О развитии способностей у детей или кривая Гаусса
Немного отвлекусь от этой замечательной кривой. В прошлом году в беседе с нашей подругой Ириной мы вспоминали как наши дети впервые пошли в музыкальную школу. Это была школа № 8 г. Минска. Нашей дочке пять исполнялось только в конце сентября, но все же ее взяли. Они с мамой подготовили две песенки, одна из них называлась «Мама» из одноименного кинофильма с Михаилом Боярским и Людмилой Гурченко. Мелодия была не простая для четырехлетнего ребенка, но с мамой они потренировались, и пела она правильно. Вероятно, песня ей надоела и, когда ее при поступлении спросили: «Что ты, девочка, нам споешь?», - она ответила: «Белые кораблики». Эту песенку она иногда пела со мной, но мы не готовили ее для поступления. Она плохо выговаривала букву «р», получалось «колаблики». Тем не менее, она поступила. Учиться ей нравилось, хотя не все получалось. Например, на первых занятиях по ритмике у нее не получалось закрыть один глаз – закрывались оба. Были проблемы с координацией, путала правую и левую сторону и т.д.
Эту школу по классу фортепиано она и окончила, хотя не без проблем, о которых я писал в рассказе «Случайности с музыкальным уклоном». Дочка Ирины, назовем ее Таней, уже рано проявляла музыкальные способности, ее сразу взяли в эту школу. Ее папа имел очень высокий рост, когда-то играл в баскетбольной команде РТИ-Минск, поэтому и Танечка была девочкой крупной. И ручка у нее была больше, чем у нашей дочки и большинства детей-сверстников, поэтому учителя давали ей разучивать технически сложные произведения. Девочка талантливая, у нее многое хорошо получалось. Стали ее выставлять на музыкальные конкурсы, ведь это показатель работы учителя, успехи школы. Приходилось много репетировать, готовить конкурсные программы. В общем, постепенно для нее занятия превратились в тяжелый труд, стали неприятной необходимостью. Эта настолько ей надоело, что после окончания школы больше к пианино она не подходила. А когда у нее появились собственные дети, ни в какие музыкальные школы их не отдала, сказала: «Хватит с меня загубленного детства».
Многие из читающих и пишущих на сайте «Проза.ру» тоже учились музыке, окончили музыкальные школы. Но не многие садятся за инструмент, ведь даже для поддержания навыков необходимо трудиться, да и времени всегда не хватает. Но я все же постараюсь доказать, что время, потраченное на учебу, на развитие музыкальных способностей, не потерянное.
Вернемся к кривой Гаусса. Очень показательно она описывает распределение людей по способностям. Считается, что бОльшая часть детей рождается со средними способностями, т.е. нормальных. Это соответствует максимуму на оси Y - вершине этой кривой. Способности не обязательно вообще, а скорее к чему-то определенному, например, к математике или музыке, или рисованию и др. Если у ребенка есть Божий дар, в нем заложен талант, он с рождения более способный, чем большинство, его место на кривой на ветви справа от оси симметрии. Чем сильнее выражены его способности, тем он будет правее. Там величина Y меньше, т. е. меньше людей его уровня, значит меньше у него конкурентов в достижении успеха. Если говорить, например, о музыкальных способностях, бывает от рождения ребенку «медведь на ухо наступил», по музыкальным способностям он попадет на ветвь слева. Это не значит, что он обижен природой во всем. Он может быть талантом, например, в математике, в технике, в живописи и др., т.е. по этим предметам попадать в группу детей на ветви справа. Хотя людей без музыкального слуха также мало, как и людей с абсолютным слухом. Многим это жить не мешает, разве по пению в школе ребенок не станет отличником. Есть даже профессиональные музыканты, не имеющие абсолютного слуха. Классический пример – гениальный Петр Чайковский. Я слышал, что иметь абсолютный слух для музыканта даже не всегда хорошо, например, он не может играть на слегка ненастроенном рояле, чего обычный человек даже не заметит.
В такой науке, как музыкальная педагогика, уже накоплен достаточный опыт по развитию творческих и музыкальных способностей детей. Я думаю и во многих других науках, в спорте тоже имеются соответствующие данные. Установлено, что если ребенка развивать с раннего детства, обучать пению, музыке, танцам (ритмике), то его музыкальные способности вырастают на 30% и более. Т.е. ребенок из числа детей со средними способностями (вершина кривой), благодаря обучению, сдвинется по кривой Гаусса вправо к талантливым детям. Если же развивать ребенка талантливого от рождения, т.е. уже продвинутого вправо, он может попасть уже в число суперталантливых, стать уникальным.
Еще мне рассказали, что дети, занимающиеся музыкой, более успешны в математике. Может потому, что учебе таких детей просто больше уделяется внимания в семье? Но есть и другие данные. Интересно мнение Массару Ибуки - сторонника системы раннего обучения музыке по системе профессора Сузуки. Ибука был инженером и основателем знаменитой японской компании Sony. Он утверждал, что обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания.
Есть и другие не столь оптимистичные данные. Если ребенка со средними врожденными способностями не развивать, он на те же 30% может съехать по кривой-горке в минусовую сторону влево. Это относится ко всем способностям. Что касается математики и других общеобразовательных наук, то школа заставляет учиться независимо от семьи, даже если человеку лень и нет желания. С музыкой, живописью, театром сложнее. Пусть человек родился с талантом, без развития он может уйти в компанию только влево. Хотя, несомненно, какое-то внешнее влияние (друзья, телевидение, компьютер), а также самообразование, способствуют развитию молодого человека, это поможет ему удержаться и влево по кривой Гаусса не съехать, но ожидать существенных сдвигов вправо не приходится.
Мне скажут, не все так просто. Мы знаем людей и с талантами, и способностями, их учили музыке, а теперь, как в случае с Таней, они не подходят к инструменту и своих детей не учат музыке. Вредны перегрузки, тупое заучивание. Вот почему важен выбор учителя, школы, всей системы обучения. Ребенок не хочет работать из под палки, даже если есть талант. Не исключено, что каждодневные долгие занятия музыкой даже для старательного и усидчивого ребенка (говорят, бывают и такие) мешают реализации других талантов из-за перегруженности.
Важно распознать и оценить все Божьи дары-таланты, способности в ребенке как можно раньше. И помочь ему их реализовать, помочь, а не заставить. Не случайно, музыкальная педагогика, да и, наверное, педагогика в целом, утверждают, что наиболее эффективное развитие способностей ребенка происходит в возрасте до 6 лет. Это не означает, что развитие останавливается, но эффективность обучения постепенно снижается. Мне приведут примеры, когда взрослые люди почувствовали потребность и начинали заниматься музыкой; они достигли хорошего уровня, стали даже публично выступать, участвовать в концертах. Я сам знаком, по крайней мере, с двумя такими. Очень жаль, что у них этот Божий дар обнаружился так поздно, но «лучше поздно, чем никогда». Родители не заметили или не было возможностей. А если заметили, то не отнеслись к этому серьезно. Ведь музыкальное образование многим не кажется обязательным, если это не для выбора профессии. А что это нужно для полноценной жизни в будущем, для творчества, позитивного настроения, развития лучших человеческих черт, об этом не часто задумываются.
Статистика утверждает, что преступность у тех, кто никогда музыкой не занимался, в несколько раз выше, чем среди людей, учившихся музыке. Такие люди и по жизни ступают увереннее. К примеру, все видели разницу как танцуют люди, учившиеся танцам, и теми, кто никогда не учился. Встречи в больших компаниях, в домах отдыха, на свадьбах, вечеринках и пр. не обходятся без музыки и танцев. И как же приятно видеть красиво двигающиеся пары, некоторые гости даже стесняются сами танцевать, ведь у них так не получится… Зато сколько удовольствия испытывают сами танцующие! И они совсем не жалеют о потраченном когда-то времени на обучение. То же можно сказать и о музыке. И в нашей семье и в семье Татьяны, про которую я рассказал, любят музыку. Если наша дочь выбрала профессию, связанную с музыкой, то Татьяна выбрала совсем другой род занятий, ее всегда интересовала медицина. Тем не менее, обучение музыке развила в ней творческие способности, талант. Пусть не подходит к роялю, но она быстро освоила гитару и прекрасно на ней играет. Сочиняет песни, поет, ставит музыкальные спектакли, не только для детей, но и для взрослых, организует вечера. В их доме всегда звучит музыка, много детей, гостей.
Играющий, красиво поющий человек всегда становится центром внимания в компании. Его приглашают на вечера, в клубы, в походы, поездки. Любому из нас хочется иногда спеть под гитару или баян, излить душу! Да и просто с удовольствием послушать хорошую музыку, пение. На симфоническом концерте кто-то наслаждается произведением, вслушивается в каждую ноту, слышит каждый инструмент, чувствует исполнителей; кого-то привлекает больше ритм и сила звука, а кто-то сидит и спит из вежливости с открытыми глазами. Что ни говорите, даже если ты не профессионал, благодаря музыке, вызванными ею эмоциями, жизнь становится интереснее и полнее.
А кем ребенок потом станет, это трудно предугадать. Меняется время, меняется мода на профессии, все большее влияние оказывает материальная сторона. Люди, которым сегодня за 60, помнят советские фильмы «Девять дней одного года», «Еще раз про любовь» про ученых-физиков. В то время наиболее способные выпускники школ штурмовали физические факультеты университетов, всем хотелось стать учеными. Были тогда в науке и технике успехи и результаты, которыми по сей день гордится страна. А сегодня конкурсы на эти специальности совсем невысокие, т.е. в науку массово уже не придут талантливые специалисты. Да и не очень то хотят они идти в науку, зарплаты низкие, чаще идут в менеджеры по продажам. Чего ж тогда от науки ждать?
Маленькие дети не могут сами определить свои способности, увидеть свой Божий дар, тем более, без помощи взрослых развить его. Даже, если у них слабые способности (на кривой их место слева), их надо учить, по возможности развивать-двигать вправо, чтоб в ребенке не формировался комплекс неполноценности, ощущения, что он хуже других. Хорошо, если ребенок хоть чем-то выделяется, что-то умеет делать лучше других. Его тогда уважают, с его мнением считаются, он увереннее себя чувствует. Кто, как не родители, бабушки, дедушки, учителя могут помочь детям не только вырасти и получить важные для жизни знания, но и развить те таланты и способности, которыми наградил их Господь!
P.S. Этот рассказ я написал после разговора с Ириной – мамой Татьяны. Отложил в свой архив до следующей встречи с ней. Хотел обсудить и узнать новые подробности. А теперь Ирины уже нет с нами. 23 февраля 2015-го ее не стало. Нет мамы и бабушки, всю себя посвятившей детям и внукам.
На рисунке: Нормальное распределение или кривая Гаусса.
Свидетельство о публикации №216020200480
Интересная история
Григорий Аванесов 12.12.2022 22:47 Заявить о нарушении
Владимир Кожин 3 12.12.2022 23:34 Заявить о нарушении