Мысли вслух продолжение. А что же дальше?

      В битве за выживание прошли 2/3 моей жизни. Дети выросли, встали на свои ноги, а я и мамочка моя, которой уже за 70-т стали свободными, ожидая, тем не менее, появления  нового поколения в нашей семье. И вот тут-то, когда, казалось, все уже состоялось, когда пожить можно и для себя самих, грянул переворот с его ГКЧП.
 
    Теперешние дети, похоже, и не знают что это такое. А ведь тогда это было потрясение великое, невиданное, пугающее людей своей непредсказуемостью (сравнить это можно, пожалуй, только с революцией). А ведь послевоенное поколение людей выросло и жило в относительно спокойное время, когда человек знал, что отучившись в школе, он, сможет продолжить свое образование и найти свободно работу. Растить своих детей с детсадах, пионерских лагерях, отдыхать в домах отдыха за 7рублей 20 копеек на две недели и чуть дороже в санаториях, нашего тогда еще Крыма. Многого мы не знали о внешних и даже внутренних делах страны СССР - многое от нас скрывали или даже обманывали, и, все же, жизнь наша, хоть и была нелегкой, но была зовущей людей к добру и активной деятельности. Мы жили общей жизнью, часто собирались вместе с друзьями, не только для того, чтобы пить и есть. Слово ДРУГ звучало для нас священным, потому что нас воспитывали на примерах героев Великой Отечественной войны, где подвигам во имя жизни нашей страны несть числа. Потери в войне были такими, что редко в какой семье их не ощутили.

      Моя мама потеряла всю семью и любимого человека и осталась совсем одна после войны. Когда страна праздновала Великий День Победы 9 мая 1945 года вся страна, казалось, ликовала, плясала и пела, а мамочка рыдала под это ликование, потому что не с кем было ей праздновать эту победу. Полегли все!!! Кто на минном поле (младший брат Ванюша 18-ти лет добровольцем пошел на фронт с первых дней и подорвавшийся,  раненый в живот и умирающий в страшных муках в самом начале войны). Кто в небе над Будапештом (любимый Леонид - романтик и поэт, обожавший Есенина и писавший сам стихи - стрелок на самолете, сбитый над Дунаем в последние дни войны). Кто от непосильной работы на лесоповале и на оборонных заводах в Москве, надорвав свое здоровье (мама и папа, ушедшие один за другим). Каково же было Ей - маленькой, беззащитной молодой женщине, самой прошедшей  эвакуацию завода в Казань и работавшую на фронт, выпуская боевые самолеты. Это не возможно представить!!! И даже потом, все последующие праздники Победы,  мама всегда как-то отстранялась от общего веселья, да и я старалась быть в это время рядом с ней, что бы подставить ей свое плечо, чтобы поддержать ее, что она не одна, и у нее есть я.
 
     Сейчас моей мамочки уже нет, но я знаю, что душа ее всегда со мной и нашими детьми. Мы много раз убеждались в ее присутствии рядом с нами. Мамочка - мы любим тебя, я молюсь о спасении твоей чистой, доброй, бескорыстной души.
 

     В стране неразбериха, в школе у сына постоянные эксперименты, зарплаты не успевали за ценами, сначала получали сотнями, через несколько месяцев перешли на тысячи, а затем и на миллионы - ужас. В магазинах ничего! За продуктами стояли в очередях по 2-3 часа и удавалось купить что-то, в виде колбаски, сырка или маслица - все это понемногу, даже за хлебом стояли в очередях. Я тогда часто вспоминала кинокадры блокады Ленинграда.  Конечно, у нас не было такого голода, как там, но нам приходилось ежедневно делить на троих одну сардельку в день, это все таки - мясо. Это происходило так - мамуля делила ее на троих, а затем от своей доли отрезала часть – Ленечке, ведь ему надо расти. Когда я это вспоминаю, у меня наворачиваются слезы на глазах.

     Незадолго до переворота мы приобрели участок в Тверской области - пустой. Мама нашла денег, конечно, заняла, и поехала добывать лес (тогда никаких стойматериалов, как сейчас, не было и в помине).  Сельсовет, в котором можно выписать на строительство дома лес, находился в 5-ти км от нашей деревни.  Мама, зимой, когда снега было выше коленей (при росте 150см.) пешком, без дороги (дорог там зимой никогда не чистят доже и сейчас) пробиралась эти 5км три часа. Когда же она ввалилась в избу сельсовета, то от нее буквально валил пар, такая она была мокрая от снега и пота. Секретарша, увидев такую картину, в проеме двери, обомлела, и проявила к ней большое участие - помогла ей прийти в себя, что-то дала переодеть сухое, что-то сняли и подсушили на печке, спасибо ей.

     По-моему, мама совершила очередной свой подвиг, ведь она это делала не для себя и своего отдыха на дачах, а для детей и внуков, что бы разбить сад и огород и не оставить детей голодными, а кормить своей картошечкой да клубничкой. Ранней весной  привезли нам лес-хлысты и он благополучно валялся вдоль участка, и его нещадно точил короед.

     Однажды, когда мы приехали на свой участок копаться на огороде, утром, сидя у окошка в избе нашей благодетельницы бабушки Марины, мама с великой тоской в глазах посмотрела на наш пустой участок, на этот мокнувший лес, который она с таким трудом добыла, и вздохнув сказала: "Не поживу я, видно, нииикогда в своем доме..." И такая печаль была в ее голосе и взгляде, что у меня внутри что-то оборвалось, мне стало стыдно за себя, что я такая молодая, по сравнению с ней, и ничего не делаю для строительства, оправдываясь тем, что работаю и очень устаю. Тогда я дала себе зарок - поставить хоть небольшой домик для нее, чтобы она хоть немного пожила в своем доме - личном.


      Мытарства по дому
 
      И вот тут, я почувствовала серьезную помощь. Я приписывала ее, то одному сельчанину, то другому, а ведь это была помощь Господа, через их советы.
      И дело пошло. Правда за работу с помощниками мне пришлось, как все тогда делали, расплачиваться самогоном (который, кстати, гнала сама) или спиртом, так как к деньгам никто уважения тогда не имел, и, отдавая спиртное, мне, да и всей нашей непьющей семье было стыдно, но другого способа заинтересовать  местных мужиков не было. И вот наш лес подняли с земли, отвезли трактором на лесопилку, напилили там из него досок и сколотили из них два небольших хозблока 3х3 стоимостью 400 тыс. руб., которых у меня не было и в помине. В конце ноября пришло письмо от изготовителей - заказ выполнен - получите. А деньги где брать? Я думала, что они будут волынить, как всегда, а тут - ЗДРАСТИ - все готово. Да и вывозить домики  надо треллером и устанавливать краном.
 
      Но дело сделано, обратного хода нет, надо искать деньги. Надумали брать кредит на 5 лет (тогда еще никто из моего окружения не имел с этим делом опыта - я была первой). Нашла поручителей, составила в сбербанке договор, как полагается, и дали мне страшную сумму денег, которую я никогда не держали в своих руках.

      4 декабря я поехала получать свои дома. Гордая, счастливая и очень богатая!

      Но ничего не делается и не получается в нашей жизни без труда и препятствий. День зимний короткий, время в обрез, при погрузке первого домика произошло крушение оного с крана на его же собственную крышу и на моих глазах произведение за 200 тыс.руб. рассыпалось, как карточный домик. Я остолбенела от этого действа, потом повернулась к нему спиной, чтобы рабочие не видели моего лица. Нет, я не ругалась, не проклинала их, я просто благодарила Бога, за то, что нет, здесь сейчас, со мной,  ни моей мамы (она бы просто не выдержала бы этого), ни моего сына, который точно не остался бы безучастным.

       Я почувствовала, что кто-то прикасается к моему плечу. Я повернулась и увидела перед собой бригадира артели. Он искренне извинялся за действия крановщика (который, кстати, к ним не имел никакого отношения) и сказал, что они соберут его снова (бесплатно) и домик будет готов через неделю.
 
       Слава Богу, другой домик благополучно был установлен на треллер и в 16 часов мы отправились к нам в деревню. Ехали, почти час, так как скорость была низкая, да по ухабам. В общем, приехали на место в кромешной темноте, даже луны-помощницы в этот день не было. НО!  Вот что удивительно - дом поставили без особых дальше происшествий. Рабочие, устанавливали крышу и лазали по ней, похожие на пауков и я все время боялась, что они сорвутся с этой крутой крыши вниз, потому, что они, конечно, приняли  от холода (30 град. мороза) порцию горячительного. Утром, выйдя от бабушки Марины и проверив установку, я была поражена, что в таких условиях дом был установлен правильно. На следующей неделе и другой (вновь сколоченный) дом был водружен на свое место, и тоже в кромешной мгле. Дело было сделано. Слава Тебе Господи!

        Когда я вернулась с домо-монтажных работ, мама сказала, что меня разыскивает заведующая отделением Сбербанка. Я отправилась к ней. Увидев меня, она с ужасом на лице объяснила мне, что по тогдашней схеме выплат долга я должна буду вернуть в казну государства не 500т.р., а 5мил.руб и буквально умоляла меня, о скорейшей выплате этих денег. Лучше перезанять у своих сказала она,  чем связываться с государством, в котором деньги обесценивались и проценты возрастали с каждым днем на пять процентов.  Я так и сделала. За три месяца пользования ссудой я уплатила 300 т.р. дополнительно к своим  500 т.р. И здесь, снова я почувствовала присутствие Божией помощи в том, как душой переживала за меня заведующая.

         Строила дачу для моей любимой мамочки я довольно долго, несколько лет. У кого есть дача, те знают, что стройка не прекращается никогда. Но я добилась того, что мамуля была там счастлива, я помню ее выражение лица, нежный, лучистый взгляд, добрый тихий смех.  Боже, как я по ней скучаю!


 


Рецензии