Мы - слитки русского крестьянства - Часть V

   Старообрядцы Гуслиц 

   ( Выдержки из статьи Михайлова  С.С. и  Маркова  А.П.)

  … Действительно, спасаясь от преследований  после церковного раскола  середины
XVII - столетия   старообрядцы  бежали  в  удалённые  места   России  и  за  границу, где  они   могли   сохранять   традиции   исконного   русского   Православия. Однако, удивительным   образом,  одним  из  таких   районов  оказался,  в   непосредственной близости   от  Москвы,  менее   чем  в  ста  верстах,  и  именовался  он  «Гуслицами». Близость  к центру  сформировала особый тип старообрядца-гусляка, образованного,  преуспевающего в  мирской жизни, при необходимости  умело мимикрирующего, но, тем  не  менее,  хранящего  многие  черты  древнего  богослужебного  и  жизненного  уклада…
  … Впервые     название   «Гуслица»   («Гуслицы»   появились   значительно   позже)  встречается в духовных грамотах  Ивана  Калиты  в  первой половине  XIV столетия.  Гуслицей     называлась   волость   с   центром   одноимённом    селе,   которое   ныне называется  Ильинский  погост. Село  в  свою  очередь  находится  на  берегах  речки Гуслицы  и,  скорее  всего, получило  имя  от  неё.
    Гуслица – единственная в  России  речка  с  музыкальным  названием.  Местные  краеведы  могут   рассказать  немало   легенд  о  том,   как   в   речку  бросали  гусли, вымачивали в  ней  древесину  для  изготовления  этого  музыкального  инструмента и  т. п.   Жители  же   Гуслиц – гусляки,   были   по  преимуществу   старообрядцами-поповцами,   приемлющими  с  1840-х гг.,  священство  Белокриницкой   иерархии…
  … Старообрядцы  всегда  ревностно  хранили  и  поддерживали  древние   традиции.
    Гусляки  не  были  исключением.  В  гуслицких    селениях  лили  медные  образки  и  крестики,  складни…    Причём  этот  подсобный  крестьянский  промысел  никак  не  афишировался  и  тем  более  не  отражался  в  официальных  бумагах…
  … Во  многих  деревнях, прежде  всего в  Мисцево, переписывали старинные  книги, оформляя их  заставки  уникальной  росписью,  получившей  название «гуслицкой». 
    Работая   над   орнаментами,    мастера   и    мастерицы    переписчики  пользовались собственными   архивами   прорисей,  на  полях,  которых  принято  было указывать точную    ссылку    на    древние,    XVII  века  и    ранее, оригиналы. Некоторые исследователи, с кем нам довелось общаться, приводят параллели  между гуслицкой  книжной  росписью  и  гжельской   расписной  керамикой, но многие  считают  её  уникальной  и  не  имеющей    аналогов… («Церковное   пение», приложение  к журналу «Старообрядческая мысль», 1910, № 8, СС 130 – 133).
  …Прежде Гуслицы имели существенное отличие от любой  другой местности, даже
                старообрядческой, тем, что их  население,  включая женщин, было почти  поголовно грамотным. «Нигде, надо полагать, не распространена  так   грамотность,  как в Гуслицах… грамотность среди здешнего старообрядческого населения  является  как будто  родовым,   неотъемлемым   наследством» 
(А. С. Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904, с.113). В  каждом гуслицком селении  существовали самородные школы, преподавателями в  которых состояли  местные   грамотеи,  книжники, а  также  старообрядческие   монахини-келейницы…
  … Гуслицкие  деревни, несмотря на расположение в невыгодных условиях
(неплодородная  заболоченная  местность, отсутствие крупных торговых путей 
и водоёмов),всегда отличались своим богатством и размахом.До сих пор удивляют
селения, протянувшиеся вдоль  дороги на полтора  и  более километров.      
    «Гуслицкий край  всегда считался  зажиточным, что  доказывается и внешним и опрятным видом крестьянских построек, и вообще сносным мужицким хозяйством» ( А.С.Пругавин).
    Отсутствие плодородных почв не мешало гуслякам богатеть. Из Гуслиц и   соседних старообрядческих  территорий вышли многие известные купеческие
фамилии: Морозовы,Рахмановы,Солдатенковы, фарфоровые короли России Кузнецовы  и др. Богатые купцы-старообрядцы  не порывали со своими менее удачливыми    единоверцами. Старообрядческие толки (согласия) превращались  в  мощные  религиозно-экономические  корпорации.  До революции 1917 года очень многие  гуслицкие  крестьяне  устраивали  в  своих  деревнях  фабрики…
  … Неподалёку от Гуслиц, в гжельской деревне  Новохаритоново, действует храм
старообрядцев  приемлющих  священство  Новозыбковской  иерархии, куда также 
ездят  на  молитву  некоторые гусляки. Единоверческий приход в Куровском и   
Новозыбковский в Новохаритоново образовались из  части  бывших старообрядцев- 
неокружников, которые в 1960-х годах остались  без своего духовенства.    Последние  чистые  неокружники  сохранились в селе Хотеичи. Они  продолжают молиться неофициально  в  доме  своей  предводительницы…
  … Гуслицы с их самобытностью губит также близость Москвы, до которой  всего
полтора часа езды и,с которой край  связывают хорошие  автомобильные  дороги
и пригородные поезда. Гуслицкие селения быстро превращаются в дачные посёлки.
    Понятно, что Гуслицы, как самобытный  старообрядческий регион со своей
спецификой, культурой, традициями  уже не спасти. Однако ещё можно сохранить 
память о славном и интересном прошлом этого края. В ряде населённых пунктов
имеются самородные музеи.
  … В советские десятилетия культурной самобытности Гуслиц, как и культурной
самобытности многих других регионов России, был нанесён страшный урон. Людей
старались отучить от веры предков и связанной с верой культурой.   
    Коллективизация подорвала основы экономики русской деревни, фактически  уничтожив главное российское сословие – крестьянство…
РУСТРАНА, интер. портал, //Старообрядцы Гуслиц//С. С. Михайлов, А. П. Марков
  2007, 1187.


Рецензии