Педалька на выезде

От автора: многие из нас когда-то начинали учиться водить автомобиль и испытывали в процессе обучения весьма противоречивые чувства. Просто вспомнилось, как это было, и захотелось написать.

=========

    Как оно все начиналось.

    Начиналось все прозаически – в середине 90 годов прошлого столетия мой муж купил автомобиль. Сначала, в декабре месяце дражайший супруг сдал с поддержкой соответствующего количества денежных знаков экзамен экстерном, а потом уже пригнал в свежекупленый гараж наш свежекупленный автомобиль. Машина была вишневого цвета и в народе гордо именовалась «пятеркой». В те далекие голодные пост-советские времена автомобиль был никак не средством передвижения, а больше приближался к понятиям «роскошь» и «выпендреж». Машин на дорогах было немного, пробки наблюдались исключительно в момент массового переселения москвичей на свои дачи. На моей работе машины были только у двоих начальников, остальные передвигались на общественном транспорте.
    И вот, после очередного автопробега у меня родилось жгучее желание-возмущение: «Я тоже так хочу!» Серега меня сначала немного поотговаривал, потом махнул рукой, видимо, не понимая всю серьезность моих намерений. Чем бы баба не тешилась, лишь бы денег не клянчила. Мол, попробует, поучится, испугается и успокоится. В то время за рулем было очень мало женщин и все они, по убеждению моего мужа, приравнивались к обезьяне с гранатой.

    Школу автомобильную я выбрала рядом с домом, на улице Адмирала Макарова. Группа из 30 человек, из них только 3 девушки. Но перед началом занятий предполагалось пройти медкомиссию. Обязательным пунктом медкомиссии было получение справок из наркологического и психологического диспансеров о псих- и наркопригодности будущего водителя. Посещение психологического диспансера я запомнила надолго. Это сейчас получить сию справку легко и просто – протягиваешь в окно регистратуры паспорт с официальной купюрой, а тебе в ответ – официальную справку. А раньше, столько-то лет назад, надо было записаться на прием к самому настоящему психиатру.
    Вот пришла я к психиатру, встретил меня такой дядечка средних лет, посадил на стульчик, сел напротив и стал внимательно разглядывать. Потом встал, обошел меня со всех сторон и опять сел напротив. Мне прямо как-то не по себе стало. Интересно, а психи – это не заразное? Может, доктор уже того, от такого контингента-то…   
    Потом доктор спрашивает:
    - А скажи мне, девица, на кой хрен тебе надо за руль? Это же страшно и опасно! Может лучше в автобус или пешочком?
    Ну я объяснила дяденьке, что автобус или пешочком – это хорошо, но машина лучше. Автобус едет только в заданной направлении, а машина – в любом.
    - А ножки ходят тоже в любом направлении, – парировал меня смышленый доктор.

Нет, все-таки психи заразные. Вежливо объясняю, что муж купил машину, она стоит в гараже и очень хочет, чтобы ее водили.
    - А не боишься??? – завывает доктор. – Там на дорогах много кто ездит!
    - А мы с ними договоримся, – заговорщицки подмигиваю я.

    Видимо, именно попытки найти общий язык с существующим автомобильным сообществом и убедили доктора в моей адекватности и заветная справка была в кармане. Уффф! Еще даже учится не начала, а меня так прессуют. Что же дальше-то будет????

    Дальше была теория по правилам дорожного движения. Памятуя свое недавно закончившееся студенчество, ваша покорная слуга сидела на второй парте и рисовала в тетради кузнечиков, бабочек, птичек, время от времени поднимая глаза на преподавателя. Когда бабочки надоели, я подняла руку:
    - Скажите, пожалуйста, а когда вы будете про педальки объяснять?
    - Какие педальки? – опешил преподаватель.
    - Ну разные, те, которые в машине надо нажимать. Газ там, тормоз. В смысле, где они находятся, как их нажимать надо.
    Класс грохнул от смеха. Прозвище «педалька» прочно закрепилось за мной до окончания учебы.

    Еще прекрасно помню свое первое практическое занятие в городе. Меня, еще одну девицу и паренька посадил к себе в машину брутальной внешности мужик, отвез куда-то на пустырь (сейчас душить будет – промелькнуло в сознании), высадил, обвел всех своим смешливым взглядом и изрек:
    - Ну давайте, рассказывайте, как вы до такой жизни докатились. С какого такого перепуга вдруг решили водить машину и нафиг вам это сдалось.

    Ну, психдиспансер на выезде. Про паренька не помню, а вот слова второй девицы мне запомнились:
    - Я хочу доказать себе, – и кулаком в грудь, – что я ничем не хуже мужчин! – взгляд косится на ошалевшего паренька. – Я смогу научиться этому и буду водить даже лучше их!
    Ох, господи, кто же тебя, бедную так обидел-то??? Но напор, блеск в глазах, мощь кулаков инструктору понравились.
    - Ну, а тебе что надо доказать? – дошла моя очередь.

    У меня причина была более прозаической:
    - А почему муж ездит, а я нет? Я тоже хочу, мне тоже интересно! – заскулила я.
    - Ну ладно, – подытожил инструктор. – Хочешь, так садись.

    Глаза у меня стали как оловянные блюдца.
    - К-к-как садись?
    - Ну хочешь же? Вот и садись, поедем куда-нибудь, – заискрились у инструктора глаза хитрой издевкой. – Вот смотри, это педаль газа, нажмешь ее – машина поедет, вот это педаль тормоза, нажмешь ее – машина остановится, - наконец-то рассказали мне про мои заветные педальки. -  А вот это самая хитрая педаль, это сцепление. Ее надо плааааавненько отпускать, плааааавненько.
    Уже не помню, плаааавненько я ее отпустила или нет, но вдруг машина поехала. «Мама!!!!!» - безмолвно орала во мне мятущаяся душа.- Я же еду!!!! Я же куда-то еду!!!» Ехала я прямиком в ближайший столб.
    - Тормози, дура!!! – вопил рядом инструктор.
    И вот тут я поняла, что процесс обучения будет не столь романтичным и безоблачным, как мне представлялось. Но, «лед тронулся, господа присяжные!».

    Инструктор мне попался своеобразный. Александр Борисович его звали. Как и все уважающие себя инструкторы в то далекое, еще советское время, он очень уважал в процессе обучения мат и считал его важнейшим средством общения с учеником. Во время занятий мы ездили на рынок за тапочками для его жены, за картошкой, в химчистку, и, в самом конце, минут на 10, заезжали на площадку.
    Некоторые занятия проходили на площадке, тренировали обязательные элементы. В те времена это был заезд в бокс и разворот в ограниченном пространстве. После таких занятий у меня дико болели руки. Гидроусилителей руля еще не придумали, а покрутить руль на минимальной скорости у нашей «шестерки» - удовольствие сомнительное.
    Но каким бы он не был, водить меня инструктор научил. Потихоньку мне этот процесс начал приносить большое удовольствие и я просто бежала на предстоящие практические занятия. Александр Борисович меня любил, гордился и считал одной из лучших учениц.

    И вот наступил день экзаменов в Гаи. Первый раз я самоуверенно решила сдавать самостоятельно, без поддерживающих дензнаков. Борисыч меня предварительно напутствовал: «Самый сложный этап – сдать город. Но он короткий, минут 5, не больше. Вот если умудришься сесть первой за руль, еще во дворе ГАИ – все, считай сдала. Там ехать-то дальше некуда, прямо и прямо по дороге 200 метров». Ээээх, любил меня авто наставник, ей-богу любил…

    День тяжелый был… Весь день, с восьми утра, на ногах, без еды, нервы прыгают, сигарета за сигаретой улетает. Дошла моя очередь сдавать обязательные элементы на площадке. Сажусь, на пассажирском сиденье толстый такой гаишник расположился. Я пытаюсь тронуться, а левая нога, которая сцепление отжимает, ходуном ходит. Какое там «плааааавненько», тут бы вообще на педаль попасть.
    - Извините пожалуйста, вы не можете минуту подождать, а то у меня ножка дергается, – я сама ошалела от собственной наглости.
    - Да, да, конечно. Девушка, ну что же вы так волнуетесь, спокойнее надо, спокойнее.
    Во какие гаишники были! Накормят, напоят и спать уложат, тьфу, подождут, успокоят, в положение войдут. Взяла я всю свою прокуренную волю в кулак, цыкнула на дергающуюся конечность и откатала площадку без сучка, без задоринки. Следующий этап – сдача города – предполагался после обеденного перерыва. Они, значит, обедают, а мы в это время стоим и дергаемся, стоим и курим. Но не рыпаемся, понимаем – сытый гаишник добрее голодного.
    Вот выходит следующий сытый гаишник, довольно щурится на июньское солнышко, переводит взгляд на стеночку, вдоль которой выстроенные на расстрел стоим все мы.
    - Нннну, товарищи будущие водители! Кто из вас самый смелый?

    И тут бочком-бочком мой автоинструктор:
    - А давайте посадим вооооон ту девушку, – и показывает на меня, – а то она устала очень.
    Да и ножка у нее дрыгается – промелькнуло от страха у меня в голове.

    - Да пожалуйста, – великодушно согласился гаишник.

    И, начиная с этого момента, как и предрекал мне Борисыч, моя судьба была предрешена. Проехала я по прямой положенные 200 метров от забора до забора без единой помарки. Остановилась и робко так вопрошаю:
    - Как?
    - Сдала, – удовлетворенно хмыкнул сытый.

    Белым лебедем выпорхнула я из машины и поплыла себе, поплыла. О том, что выпархивая, я совершенно забыла поставить машину на ручник, вспомнила, когда та уже растворилась на горизонте, пилотируемая следующим смертником. Смутные сомнения относительно моей «сдатости» побродили немного в моей голове, но отступили под мощным натиском заслуженной эйфории.


    Как все это продолжалось.

    Если я думала, что заветная коричневая корочка водительских прав автоматически открывала мне путь к управлению автомобилем, то я глубоко ошибалась. Увы, на этом пути стояла гораздо более мощная преграда – мой муж. Он никак не мог смириться с тем фактом, что теперь я тоже спокойно могу сесть за руль и мне ничего за это не будет! Не хотел он делить свою любимую игрушку с кем-либо. И естественно посчитал своим долгом тоже чему-нибудь меня научить:
    - Ну чего ты не перестраиваешься???? Видишь впереди левый сигнал мигает?
    - Ну куда ты прешь, как корова? Неужели не понимаешь, что не успеешь ты повернуть перед этим уазиком???
    - Ну чего ты плетешься, как сонная муха? Вот за тобой уже целых хвост собрался???

    Ну да, конечно, его водительский стаж был на целых полгода больше моего и это обязательно надо было подчеркнуть.
    Чтобы водить машину и хоть как-то закрепить полученные навыки, мне приходилось ездить на ненавистную дачу по Новорижcкому шоссе. Целых 80 километров туда и в этот же день 80 километров обратно. На обратной дороге уже стали появляться как зарождающийся класс автомобильные пробки.
    Ну конечно, какой же начинающий водитель да без аварий? Ровно через неделю обладания водительской корочки, я вместе с неизменным авто контролем на пассажирском сидении поперлась на Садовое кольцо. Дождь лил стеной, Садовое во многих местах было перекопано ремонтными работами, но мне было море по колено и мы гордо поехали показывать себя Москве. Уехали мы недалеко. Где-то в районе Смоленской площади, выруливая с крайней правой полосы, двигаться по которой мне все-таки подсказала врожденная осторожность, в самой гуще ремонтных работ, я и не поделила полосу движения с каким-то мужиком. Вышли, поорали друг на друга и стали оценивать последствия. Степень тяжести повреждений примерно совпадала – расцарапанное крыло и пара вмятин. Оба дураки.
    Вылез к нам гаишник из будки:
    - Ну и что вы здесь раскорячились? А ну, марш отсюда! Чтобы вашего колеса я здесь не видел!

    Это сейчас ОСАГИ с КАСКАМИ, это сейчас на малейшее пятнышко отскочившей краски мы ждем по пять часов наряды ДТП, а тогда все было просто – есть кому бить морду – значить бьем, нет – уезжаем. Слава Богу, мне бить морду не стали (вот тогда я поняла истинное предназначение супруга на пассажирском сидении) и мы быстренько ретировались. После этого муж взял в руки молоток, выправил эту вмятину на левом крыле, покрасил акриловой краской царапины, и поскакала наша пятерочка на дальнейшие подвиги. А вот меня за руль пускали все реже и реже. Мысль купить вторую машину в семью, в те голодные советские времена, когда средняя зарплата сотрудника с высшим образованием не превышала 200 долларов, казалась мне чудовищной и крамольной. Поэтому глубоко вздохнув и выдохнув, я 
отложила в сторону открытую газету «Из машины в машину», тьфу, «Из рук в руки»,
взяла в руки автомобильную корочку и положила ее на самую верхнюю книжную полку, от глаз подальше.


    Возрождение.

    Прошло несколько лет, много лет. Я научила себя не вздрагивать, садясь в машину, пилотируемую моим дражайшим супругом, я научилась не разворачивать салонное зеркало заднего вида к пассажирскому сиденью, я, можно сказать, почти успокоилась и почти все благополучно забыла. И когда в один прекрасный солнечный весенний день Серега предложил мне купить мою собственную машину, я чуть не лишилась дара речи от изумления. Правда, сначала он пытался идти проторенным путем – помахал у меня перед носом ключами от своего Кашкая и предложил ездить сколько хочешь и куда хочешь, но в свободное от него время, которого, как полагается, практически не бывает. Нееее, мы таперича умные, мы на подобные инсинуации не поддаемся. Мы хотим свое, личное, неделимое. Супруг тяжело вздохнул и согласился. «А ты сможешь теперь водить машину-то? – с последней надеждой в голосе спросил он.
    Моя эйфория немного покачнулась. Я же не та девочка-припевочка, что была 12 лет назад, а почтенная мадама семейства с медлительными ногами, руками и не менее медлительными мозгами. «Смогу!!!» - завопила я во всю глотку, заглушая децибелами все внутренние сомнения и колебания.

    Итак, нам нужен автоинструктор. Порывшись в интернете, с которым по роду своей основной деятельности я была на ты, я убедилась, что с этим добром, как впрочем и любым другим добром в наше нью-капиталистическое время, сейчас нет никаких проблем. Наличествовали автоинспектора всех возрастов, мастей и коробок передач. И из всего этого изобилия выбрала я себе могучего, маститого мужика лет за 50, с орлиным взором и коротким седым ежиком волос. С фотографии на сайте на меня смотрели его суровые мичманские глаза и внушали непоколебимую надежду в отличном конечном результате. Я позвонила, выложила ему всю свою судьбу и с трепетом стала ждать пятницы, на которую мы наметили мой первый выезд в люди.
    Чем ближе была пятница, тем больше у меня дрожали колени. Ну как, объясните мне, как управление автомобилем может приносить удовольствие??? Это же безумно сложно, это страшно, это опасно в конце концов! Зачем мы все садимся за руль и куда-то едем? Есть же метро, есть автобусы, садись к окошечку, смотри на улицу и мечтай о мальчиках! Зачем ты мечтаешь об автомобиле, дура ты неуемная….

    К седому мичману с орлиным взглядом я все-таки пришла. Он посмотрел на меня добрым отеческим взором: «Ну что ты, девица, так волнуешься? Все будет хорошо!» - и отвез меня на тихую-претихую улицу от греха подальше. Пока ехали, голос у мичмана был тихий и ласковый, но стоило мне пересесть на водительское сидение, инспектор изменился в мгновение ока. Правильно ли я делаю, неправильно, еду ли, стою ли на месте, разворачиваюсь или паркуюсь, его голос взлетал до небес. Он откровенно орал и хамил по любому поводу:
    - Разве здесь я просил тебя остановиться? Ты не доехала целых полметра! Зачем, кому я здесь вещаю? Ты считаешь ненужным меня слушать???
    - Зачем ты переключила на вторую передачу? Я тебя просил об этом? Что ты себе позволяешь?

    Матом он не ругался, но измывался вволю. Мои и до него дрожащие руки-ноги стали ходить ходуном, по спине потекли реки.
    Первое впечатление может быть обманчивым – упорно твердила я себе и геройски записалась на второе занятие. А мичман, пересев на водительское место, подобрел и стал меня хвалить на все лады.

    На втором занятии истязание продолжилось. Мичман видимо решил, что раз я сразу не отвалилась, значит надо мной можно поизмываться вволю.
    - Зачем ты переключила на третью передачу? Да, знаю, мы едем в крайней левой полосе, я сам тебя туда направил. Но мы там едем на второй передаче и не надо переключать на третью. Пусть те козлы сзади все оббибикаются, пусть мотор совсем сдохнет, но я сказал тебе ехать на второй передаче!
    - Что ты тут руками машешь? Зачем ты поворотники включаешь при перестраивании???? Я тебя сказал их включать???

    Где-то в середине Онежской улицы мое терпение лопнуло. Я включила правый поворотник, вырулила с левой полосы, припарковалась, несмотря на вопли в правое ухо, вылезла из машины и хлопнула дверью перед носом изумленного мичмана. Никакое, даже самое сильное желание научиться водить машину, не может убить последние крохи собственного достоинства.
 
    Борисыч, мой старый, верный Борисыч! Где же ты сейчас? А действительно, где он сейчас? Да все там же, в моей старой автошколе на улице Адмирала Макарова. У автошколы появился свой сайт, а на сайте красуется мой Борисыч во всей своей красе и со своим мобильным телефоном. Конечно, я тут же позвонила, не надеясь, что меня кто-то помнит. Но меня помнили! Борисыч за это годы превратился в 50-летнего брюзгу с двумя внучками, учебная машина переродилась из пятерки в низенький, раздолбанный Шевроле Ланос. И учить он стал скучно и безразлично. Каждый день один и тот же маршрут, одни и те же улицы, повороты, развороты. Да, что с нами делает время и деньги…. А как он учил раньше…  Ездить я конечно, уже езжу, но как-то не так, езжу как и сам Борисыч – скучно и бестолково.


    Берем высоты.

    Останавливаться на достигнутом не хотелось, тем более что мой будущий автомобиль находился еще в стадии разработки и я рисковала порастерять все возрожденые знания на пути к нему. Пришлось опять бороздить просторы интернета в поисках нового мичмана. На Авито.ру выскакивает мне объява: «Профессиональный автоинструктор, спокойный, доброжелательный, опытный психолог, грамотный наставник, всему научит, все разберет, все деньги отнимет» и в том же духе. Фотка – Ниссан Ноут, а в оконце – алкаш алкашом, и взгляд мутный такой.

    Внешность может быть обманчива – твержу себе и набираю номер. Долгие гудки, уже хочу скидывать звонок и тут поднимают трубку.
Мой первый же вопрос:
    - Сколько вам лет?
    А то вчера такой один такой авто психолог очень старался избавить меня от всех комплексов за рулем, а оказалось – сам только-только школу закончил.
    - 37 – испуганно ответил наставник.
     «Пойдет»,- удовлетворенно хмыкнула я.

    Енотовод, как стала называть я его за глаза буквально со второй встречи, был просто идеальным автоинструктором – голос не повышал, ручонки свои к рулю не тянул, педальку свою, автоинструкторскую, просто так не дергал. И при всем этом гонял меня как сидорову козу, кидал на самые сложные перекрестки с самым сложным круговым движением, заставлял делать левые повороты там, куда нормальный адекватный новичок никогда не сунется. Тембр голоса был приятный, речи слегка даже попахивали интеллигентностью. Естественно, в такой благоприятной обстановке хочется задержаться надолго.

    Мы объездили с ним всю Москву. Обычно накануне я тщательнейшим образом составляла себе маршрут следования, старалась включить неведомые мне ранее проспекты и перекрестки. Кутузовский, Ленинградское шоссе, Третье Транспортное, Садовое и конечно Таганка. Ну какой же уважающий себя авто новичок не накрутил несколько колец на Таганской площади? Енотовод ко всем моим шалостям относился благосклонно – сама план составила, сама и езжай куда хочешь, а я тут посижу, подремлю немного. Никаких навигаторов я не признавала, в Яндекс-картах заранее просматривала весь маршрут, сложные места и перекрестки прокручивала в панорамах и моя великолепная зрительная память и не менее великолепная способность ориентироваться на местности (мда, от скромности мы не умрем…) всегда привозила меня туда, куда я хочу. Все знакомые крутили у виска: «Зачем тебе это надо? Много лишних денег? Ты же уже весьма прилично ездишь сама. Садись за руль и езжай куда хочешь». Неееее, старые и мудрые мозги подсказывали – чем позже сядешь за свое, тем целее это свое останется.
    Именно с енотоводом где-то в районе Краснопресненского моста я прочувствовала все коварство слепой зоны. Ну не было этой мазды в правом зеркале, не было! Ну я и полезла в правую. И только бдительный взгляд моего авто гуру предотвратил порчу его же собственного имущества. А водитель мазды в этот момент был занят важным телефонным разговором и бибикнуть ему просто не хватало рук.


    Вот и все.

    Прошло несколько лет после описанных событий. Каждое утро я выхожу из подъезда и сажусь в свою серебряную машину. И улыбаюсь. Нет, это не большой черный Жып, это не юркий кроссовер, это небольшой хэтчбэк Б класса. Мне очень хорошо с ним и мы друзья, большие, крепкие друзья. Процесс управления автомобилем приносит колоссальное удовольствие, свобода передвижения опьяняет. И я думаю, что когда-нибудь в этой жизни мы поедем далеко-далеко, навстречу багровому закату, навстречу новой жизни, и будет там все, о чем мы когда-либо мечтали.

«Как это странно всегда
Вроде бы взрослые люди
А в голове ерунда
Мечтаем, как дети, о чуде».
/ Из песни С.Трофимова. /


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.