Воспоминания о русском гитаристе-семиструннике Сер

     Я не был другом или приятелем Сергея Орехова и долгое время даже не подозревал о существовании этого великолепного гитариста. Но вот однажды услышал концертное выступление Сергея Дмитриевича и навсегда стал поклонником
его величайшего таланта. Было это так.


     В конце 1980 года в северный завьюженный и погруженный в полярную ночь город Норильск, где я тогда жил и работал, приехали с концертами гитаристы
Николай Осипов и Сергей Орехов. В те годы практически все камерные
инструментальные и вокальные концерты классической музыки  проходили в концертном зале Норильского музыкального училища, дирижерско-хоровое отделение которого мне посчастливилось окончить. Надо сказать, что уютный
концертный зал нашего училища является уникальным сооружением архитектуры и акустики.Среди известных классических музыкантов даже существует мнение,
что этот маленький зал (примерно 250 мест) занимает одно из первых мест в Европе по своим акустическим параметрам и комфортности работы в нём музыкантов. Скорее всего, благодаря своей круглой форме, купольному потолку и расположенными амфитеатром местами для зрителей (почти как в цирке), акустика в зрительном зале настолько чёткая, что находясь на балконе и
не видя сцены, можно услышать мельчайшие нюансы игры исполнителя даже на piano.
     В этом прекрасном зале и состоялся тот памятный для меня концерт.
В начале первого отделения Николай Осипов мастерски исполнял свои сочинения
для гитары, а также известные гитарные шедевры. Я с удовольствием и огромным
вниманием впервые слушал в концерте этого замечательного гитариста.
     Но вот вышел Сергей Орехов в элегантном смокинге и большой «бабочке» с семиструнной гитарой на широком ремне (играл он стоя) и… весь мир вокруг
меня перестал существовать! Я сидел, вцепившись руками в подлокотники кресла. Я весь превратился в слух!  Что он творил на своей обычной с виду семиструнке! Гитара в его волшебных руках пела, шептала и кричала!
Виртуозные пассажи через весь гриф сменялись длинными, напевными legato, и от этого великолепия и красоты звуков кружилась голова и замирало сердце,
а богатство гармоний просто завораживало. Впечатление было такое сильное, что я даже не смог запомнить,  какие именно произведения прозвучали, а ведь Сергей Дмитриевич исполнял свои переложения для семиструнной гитары только известных романсов, русских и цыганских песен.  До сих пор, хотя прошло больше 20 лет, память хранит тот немой восторг и священный трепет души, купающейся в волшебных звуках, усиленных акустикой прекрасного концертного зала. 
  Николай Осипов настолько тонко и грамотно аккомпанировал Сергею Орехову на шестиструнной гитаре, что создавалось впечатление, что играют не две разные гитары,  а один мощный, многострунный инструмент с богатейшей звуковой палитрой.
  Я слышал за свою уже достаточно долгую жизнь много профессиональных, виртуозных гитаристов, в совершенстве владеющих гитарой, но такой лёгкости
звукоизвлечения и такой полётности звука, как у Орехова, слышать не приходилось. Удивляло также в его игре разнообразие вариаций, смена темпов, смелость и неожиданность гармонических решений традиционных, всем известных мелодий.
               
   Концерт завершился продолжительными авациями. Зрители стоя выражали свой восторг и уважение великолепным музыкантам.
   А Сергей Дмитриевич скромно стоял на краю сцены и улыбался своей доброй, застенчивой улыбкой.
   После долго несмолкающих аплодисментов зрители начали покидать зал, а я сидел в зале и не мог двинуться с места. Такого со мной ещё не было!

Местные гитаристы и просто любители гитары окружили Орехова, кто-то просил
автограф, кто-то задавал вопросы, фотографировались на память.    К моему большому сожалению, эти фотографии не сохранились.   
Я попросил Сергея Дмитриевича оценить звуковые качества моей тогда только что приобретённой  шестиструнной классической гитары мастера из города Красноярска Юрия Бендюкова.
К моему удивлению, он сразу согласился и попросил принести инструмент в гостиницу. В этот же вечер я пришёл в гостиничный номер, и Сергей Дмитриевич стал внимательно рассматривать новый инструмент. Гитара отличалась от
других инструментов необычностью отделки:головка грифа, розетка и подставка
были отделаны тонированным берёзовым капом; корпус был кленовый, гриф не приклеенный к корпусу, как обычно, а на винте (так раньше делали серийные простенькие гитары).  После внешнего осмотра Сергей Дмитриевич взял несколько аккордов и сыграл несколько фраз. Вывод его был таков:
«хорошо сделанный, рабочий, профессиональный инструмент со средними
звуковыми характеристиками». 
Потом мы беседовали о музыке, он рассказывал о своих гастрольных поездках, о своих планах. В общении был прост, скромен, говорил, как бы стесняясь,
но мысли формулировал очень четко и ясно. За разговорами незаметно пролетел час.

     Было уже за полночь, когда я попрощался и ушёл.
Помню, было очень холодно. Я шёл по пустынным улицам заснеженного Норильска,
не замечая ни злого северного ветра, ни холода и думал о том, какое это
счастье - прикоснуться к Великому Таланту!..

     Переехав в Москву, я интересовался у гитаристов, где сейчас Орехов, какие новые произведения переложил он для гитары. К моему сожалению, в Москве наши концертно-гастрольные пути почти не пересекались: Сергей
Дмитриевич часто выезжал за границу, ездил по стране. Виделись на бегу несколько раз на разных концертных площадках, но поговорить спокойно не удавалось. Очень жаль…


     В феврале 1993 года я познакомился с прекрасным гитаристом Алексеем Сидоровым; постепенно у нас сложился творческий союз, которому уже больше десяти лет.   В обширном репертуаре Алексея есть изумительное переложение для шестиструнной гитары романса «Не пробуждай воспоминаний»,  которое
сделал Сергей Дмитриевич Орехов. В концертных программах, где Алексей исполняет это произведение, мы с гордостью и удовольствием сообщаем зрителям, что это переложение сделано нашим современником, великим русским
гитаристом-семиструнником Сергеем Ореховым.

   …20 августа 1998 года позвонил Алексей Сидоров и сообщил, что умер Сергей Орехов.  Это известие меня потрясло!
               
Для меня имя Сергея Дмитриевича, его Личность были настолько величинами
постоянными, что даже в подсознании я, видимо, и мысли не мог допустить, что его вдруг не станет. Он был для меня, как Кремль, который стоял, стоит и будет стоять вечно.

      Похороны были назначены на 22 августа на Ваганьковском кладбище. Мы с Алексеем договорись поехать вместе на электричке. Но накануне у меня
был очень тяжелый концерт в Подмосковье, домой приехал поздно, поэтому
утром не смог подняться к назначенному времени, и Алексей поехал на Ваганьково один. Я же проспал ещё час и вдруг вскочил с постели, как будто меня кто-то толкнул, быстро собрался, сказал жене, что должен ехать,
и побежал на электричку.
А в голове начала крутиться откуда-то прилетевшая фраза:
         «Сказали, он ушёл… Как это странно…».
Для меня это действительно было странно: всегда где-то рядом был Орехов, а сейчас – его нет! Не верю!
И стихотворные строки сами собой стали ложиться на клочки бумаги, которые оказались под рукой…
   …Когда я вошёл на кладбище, как раз закончилось отпевание, и тело Сергея Дмитриевича выносили из церкви. Траурная процессия тихо тронулась к месту
погребения.
Потом было прощание с Артистом. Много добрых слов сказали его родственники, друзья, музыканты, артисты цыганского театра «Ромэн», с которыми он работал.
    А я в это время дописывал  стихотворение, стоя у могилы. И когда ведущий печальной церемонии Андрей Вертоградов спросил, хочет ли еще кто-нибудь что-то  сказать, я, волнуясь необычайно, попросил слова и прочёл только что законченное стихотворение «Музыка души»:

         Сказали: Он ушёл…  Как это странно…
         Как будто тройка унеслась за косогор,
         А в ней – притихшие и грустные цыгане
         И непривычно тихий разговор.

         Ушёл застенчивый, совсем не старый –
         Ещё один трагический талант.
         Сергей Орехов, русская гитара,
         Блестящий семиструнный Музыкант.

         Забрал семь струн ласкающие руки,
         Унёс улыбку, грустные глаза…
         Остались лишь чарующие звуки
         И боль души, и тихая слеза…

         Не нужно слов! Умолкните, фанфары!
         Вы только вслушайтесь: царят в тиши
         Сергей Орехов, русская гитара,
         Божественная Музыка Души!

После этих слов тело Великого Музыканта «опустили в Вечный покой».* 
Прощайте, Сергей Дмитриевич! Вечная Вам Память!

                г. Москва, июнь 2003 г.
* Цитата из песни А.Н.Вертинского «То, что я должен сказать».


Рецензии
Конечно, Александр, присылайте. Я о песне о Тимуре

Владимир Ардени   12.02.2016 12:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.