36. Лев Регельсон

36.
Лев Регельсон.


В 1977 году в России впервые была сделана попытка опубликовать историю Русской Церкви и оценить ее в период после 1917 года с православной точки зрения (а не просто как защиту Московской Патриархии). Написанная молодым мирянином Львом Регельсоном, книга уже самим своим названием "Трагедия Русской Церкви, 1917-1945 гг." (Париж, ИМКА-Пресс) оценивает период, когда основные принципы жизни Церкви были принесены в жертву политическим целям советского правительства, что вызвало глубокое разделение в Церкви.

Пытаясь быть объективным в своей оценке церковных событий этого периода, Регельсон выступает против сергианства и в согласии с позицией первых катакомбных иерархов и их борьбой за свободу Церкви, хотя его собственная позиция – это скорее попытка компромисса между ними. Он делает главный упор на постановление патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, которое допускало временное независимое существование отдельных епархий или групп епархий, если их связь с центральным Церковным управлением была прервана. Он видит в этом постановлении основу русской церковной жизни в революционный период, что в каком-то отношении явилось возвратом к катакомбной церковной жизни до Константина Великого, и, действительно, это постановление вплоть до наших дней является основой управления катакомбной Церковью в России и свободной Зарубежной Русской Церковью. Регельсон рассматривает попытку митрополита Сергия любой ценой (даже полной зависимостью от атеистического режима) сохранить церковный "центр" как фатальную ошибку, которая в основном и привела к "трагедии Русской Церкви" сегодня.

В этой книге больше информации об иерархах и документов катакомбной Церкви, чем в любой книге, опубликованной на Западе, за исключением одной-единственной книги протопресвитера Михаила Польского "Новые мученики российские"; некоторые из этих документов использованы в данном издании. Книга содержит ценные биографические сведения о тридцати восьми "непоминающих" епископах (тех, кто отделился от митрополита Сергия – приложение III), а большая часть ее посвящена хронологии церковных событий с 1917 по 1953 год (приложение I). Здесь мы представляем отрывки из этой хронологии, относящиеся к Катакомбной Церкви с 1927 года и далее.


Хронология.


1927


Июнь-конец года.

Массовые перемещения личного состава иерархии, увольнение на покой  ссыльных  епископов,  перевод  возвратившихся "неблагонадежных" на дальние окраины, назначения и хиротонии бывших обновленцев и лиц, выражающих согласие с позицией митр. Сергия.

16/29 июля.

Послание ("Декларация") Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита  Нижегородского Сергия (Страгородского), и временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти.

"Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление: а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т. д. ... Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз... сознается нами, как удар, направленный в нас".

Июль.

Массовое возвращение "Декларации" православными приходами митрополиту Сергию в знак протеста. В некоторых епархиях (на Урале) до 90% приходов отослали "Декларацию" назад.

Август.

Легализация церковной администрации, созданной митрополитом Сергием.

Август.

Ссылка тяжело больного митр. Петра в зимовье – 200 верст от Обдорска на берегу Обской губы.

31 авг./13 сентября.

Постановление сергианского Синода о переводе митрополита Иосифа на Одесскую кафедру.

14/27 сентября.

  Отзыв соловецких епископов на "Декларацию".

   Из текста отзыва:

«а) Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства...

б) Послание приносит Правительству "всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам Православного населения". Такого рода выражение благодарности в устах Главы Русской Православной Церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству Церкви...

в) Послание Патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и государством возлагает на Церковь...

  г) Угроза запрещения эмигрантским священнослужителям нарушает постановление Собора 1917/1918 гг. от 3/16 августа 1918 г., разъяснившее всю каноническую недопустимость подобных кар и реабилитировавшее всех лиц, лишенных сана за политические преступления в прошедшем (Арсений Мацеевич, священ. Григорий Петров)».

15/28 сентября.

Письмо митрополита Иосифа митрополиту Сергию с признанием незаконности перевода на Одесскую кафедру.

20 сентября/З октября.

Доклад епископа Петергофского Николая (Ярушевича) о волнениях в Ленинградской епархии в связи с переводом митрополита Иосифа.

29 сентября/12 октября.

Постановление митрополита Сергия и Синода, подтверждающее перевод митрополита Иосифа в Одессу. Временное управление Ленинградской епархией митрополит Сергий берет на себя.

8/21 октября.

Указ митр. Сергия № 549 о форме поминовения за Богослужением (гражданских) властей и отмены поминовения находящихся в ссылке епархиальных епископов.

17/30 октября.

Письмо митрополита Иосифа митрополиту Сергию с отказом оставить Ленинградскую епархию.

Октябрь.

Ответная телеграмма митрополита Иосифа митрополиту Михаилу (Ермакову) по поводу  перевода  на  Одесскую  кафедру: "Перемещение противоканоническое, недобросовестное, угождающее злой интриге мною отвергнуто".

22 октября/4 ноября.

Письмо православного своему другу (имена неизвестны) о последних событиях церковной жизни: «Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно, что, вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не Православным Царем (в свое время многие члены Церкви энергично возражали против связи Церкви и с таким государством), а властью, которая основной задачей своей поставляет уничтожение на земле всякой религии, и прежде всего Православного Христианства, так как в нем она видит – и справедливо – основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в ее брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (коему, как гласит народная молва, причастны неции из властей века сего)...»

 Автор развивает мысль, что происходящие события являются прообразом последних апокалиптических свершений, на основе пророчеств епископа Феофана Затворника о будущих ложных христианах, "возлюбивших нынешний век".

 «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист – и возрастет в том же духе видимости».

 Автор пишет о верующих, которые «не спешат окончательным разрывом с церковными "прелюбодеями", в надежде, что совесть их сожжена не до конца, а потому возможно покаяние и исправление...

Ноябрь.

Появление приходов в Ленинграде, не поминающих имя митр. Сергия за Богослужением.

29 ноября/12 декабря.

Беседа ленинградских "иосифлян" во главе с епископом Димитрием (Любимовым) с митрополитом Сергием. "Иосифляне" выступают от имени и по поручению восьми епископов Ленинградской епархии, духовенства и академических кругов Ленинграда.

Возражения против "Декларации", поминания властей на литургии, возношения имени митрополита Сергия вместе с митрополитом Петром, запрете молиться за ссыльных и заключенных, создания незаконного "Синода", личного состава "Синода".

Декабрь.

Обращение к митрополиту Сергию от имени духовенства и мирян Ленинградской епархии профессора-протоиерея Верюжского о причинах нестроений в Церкви.

 Требования к митрополиту Сергию:

«1. Отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государству.

2. Отказаться от перемещений и назначений епископов помимо согласия на то паствы и самих перемещаемых и назначаемых епископов.

3. Превратить Синод в орган только совещательный, с тем, чтобы указы подписывались только Заместителем Местоблюстителя.

4. Удалить из состава Синода прорекаемых лиц (в том числе Алексия Симанского).

5. При организации епархиальных управлений охранять устои Православной Церкви, каноны, постановления Собора 1917/18 гг. и авторитет епископата.

6. Возвратить на Ленинградскую кафедру митрополита Иосифа.

7. Отменить возношение имени Заместителя.

8. Отменить запрет молиться о ссыльных епископах, распоряжение молиться за гражданскую власть».

Декабрь.

Ответ митрополита Сергия профессору-протоиерею Верюжскому с отказом изменить курс "церковной политики".

10/23 декабря.

Постановление Синода о епископе Викторе (Островидове). Предан суду епископов, запрещен в священнослужении, уволен от управления.

13/26 декабря.

Акт об отделении от митрополита Сергия, подписанный епископом Димитрием Гдовским и епископом Сергием Нарвским ("ради мира совести отрицаемся мы лица и дел бывшего нашего предстоятеля, незаконно и безмерно превысившего свои права").

16/29 декабря.

Второе письмо епископа Виктора (Островидова) к митрополиту Сергию с протестом против новой "сергианской политики".

17/30 декабря.

Постановление митрополита Сергия и временного Патриаршего Священного Синода о запрещении в священнослужении ленинградских епископов, отошедших от митр. Сергия.

18/31 декабря.

Послание митрополита Сергия и сергианского Синода с призывом к объединению. Из Послания: «Каноны нашей Святой Церкви оправдывают разрыв со своим законным епископом или Патриархом только в одном случае: когда он уже осужден Собором или когда начнет проповедовать заведомую ересь, тоже уже осужденную Собором. Во всех же остальных случаях скорее спасется тот, кто останется в союзе с законной церковной властью, ожидая разрешения своих недоумений на Соборе, чем тот, кто, восхитив себе Соборный суд, объявит эту власть безблагодатной и порвет общение с ней (Двукратного соб. пр. 15 и мн. др.)».

Декабрь.

Послание "одного епископа" по поводу причин, допускающих разрыв с митрополитом Сергием. "Отошедшая же от митрополита Сергия (Страгородского) Православная Церковь может управляться одним из старейших иерархов или, как это было во время заключения Патриарха Тихона, каждая епархия – самостоятельно своим архиереем".

1927.

Неучастие в сергианских Богослужениях ссыльного Платона (Руднева), епископа Богородского, викария Московской епархии.


1928


25 декабря 1927/7 января 1928.

Письмо митрополита Иосифа к ленинградским "непоминающим" с одобрением действий своих викариев: «Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Святой Христовой Церкви, у нас, по внешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений.

30 декабря 1927/12 января 1928.

Письмо бывшего настоятеля Московского храма "Николая Большой Крест" (на Ильинке), протоиерея Валентина Свенцицкого митрополиту Сергию о том, что он порывает общение с митрополитом Сергием, с благословения епископа Гдовского Димитрия (Любимова), с сохранением возношения имени митрополита Петра.

4/17 января.

Обращение 70-летнего старца, Гдовского архиепископа Димитрия (Любимова) к духовенству с объяснением причин разрыва канонического общения с митрополитом Сергием.

9/22 января.

Послание епископа Козловского Алексия (Буй), управляющего Воронежской епархией, к православному клиру и мирянам Воронежской епархии, об отделении от митрополита Сергия.

12/25 января. ?

Постановление митрополита Сергия и его Синода о “раздорнической деятельности и учинении раскола и смуты” епископом Димитирем (Любимовым) и епископом Сергием (Дружининым). Запрещение и увольнение епископа Сергия,  подтверждение запрещения епископа Димитрия.

13/26 января или 16/29?

Указ митрополита Сергия и его Синода по поводу "раскола" и с призывом к епархиальным архиереям представить свои соображения по поводу будущего Поместного Собора.

13/26 января.

Заявление группы духовенства города Серпухова во главе с епископом Алексием (Готовцевым) об отделении от митрополита Сергия.

14/27 января.

Постановление митрополита Сергия и сергианского Синода по делу "о раздорнической деятельности епископа Уразовского Алексия (Буй)". Предан архиерейскому суду, запрещен в священнослужении и уволен на покой.

17/30 января.

Послание митрополита Сергия к Петроградской пастве в связи с "иосифлянским расколом".

24 января/6 февраля.?

Письмо бывшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) к митрополиту Сергию с призывом вернуться на путь Истины.

24 января/6 февраля.

Обращение к митрополиту Сергию от пяти епископов ("Ярославская Декларация"): митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), архиепископа Серафима Угличского (Самойловича), викария Ярославской епархии, митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Варлаама (Ряшенцева), бывшего Пермского, временно управляющего Любимским викариатством, епископа Евгения (Кобранова) Ростовского, викария Ярославской епархии, с сообщением об отделении от него и отказе признать за ним и его Синодом права на Высшее управление Церковью.

Основной мотив отделения: «Почитая священным долгом своим охранять чистоту Святой Православной веры и завещанную Христом свободу устроения внутренней религиозной церковной жизни, в целях успокоения смущенной совести верующих, за неимением иного выхода из создавшегося рокового для Церкви положения», отделяемся.

26 января/8 февраля.

Послание митрополита Иосифа к Ленинградским викариям, пастырям и верующим Ленинграда с сообщением о том, что он берет на себя возглавление Ленинградской епархии.

28 января/10 февраля.

Письмо митрополита Сергия митрополиту Агафангелу с мольбой о сохранении общения.

1/14 февраля. ?

Письмо митрополита Иосифа епископу Димитрию (Любимову), в котором сообщается, что от митрополита Сергия отделилось 26 епископов.

Зима 1928.

Встреча в поселке Полой (Красноярский край) едущего в ссылку митрополита Кирилла (Смирнова) с епископом Дамаскиным (Цедриком). Обсуждение ими церковных событий, личная дружба иерархов. Епископ Дамаскин еще до этого написал около 150 частных писем по поводу "Декларации" митрополита Сергия, послав их со своим келейником.

Март.

Ссылка архиепископа Серафима и митрополита Иосифа из Ярославской области соответственно в город Могилев и в город Устюжны.

20 февраля/4 марта.

Отделение от митрополита Сергия в Вятской епархии епископа Яранского Нектария (Трезвинского) и епископа Илариона (Бельского).

28 февраля/12 марта.

Послание к пастырям епископа Виктора (Островидова) по поводу "соблазнительной деятельности" митрополита Сергия.

2 марта.?

Послание митрополита Иосифа ленинградской пастве о том, что архипастыри Ярославской церковной области отделились от митрополита Сергия, и он, приняв в этом участие, признает тем самым прежние распоряжения митрополита Сергия не имеющими силы.

14/27 марта.

Постановление сергианского Синода о запрещении восьми архиереев, в том числе митрополита Иосифа, митрополита Серафима и других, кроме митрополита Агафангела.

25 марта/7 апреля.

Письмо митрополита Агафангела митрополиту Сергию по поводу обвинения в расколе и просьбы пересмотреть решение об отделении. Отвергаются обвинения в расколе, поскольку: "Мы ни одним словом не обмолвились, что отделяемся от Вас по разномыслию в вере, тайнодействии и молитве, а только в порядке административного управления". Выражено несогласие с попыткой митрополита Иосифа объединить вокруг себя всю оппозицию.

29 марта/11 апреля.

Постановление № 76 митрополита Сергия и сергианского Синода по делу "о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вятской и Воронежской епархиях" – увольнения и запрещения архиереев – митрополита Иосифа (Петровых), епископа Иерофея (Афонина), епископа Евгения (Кобранова), архиепископа Серафима (Самойловича), архиепископа Варлаама (Ряшенцева). Последнее предупреждение митрополиту Агафангелу с угрозой запрещения.

Апрель.

Арест и ссылка епископа Виктора (Островидова).

27 апреля/10 мая. ?

Письмо митрополита Агафангела, епископа Евгения (Кобранова) Ростовского и архиепископа Варлаама (Ряшенцева), управляющего Любимским викариатством, о том, что они не порывают молитвенного общения с митрополитом Сергием; не отрицают принципиально его власть как заместителя Местоблюстителя; раскола не учиняют, но распоряжения, смущающие религиозную совесть и, по убеждению пишущих, нарушающие каноны, выполнять не могли и не могут; иноепархиальных епископов, клириков и мирян в общение не принимают и направляют к митрополиту Сергию.

Май.

Открытое письмо епископа Павла (Кратирова) Ялтинского: "О модернизированной Церкви или о сергиевском православии".

Июнь?

Послание архиепископа Серафима (Самойловича) из Буинического Свято-Духова монастыря Могилевской епархии с обвинением митрополита Сергия в тяжком грехе "увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество".

8/21 июля.

Письма архиепископа Илариона (Троицкого) из Соловков частным лицам с осуждением действий отделившихся от митрополита Сергия.

24 июля/6 авг. ?

Письмо митрополита Иосифа епископу Димитрию (Любимову) по поводу "воссоединения" ярославской группы с митрополитом Сергием. (Главный пункт в позиции ярославской группы – свобода исполнять или не исполнять постановления митрополита Сергия – остался неизвестным митрополиту Иосифу и его соработникам). Резкие выражения в адрес ярославских епископов: "дезертиры", "изменники", "предатели".

3/16 октября.

Кончина митрополита Агафангела.

28 ноября/11 декабря.

Продолжительная беседа вернувшегося из ссылки епископа Дамаскина (Цедрика) с митрополитом Сергием: «Если издали я еще предполагал возможность данных, коими бы оправдывалось поведение его, то теперь и эти предположения рушились», – писал епископ Дамаскин об этом свидании. «Неисчислимы, бесконечно тягостны внутренние последствия декларации – этой продажи первородства Истины за чечевичную похлебку лживых и неосуществимых благ».

1928 ?

Письмо духовного старца отца Всеволода о нестроениях в Церкви, вызванных иосифлянской оппозицией: «У вас произошло разделение на две части. Одни стоят за митрополита Сергия (Страгородского) и за Синод, другие – против... И те и другие неправы. Митрополит Сергий (Страгородский) и его Синод выпустили воззвание, в котором смешивают церковное дело с политикой, и совершают перемещение епископов помимо воли последних... Правы те, которые выставляют против митрополита Сергия обвинения; но глубокая, ничем не оправдываемая ошибка их заключается в том, что они порвали общение с ним и даже объявляют его еретиком, а всех, находящихся в общении с ним, безблагодатными... Взаимные прещения одной и другой стороны не имеют поэтому никакой силы... И вы можете свободно ходить в те и другие храмы, моля Господа, чтобы Он дал каноническую правильность в отношениях между Православными и умирил бы Церковь Свою. Нельзя ходить только к явным раскольникам: обновленцам, григорианам и украинцам. Этих последних бойтесь: они – безблагодатны...»


1929


1929.

Арест 15 отделившихся от митрополита Сергия епископов:

1. Митрополит Иосиф (Петровых) Ленинградский – в ссылке в Устюжском уезде Новгородской губернии.

2. Архиепископ Серафим (Самойлович) Угличский – в Соловках.

3. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев), бывший Пермский – в Ярославской тюрьме.

4. Епископ Димитрий (Любимов) Гдовский – в Ленинградской тюрьме.

5. Епископ Алексий (Буй) Уразовский – в Соловках.

6. Епископ Виктор (Островидов) Вятский – в Соловках.

7. Епископ Максим (Жижиленко) Серпуховской – в Соловках.

8. Епископ Афанасий (Молчановский) Сквирский – в Соловках.

9. Епископ Нектарий (Трезвинский) Яранский – в ссылке в Казани.

10. Епископ Иларион (Бельский) Почепский (?) – в Соловках.

11. Епископ Павел (Кратиров) Ялтинский – в Харькове в ссылке.

12. Епископ Василий (Докторов) Каргопольский – в ссылке, неизвестно где.

13. Епископ Сергий (Никольский), бывий Бузулукский – в ссылке, неизвестно где.

14. Епископ Иосиф (?), бывший Бирский – в ссылке, неизвестно где.

15. Епископ Дамаскин (Цедрик) Глуховский – в тюрьме, в Москве.

Арест епископов происходил следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: "Как Вы относитесь к декларации митрополита Сергия (Страгородского)?" Если епископ отвечал, что он ее не признает, то агент заключал: "Значит, Вы контрреволюционер". И епископ арестовывался.

2/15 мая.

Первое письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова), адресованное викарию Казанской епархии Афанасию (Малинину) и направленное для осведомления митрополиту Сергию из ст. Хантайка Туруханского района Красноярского округа. Некоторые из основных положений: «Никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает... Коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого Местоблюстителя Патриаршего Престола... До тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению».

Май.

Приглашение митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) епископу Дамаскину (Цедрику) стать его помощником. Отказ епископа Дамаскина от этого предложения. Епископ Дамаскин организует посылку гонца к митр. Петру в поселок Хэ. Посланец застает митрополита Петра совершенно больным и неосведомленным о церковных событиях. "Дедушка (то есть митрополит Петр) говорит о положении и дальнейших выводах из него почти моими словами", – писал епископ Дамаскин в одном из своих писем. Однако письменного ответа посланцу митрополит Петр не дал, опасаясь, что агенты НКВД раздуют дело о контрреволюционной организации.

24 июля/6 августа.

Постановление митрополита Сергия и сергианского Синода об отношении к священнодействиям, совершаемым "раскольничьим клиром". Приравнивание отделившихся епископов (митрополита Иосифа, епископа Димитрия Любимова, епископа Алексия Буй), как запрещенных в священнослужении, к обновленцам и григорианам. Таинства, совершенные ими, кроме крещения, признаются недействительными".

5/18 сентября.

Первое письмо митрополита Сергия митрополиту Кириллу (в защиту собственных действий). "Вы порвали с нами евхаристическое общение и в то же время не считаете ни себя учинившими раскол, ни нас стоящими вне Церкви. Для церковного мышления такая теория совершенно неприемлема – это попытка сохранить лед на горячей плите". Призыв (к митрополиту Кириллу) к пересмотру позиции и угроза канонических санкций.

28-30 октября/10-12 ноября.

Второе письмо ("отзыв") митрополита Кирилла митрополиту Сергию.

Ноябрь.

Арест епископа Дамаскина (Цедрика), проживавшего в Стародубе, по обвинению стародубского благочинного, ревностного сторонника "декларации". Ссылка на Соловки. "...Я прихожу к мысли, что даже решительное слово митрополита Петра не изменит существенно положения", – писал епископ Дамаскин перед арестом. В этот период своей жизни в Стародубе он приучает своих друзей и последователей к мысли, что Христианство на Руси вынуждено будет уйти в подполье. Влиять на широкие слои народа потеряна всякая возможность.


1930


20 декабря 1929/2 января 1930.

Второе письмо митрополита Сергия митрополиту Кириллу кончается назначением крайнего срока, 2/15 февраля 1930 г., для выражения митрополитом Кириллом канонического послушания и отказа от общения с раскольниками, с этого срока вступает в силу предание митрополита Кирилла суду Собора архиереев, увольнение его от управления Казанской епархией.

19 января/1 февраля.

Арест в Соловецком лагере особого назначения епископа Алексия (Буй).

5/18 февраля.

Интервью иностранных корреспондентов с митрополитом Сергием. Сообщены данные о состоянии патриаршей Церкви: приходов около 30.000, священников значительно больше (1-3 на приход), 163 епископа, «находящихся в каноническом подчинении Патриархии». (Такие "данные", конечно, были полностью вымышленными, чтобы прикрыть гонения на Церковь, которая к тому времени лишилась уже тысячи церквей, и вдесятеро уменьшилось количество священников).

Начало 1930 года.

Уход под влиянием бесед с митрополитом Кириллом Амфилохия (Скворцова), епископа Енисейского и Красноярского, в таежные леса, где он основал свой скит.

Отделение от митрополита Сергия епископа Ижевского Синезия (Зарубина).

13/26 февраля.

Письмо митрополита Петра из зимовья Хэ митрополиту Сергию, как сообщается в письме, – в дополнение к ранее направленному письму (видимо, не дошедшему до адресата? – Л.Р.): «Я постоянно думаю о том, чтобы Вы являлись прибежищем для всех истинно-верующих людей. Признаюсь, что из всех огорчительных известий, какие мне приходилось получать, самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов, в которых возносится Ваше имя. Исполнен я душевной боли и о возникающих раздорах вокруг Вашего управления и других печальных явлениях. Может быть, эти сообщения пристрастны, может быть, я достаточно не знаком с характером и стремлениями лиц, пишущих мне. Но известия о духовном смятении идут из разных мест и главным образом от клириков и мирян, оказывающих на меня сильное давление.

На мой взгляд, ввиду чрезвычайных условий жизни Церкви, когда нормальные правила управления подвергаются всяким колебаниям, необходимо поставить церковную жизнь на тот путь, на котором она стояла в первое Ваше заместительство. Вот и благоволите вернуться к той, всеми уважаемой Вашей деятельности. Я, конечно, далек от мысли, что Вы решитесь вообще отказаться от исполнения возложенного на Вас послушания – это послужило бы не для блага Церкви. Повторяю, что очень скорблю, что Вы не писали мне и не посвятили в свои намерения. Раз поступают письма от других, то несомненно дошло бы и Ваше. Пишу Вам откровенно, как самому близкому мне Архипастырю, которому многим обязан в прошлом и от святительской руки которого принял постриг и благодать священства».

24 мая/4 июня.

Запрещение в священнослужении, наложенное на епископа Ижевского Синезия (Зарубина) за разрыв канонического общения с митрополитом Сергием.

1930 год.

Встречи протоиерея Михаила Польского в ссылке с "непоминающим" архиепископом Серафимом (Звездинским) и другими "непоминающими": «Архиепископ Серафим в глухой деревне совершал ночные службы, и верные люди приезжали даже из дальнейших мест... Сам я после оставления ссылки на нелегальном положении путешествовал по России и имел предложение от друзей быть стекольщиком или печником и с такой профессией посещать дома верующих».

24 ноября/7 декабря.

Арест епископа Сергия (Дружинина), возглавлявшего "иосифлянскую" оппозицию.


1931


Начало года.

Выход в свет первого номера Журнала Московской Патриархии (содержавшего оправдание позиции митрополита Сергия).

(В 1932 году в журнале были напечатаны постановления Синода митрополита Сергия, превозносящие его достоинства как первого иерарха Русской Церкви, а других членов Синода возводящие в сан митрополита.)

Начало апреля.

Закрытие в канун Благовещения храма святителя Николая на Маросейке: приход "непоминающих", настоятель отец Алексий Мечев.

Апрель.

Закрытие храма святых мучеников Кира и Иоанна на Солянке: приход "непоминающих" в Москве, настоятель отец Серафим Батюков.


1933


15/28 июля.

Письмо митрополита Кирилла Казанского митрополиту Сергию, содержащее протест против курса действий последнего.

Август.

Возвращение во Владимир из ссылки епископа Афанасия (Сахарова) и его пребывание на свободе до 18 апреля 1936 года.

Сентябрь.

Письмо епископа Афанасия епископу Владимирскому Иннокентию с обвинением митрополита Сергия в присвоении прав Первоиерарха и с сообщением о своем отделении от митрополита Сергия, в соответствии с Патриаршим Указом от 7/20 ноября 1920 года.

1933 год.

Закрытие последнего в Москве храма "непоминающих": церкви Сербского подворья на Солянке.

1933 год.

Развертывание нелегальной деятельности духовенства.

Свидетельство атеистической брошюры: «Поп-передвижка стал теперь довольно обычной фигурой в ряде районов. Предприимчивый батя захватывает в узелочек все необходимое культовое имущество и – от села к селу, от базара к базару, переезжая на лошади, выполняет по заказу требы, не давая верующим забывать о Боге. Верующие трудящиеся, если они верят в Бога и желают совершать Богослужения, имеют для этой цели официально зарегистрированные храмы. Но религиозные организации уходят в подполье... За последнее время в целом ряде мест, например в Западной Сибири, Центрально-Черноземной области, на Урале, Северном Кавказе и др., причем организовывается молитвенный дом где-нибудь в частном помещении, в подполье, куда вход доступен только ограниченному числу лиц, да и контроль со стороны власти отсутствует".


1934


Январь.

Письмо митрополита Кирилла в ответ на мнение некоего о необходимости объявить себя Местоблюстителем до времени освобождения митрополита Петра.

Конец 1933 – 14 июля 1934.

Пребывание митрополита Кирилла на свободе в городе Гжатске, активная деятельность по организации "непоминающих", то есть не признающих митрополита Сергия первоиерархом и управляющихся по Указу св. Патриарха Тихона от 7(20) ноября 1920 года.

1934 год.

Выход на свободу из Соловков епископа Дамаскина (Цедрика), его деятельность по организации "непоминающих".

14/27 апреля.

Присвоение митрополиту Сергию сергианским Синодом и присоединившимися архиереями (всего 21 архиерей) титула "Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского", с правом ношения двух панагий.

1934 год.

Продолжение тайной Богослужебной деятельности духовенства.

Письмо священника Казанской епархии, попавшее за границу: «Я отбыл ссылку и, вернувшись в родные края, не получил прихода. Единственное, что мне оставалось, – это странствовать по деревням, где нет церквей, и за кусок хлеба и ночлег совершать Богослужение. Много мне подобных священнослужителей с котомками за плечами переходят из села в село, предлагая совершить Богослужение. Многие нас гонят, издеваются над нами, но многие принимают, кормят, дают кров, просят отслужить. Служим все, до литургии включительно. Для совершения службы носим в котомках антиминс, дарохранительницу со святыми дарами, ладан, кадило, церковное вино и простенькое облачение. Так целый алтарь носим за плечами. Чаще всего просят отслужить панихиду».


1936


1936 год.

Закрытие последнего в Ленинграде храма "непоминающих" – Тихвинской Божией Матери в Лесном. До этого закрыты храмы: Воскресения на Крови, собор святителя Николая, собор святого князя Владимира и другие.

14/21 декабря.

"Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому), в связи с якобы последовавшей 29.8/11.9 1936 г. кончиною в ссылке митрополита Крутицкого Петра (Полянского)".

(Но обратим внимание на цитату из статьи митрополита Сергия в 1931 году: "Ушел Местоблюститель от должности (за смертью, отказом и подобным) – в тот же момент прекращаются полномочия Заместителя". О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя. ЖМП, 1931 г., № 1.)


1937


1937 год и позднее.

Продолжение тайной деятельности "непоминающих". "...Свидетели, находящиеся ныне за границей, в начале 1938 года могли найти в Москве катакомбную церковь "иосифлян". У некоей Н.Н. собирались в квартире человек 30-40, служил батюшка. Чтобы войти, надо постучать по водосточной трубе условным знаком. Тайноцерковники имели связь с высшими духовными руководителями, старцами, местопребывание которых тщательно скрывалось. Они жили где-нибудь в деревне и притом непостоянно, часто меняя место... В отдаленных окраинах советской России жили благочестивые люди, отказавшиеся от сергианских церквей. Им всем в посылках, например, в коробках с конфетами, посылались Святые Дары из разных центров. Другим привозились и передавались".


1939


Продолжение тайной деятельности "непоминающих".  Обслуживание "непоминающими" священниками верующих, не отходивших от митрополита Сергия, но оставшихся без храмов и духовенства.

Журнал "Безбожник" 21 апреля 1939 года в статье "Церковь в чемодане" писал, что у священников, изгнанных НКВД из приходов и путешествующих, "все необходимые принадлежности для совершения обряда находятся в чемодане. Если нужно помочь хозяйке на кухне, они и это делают, покупают продукты для больных".


Рецензии