***

Здравствуй, подруга!
Прости, не отвечала на твои письма. Не могла. Столько всего случилось за это время, даже пересказать трудно.
Все началось в жаркие августовские дни 1914 года. Германию охватил патриотический подъем. В июле я с девушками и парнями пошла на антивоенную демонстрацию. Сколько же там было людей! Ты себе даже представить не можешь ...
Нам казалось, что войны не может быть, но уже в августе многие мои знакомые считали, что это она необходима. Они ее называли национальной и оборонной. Через некоторое время установили «гражданский мир». Видимо для того, чтобы добиться нужного единения всего общества. Но, как ты уже догадалась, схватки продолжились и в дальнейшем.
Первого августа был мой день рождения. Я-счастливая именинница, с самого утра принимала гостей. Ах,эти приятные хлопоты! Только мой любимый -Вернер был сам не свой. Позже я узнала, что 1 августа Германия объявила войну России. Но это было не первое потрясение. Мой Вернер едет на смерть - на войну. Мой бедный Вернер ... Он писал с фронта много писем. Я тебе процитирую некоторые из них.
19.08.1914
«... Мы двигаемся вперед. Наша задача- захватить левый фланг французской армии .... »
21.08.1914
«Сегодня у города Шарлеруа были разбиты Пятая французская армия и английский експидицонный корпус ... Что будет с нами дальше... Я не знаю, родная.»
числа не написано
«... Мы проходим по 40-50 киллометров, некоторые солдаты валятся с ног от усталости. Смешно сказать, но не раз было такое, что кого-то из нас брали в плен спящими .... »
Было ещё несколько писем, но они куда-то бесследно пропали.Вернер был ранен у реки Марне. Видимо ты знаешь об этих событиях. Тогда еще Париж был спасен от наступления наших войск.
После этого он мне не написал ни одного письма. Но я все же надеюсь на лучшее ...
Одна моя знакомая рассказала мне такой ужас: якобы 24 октября, где в городке Лангемарк, немецкие части, которые состояли из студентов и гимназистов, под пение национального гимна в полный рост цепями двинулись на вражеские позиции. Перед ними не было никакой артиллерийской подготовки. По моему мнению, это была не столько героическая атака, как «мясорубка» - погибло около 11 000 солдат. Хотя там и не было моих знакомых, но мне жаль тех, кто может и героически, но умер от этой войны.
Такие мои дела. Скорее бы это все закончилось. Жить страшно, когда у тебя политическая мысль меньшинстве ...
Жду твоего следующего письма!
До свидания!


Рецензии