Школьная история Сорочинской ярмарки

         Глава 10. Революционерка.

  Алина Петровна Ансимова стала директором не так давно, заслужив этот пост добросовестным несением тягот завучества во время директорства  своей предшественницы
Тамары Петровны Грековой.  А до этого здесь же Алина Петровна работала  и лаборанткой
 в кабинете физики, пока училась на физмате, и учителем математики, пока, наконец, не выросла в образцового завуча. Все инструкции вышестоящих инстанций
 знала она назубок и выполняла неукоснительно. Документацию содержала  в идеальном порядке. Вся её деятельность была организована в высшей степени рационально. С учителями она управлялась виртуозно. Знала, с кем по-свойски договориться, кого
 подкупить уничижительной скромностью, а кому и слегка польстить. Словом, была Алина Петровна  мастером дамской дипломатии.

  К тому времени, как возникла проблема "Сорочинской ярмарки", новый директор уже совершила революцию в своей школе. Сделав при помощи шефов-заводчан шикарный ремонт,
 развесила нежно-голубые (под цвет своих глаз)занавесочки с оборочками в коридорах и на лестничных площадках. Завела невиданную чистоту во всех помещениях школы. Нашла средства на оформление кабинета музыки в соответствии со своим изысканным вкусом.
В результате кабинет поражал неискушённое воображение учащихся невиданной роскошью,
 а искушённому глазу напоминал будуар французской дамы полусвета Х1Х века:потолок украшала причудливая лепнина с вделанными в неё фигурными зеркалами, на окнах занавеси а ля маркиза, на стенах бра под старину. Немалые средства были потрачены на роспись стен в коридорах.
  Эти внешние признаки "революции" коллеги и учащиеся встретили с восторгом.
 Но основные "революционные преобразования" заметили они не сразу.
 Когда ушла из своей школы в другую Тамара Петровна Грекова, любимый директор в прошлом и хороший учитель истории в настоящем, ученики и родители огорчились и недоумевали, почему ей не работалось на старом месте. Молодой директор на эти вопросы сокрушённо вздыхала, объясняя, что сократилось количество учащихся и часов истории мало. Потом ушло ещё несколько сильных преподавателей. Вдруг стало заметно убывать количество учеников, ибо если некому учить, будет в конце концов и учить некого. На место ушедших в другие школы учителей появились молодые,"необстрелянные" выпускники пединститута, которые робко и услужливо глядели в рот директору,не могли "своё суждение иметь",соглашаясь с порядками, установленными Алиной Петровной.

  Потом учителя стали заиечать, что содержание их частных разговоров в учительской непостижимым образом становились известными директору. Постепенно выяснилось, кто
служит "директорскими ушами". В педколлективе поселились недоверие и подозрительность. Словом, наша "революционерка" исподволь разрушала
 самое драгоценное наследие Грековой - дружный, сплочённый коллектив высококвалифицированных профессионалов...
.
   В это утро(был понедельник) Алина Петровна пришла на работу в дурном расположении духа. Мысль о том, что в канцелярии она встретится со своим секретарём Лидией Яковлевной, бывшей в прошлом учительницей словесности, пригретой, по старости, Грековой,- мысль эта выводила  Алину Петровну из равновесия.
  Она не выносИла эту низенькую, пухлую седую  старуху-еврейку, брезговала стоять рядом с ней, говорить.Казалось,что от той чем-то воняет. Короче говоря, надо было от неё избавляться. Замену ей Алина Петровна уже подыскала. Дело было за малым:
 не было формального повода для увольнения.  Скрепя сердце приходилось признавать, что обязанности секретаря Лидия Яковлевна выполняет безукоризненно.

  Сегодня Алина Петровна решила прямо потребовать, чтобы та написала заявление об увольнении по собственному желанию. Она знала, что деликатная,щепетильная Лидия
 Яковлевна не будет сопротивляться. Но всё-таки на душе у директора было скверно.

  И как назло, в вестибюле первой её встретила Елена Ивановна Аксёнова. Высокая,
толстая, со смазливым усатым  лицом, эта женщина тоже была неприятна Алине Петровне. Чем? Трудно сказать. Они знакомы с тех пор, когда Алина была лаборанткой,
а Елена  пионервожатой. Они не дружили,но общались по-свойски, запросто. Прошло более двадцати лет, всё изменилось, а эта дылда не хочет замечать разницы в их
положении. И с ней, своим директором,она разговаривает так же, как с любой уборщицей
 и с последним пятиклассником, без малейшей почтительности. Нет, она не фамильярничает. Но насмешливый взгляд тёмных глаз низводит Алину Петровну  с директорского пьедестала и заставляет быть с Еленой Ивановной подчёркнуто любезной.

  Вот уж кто непонятен Алине Петровне! Аксёнова стала хорошим учителем русского языка и литературы, её любят ученики,уважают коллеги. Чуть-чуть прояви почтительности к директору, чуть-чуть прислужи - и дорога открыта  и к высокому разряду, к повышению зарплаты и к карьерному росту. А она, кажется,вполне довольна
 своим положением рядового учителя. Массу времени убивает на неоплачиваемую внеклассную работу. Одним словом, энтузиастка( что , в понимании Алины Петровны, равнозначно недоумку).

  Директор вошла  в канцелярию, из которой дверь вела в её кабинет,
увидела приветливую улыбку Лидии Яковлевны, сквозь зубы ответила на её "доброе утро" и скрылась за дверью. Через несколько минут звонком вызвала к себе секретаря.
 Минут через пять Лидия Яковлевна вышла из кабинета директора, села за стол, написала заявление об увольнении. Руки её дрожали, когда она протянула начальнице лист с заявлением.

  Прозвенел звонок на первый урок. В школе наступила тишина. В кабинете директора не было слышно ни звука. Только в канцелярии сухо щёлкала машинка, на которой бледная Лидия Яковлевна печатала приказ о своём увольнении...

            Продолжение следует.   
 
 
 

   


Рецензии