Мы - слитки русского крестьянства - Часть V
( Выдержки из статьи Михайлова С.С. и Маркова А.П.)
… Действительно, спасаясь от преследований после церковного раскола середины
XVII - столетия старообрядцы бежали в удалённые места России и за границу, где они могли сохранять традиции исконного русского Православия. Однако, удивительным образом, одним из таких районов оказался, в непосредственной близости от Москвы, менее чем в ста верстах, и именовался он «Гуслицами». Близость к центру сформировала особый тип старообрядца-гусляка, образованного, преуспевающего в мирской жизни, при необходимости умело мимикрирующего, но, тем не менее, хранящего многие черты древнего богослужебного и жизненного уклада…
… Впервые название «Гуслица» («Гуслицы» появились значительно позже) встречается в духовных грамотах Ивана Калиты в первой половине XIV столетия. Гуслицей называлась волость с центром одноимённом селе, которое ныне называется Ильинский погост. Село в свою очередь находится на берегах речки Гуслицы и, скорее всего, получило имя от неё.
Гуслица – единственная в России речка с музыкальным названием. Местные краеведы могут рассказать немало легенд о том, как в речку бросали гусли, вымачивали в ней древесину для изготовления этого музыкального инструмента и т. п. Жители же Гуслиц – гусляки, были по преимуществу старообрядцами-поповцами, приемлющими с 1840-х гг., священство Белокриницкой иерархии…
… Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции.
Гусляки не были исключением. В гуслицких селениях лили медные образки и крестики, складни… Причём этот подсобный крестьянский промысел никак не афишировался и тем более не отражался в официальных бумагах…
… Во многих деревнях, прежде всего в Мисцево, переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название «гуслицкой».
Работая над орнаментами, мастера и мастерицы переписчики пользовались собственными архивами прорисей, на полях, которых принято было указывать точную ссылку на древние, XVII века и ранее, оригиналы. Некоторые исследователи, с кем нам довелось общаться, приводят параллели между гуслицкой книжной росписью и гжельской расписной керамикой, но многие считают её уникальной и не имеющей аналогов… («Церковное пение», приложение к журналу «Старообрядческая мысль», 1910, № 8, СС 130 – 133).
…Прежде Гуслицы имели существенное отличие от любой другой местности, даже
старообрядческой, тем, что их население, включая женщин, было почти поголовно грамотным. «Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах… грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством»
(А. С. Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904, с.113). В каждом гуслицком селении существовали самородные школы, преподавателями в которых состояли местные грамотеи, книжники, а также старообрядческие монахини-келейницы…
… Гуслицкие деревни, несмотря на расположение в невыгодных условиях
(неплодородная заболоченная местность, отсутствие крупных торговых путей
и водоёмов),всегда отличались своим богатством и размахом.До сих пор удивляют
селения, протянувшиеся вдоль дороги на полтора и более километров.
«Гуслицкий край всегда считался зажиточным, что доказывается и внешним и опрятным видом крестьянских построек, и вообще сносным мужицким хозяйством» ( А.С.Пругавин).
Отсутствие плодородных почв не мешало гуслякам богатеть. Из Гуслиц и соседних старообрядческих территорий вышли многие известные купеческие
фамилии: Морозовы,Рахмановы,Солдатенковы, фарфоровые короли России Кузнецовы и др. Богатые купцы-старообрядцы не порывали со своими менее удачливыми единоверцами. Старообрядческие толки (согласия) превращались в мощные религиозно-экономические корпорации. До революции 1917 года очень многие гуслицкие крестьяне устраивали в своих деревнях фабрики…
… Неподалёку от Гуслиц, в гжельской деревне Новохаритоново, действует храм
старообрядцев приемлющих священство Новозыбковской иерархии, куда также
ездят на молитву некоторые гусляки. Единоверческий приход в Куровском и
Новозыбковский в Новохаритоново образовались из части бывших старообрядцев-
неокружников, которые в 1960-х годах остались без своего духовенства. Последние чистые неокружники сохранились в селе Хотеичи. Они продолжают молиться неофициально в доме своей предводительницы…
… Гуслицы с их самобытностью губит также близость Москвы, до которой всего
полтора часа езды и,с которой край связывают хорошие автомобильные дороги
и пригородные поезда. Гуслицкие селения быстро превращаются в дачные посёлки.
Понятно, что Гуслицы, как самобытный старообрядческий регион со своей
спецификой, культурой, традициями уже не спасти. Однако ещё можно сохранить
память о славном и интересном прошлом этого края. В ряде населённых пунктов
имеются самородные музеи.
… В советские десятилетия культурной самобытности Гуслиц, как и культурной
самобытности многих других регионов России, был нанесён страшный урон. Людей
старались отучить от веры предков и связанной с верой культурой.
Коллективизация подорвала основы экономики русской деревни, фактически уничтожив главное российское сословие – крестьянство…
РУСТРАНА, интер. портал, //Старообрядцы Гуслиц//С. С. Михайлов, А. П. Марков
2007, 1187.
Свидетельство о публикации №216020202362