого введения в курс дела.

– А я всё равно ничего не запомнила, – сказала Жанна и пошла на кухню – мыть сковородку.

– Вот правильно, – одобрительно хмыкнул Толик. – Каждому по таланту призвание…

Но Жанка не обратила на его усмешку никакого внимания. И, может быть, даже к лучшему – не поругаются…


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/02/03/235


ПРИМЕЧАНИЕ:
в данной главе использован материал «От всемирного потопа до наших дней», дублированный на сайте «ИнфоПитер»


Рецензии