Мои любимые клоуны

14 декабря Санкт-Петербург стал столицей международной культуры. Масштаб мероприятия в этом году был поразителен: в форуме приняли участие примерно 7 тысяч человек из 40 стран. Церемонию IV Санкт-Петербургского международного культурного форума открыл Президент России — Владимир Владимирович Путин, который выступил с речью в новом здании Мариинского театра.

«В ходе Санкт-Петербургского культурного форума будут обсуждаться практически все темы, касающиеся культуры, искусства, литературы, культурного наследия, гуманитарной науки. Эти вопросы имеют огромное значение для общества, да и для каждого из нас, для каждого человека. Ведь хорошо известно, что культура – в её широком понимании – формирует высокие цели и нравственные идеалы, ведёт по правильному пути к поиску смысла жизни». В. В. Путин
 Форум, в ходе которого прошла обширная программа мероприятий и встреч, длился 3 дня, с 14 по 16 декабря. Участники имели возможность выбрать интересующие их секции и посетить те мероприятия, которые наиболее актуальны лично для каждого: встречи с видными деятелями искусства, показы кино, лекции, мастер-классы, театральные постановки, выставки, круглые столы, концерты, художественные презентации.

Одним из первых мероприятий, которое было включено в мою программу, стал Мастер-класс «Короля дураков» Джанго Эдвардса под названием «Все, что вам нужно, это любовь».

Оказавшись в холле Санкт-Петербургского Государственного Цирка в Автово, ощутила ту особую волшебную атмосферу, которая знакома почти каждому ребенку. Давно забытый аромат цирка, который невозможно спутать ни с каким иным: запах больших животных, навоза, опилок, сладостей из буфета, сахарной ваты и попкорна. Все это слилось в одно целое: и запахи, и цирковая арена, и гул голосов, звонкий смех, который поднимался вверх под яркий купол цирка, люди в сценических костюмах и гриме, медленно двигающиеся по арене под мелодичную музыку и улыбающиеся друг другу. Действие закончилось общими объятиями. Из круга вышел клоун с гривой седых волос, животиком, как у Карлсона, в брюках на красных подтяжках, в черной футболке с надписью SMILE – Джанго Эдвард собственной персоной.

Оглядывая зал и клоунов, посетивших мастер-класс, невольно начинаешь улыбаться: сложно оставаться серьезным и хмурым в окружении людей в ярких веселых одеждах, с красными накладными носами и безумными прическами, с добрыми грустными глазами и морщинками в уголках глаз и губ. Чтобы веселить людей, вызывать у них смех, искренний и чистый, необходимы мудрость и понимание человеческой природы, души. А еще – любовь, самая настоящая, неподдельная. О любви и понимании Джанго и говорил на мастер-классе, давая ученикам не только практические игровые уроки, но и теорию.

В зал подтягивалось все больше участников разного вида, национальности, рода занятий: от профессиональных артистов цирка и учеников до фотографов и журналистов. На мероприятии присутствовали и вдохновляли всех пришедших любимые с детства клоуны: Народный артист СССР Олег Попов, который был встречен очень тепло общими аплодисментами, и Народный артист России Слава Полунин.

Молодые клоуны-ученики устроились на арене, окружив Джанго, который благодарил всех собравшихся и рассказывал о своей жизни, о первой встрече со Славой Полуниным в Советском Союзе, и о начале их долгой и плодотворной дружбы и работе, о том, кто такие клоуну, в чем их предназначение. По словам Джанго, клоун – это образ мыслей, это свобода, это человек. Слушая его, понимала, все слова — очень сильные, правильные — важны и актуальны не только для тех, кто уже работает клоуном или стремится постичь эту профессию, но и для всех людей, вне зависимости от их рода деятельности. Джанго продолжал наставлять: человек должен понимать, кто он такой, и помнить, что он рожден изначально свободным. Если все обретут ту персональную свободу, которая была, то все люди вместе смогут изменить мир.
Удивительно, но лучшими клоунами, по мнению Джанго, являются женщины. Он объяснил это тем, что женщины более эмоциональны и чувствительны, и это очень важно в «клоунской» профессии. Так же важно, как быть честными с самими собой, говорить правду. И это наиболее трудно не только в профессии клоуна, но и по жизни: иметь верное представлении о себе. Джанго считает, что клоуном нужно родиться, носить это состояние в себе, проживать его день ото дня, думать, как клоун. Говоря о путях становления, Джанго отметил, что нельзя выделить один правильный путь в профессию. У каждого свой путь, каждый выбирает его сам и идет по нему самостоятельно.

Просматривая видео с выступлений «короля дураков», сложно было не сравнивать его с российскими артистами. Выступления Джанго – это анархическое действо, на грани с гротеском, с протестом, напором, с намеками на секс или, так называемый, «туалетный юмор»; Джанго не соблюдает приличий (кажется, этого слова нет в его словаре), он нарушает правила и табу, эпатирует публику. Но король не был бы королем, будь он дураком. Джанго умен и прекрасно понимает, кто такой клоун, и что видят в клоуне люди, которые приходят на выступления, над чем они смеются и над кем. Русские артисты (Олег Попов, Слава Полунин, Юрий Никулин) иные: простодушные, уютные и милые, и шутки у них добрые и легкие. Они не эпатируют публику, но веселят ее, порой вызывая чуточку грусти, заставляя задуматься над важными вещами, о которых говорят посредством искусства клоунады. Те образы, которые они показывают, которые они несут людям, чистые, безобидные и очень ранимые, деликатные и скромные. Но каким бы ни был клоун (все люди разные, следовательно, и образы у всех различны), в итоге важно помнить одно: как сказал Джанго, сила любви и улыбки творит удивительные вещи! Верьте в то, что вы делаете, верьте в себя, тогда те, кто смотрит на вас, поверят вам.
http://musecube.org/?p=223678
Алена Шубина-Лис, специально для MUSECUBE


Рецензии