Человек большой совести

12 мая 1977 года за трудовые успехи Борис Иванович Климов, начальник Лонг-Юганского ЛПУМГ, был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а 16 января 1996 года, за год до выхода на пенсию, орденом «Почета». Высоко оценили «Газпром» и Правительство Российской Федерации труд этого человека, который «с первого колышка» вел строительство, осуществлял пуско-наладку и эксплуатацию производственных и социальных объектов газотранспортного филиала Общества.

Если заглянуть в трудовую книжку Бориса Ивановича, то в разделе «О поощрениях и награждениях» первая запись начинается с благодарности,  полученной им 11 ноября 1967 году, когда он работал инженером Ефремовского райуправления ГП «Саратовтрансгаз». На этом предприятии он начал трудиться машинистом газовой турбины в 1959 году после армии.  В 1962 году поступил в Московский институт нефтегазохимической и газовой промышленности. А потом уже дипломированным специалистом был направлен в Индеборское райуправление родного предприятия, где проработал 5 лет в должности сменного инженера, инженера по ремонту и начальника компрессорного цеха. А в 1972 году ему предложили возглавить строившуюся Лонг-Юганскую компрессорную станцию в ГП «Тюментрансгаз», и он согласился.

«Специалист с большой буквы», - так о нем отзывались начальники производственных отделов «Тюментрансгаза» Карл Фридрихович Отт, Леонард Гилязович Рафиков и другие. Борис Иванович прекрасно знал все агрегаты, их историю болезни, считая, что у каждого ГПА свой характер. К этому приучал он и молодых специалистов, пришедших в его подчинение на компрессорную станцию. 
«Бориса Ивановича Климова мы, молодежь, называли своим отцом, - вспоминает  Наталия Александровна Павличенко, более 20 лет проработавшая в Лонг-Юганском ЛПУМГ от сменного инженера до начальника ГКС. – И не только потому, что он был руководителем и по возрасту намного старше нас, но и умел в трудную минуту поддержать, в чем-то помочь и подсказать, чего нам так не хватало, когда казалось, что силы из-за разных неувязок на производстве уже находятся на исходе.

Первые годы работать здесь было очень трудно. Когда начали эксплуатацию цеха №4 с агрегатами ГТК-10-4, мы столкнулись с множеством проблем. Одна из них - частое исчезновение напряжения на дизельной электростанции, из-за чего в месяц происходило до 17 аварийных остановов ГПА. Вторая электростанция еще строилась, ЛЭП Тюменьэнерго и аварийных электростанций в Лонг-Югане не было. После останова цеха начинался самый сложный процесс - запуск в работу газотурбинных агрегатов.

На пуск каждого ГПА затрачивался минимум час. Шесть машин - шесть часов, что отрицательно сказывалось на транспорте газа. Чтобы изменить эту ситуацию, попробовали запускать сразу две машины. Но даже опытный и грамотный машинист не мог эту работу выполнить без ошибок. Это прекрасно понимал и начальник ЛПУМГ Борис Иванович Климов. Он постоянно контролировал этот процесс, помогая нам».

«Лодырей никто не любит, да они у нас и не задерживались, - рассказывал мне Б.И. Климов, - так как об отдыхе из-за множества различных ситуаций даже думать некогда было. На пусках люди физически сильно уставали и валились с ног, но даже в это время в их глазах был всегда огонек: смог, добился, машина заработала. Успех – это крылья. А чтобы он был, я с группой опытных инженеров и рабочих старался больше уделять внимание подготовке молодых специалистов. Через несколько месяцев работы машинисты сдавали экзамен по пуску агрегата, постоянно участвовали в противоаварийных тренировках. И если человек не сдавался и стремился больше узнать, то он становился членом нашей команды, и мы им дорожили.

А другого выхода не было, компрессорные цеха вводились ежегодно, а специалистов, чтобы управлять ими, не хватало, вот сами таким способом и растили молодежь. Среди них были Александр Угрюмов, Борис Николаев, Владимир Евтихов, Петр Шатунов (позже ставшие начальниками ЛПУМГ. Ред.), Леонид Крушельницкий (позже стал начальником производственного отдела по автоматизации и метрологии), Евгений Васин (главный инженер ГП «Тюментрансгаз». Ред.), Наталия Павличенко. Она пришла к нам сменным инженером, потом стала начальником компрессорного цеха (а позже – начальником ГКС. Ред.)».

В первый год строительства Лонг-Юганской компрессорной станции от идеи эксплуатировать ее вахтовым методом отказались, понимая, что в скором времени здесь будут вводиться новые газопроводы и цеха, которые должны обслуживаться не временщиками, а постоянным персоналом. 

«В 1974 году нашему временному городку был присвоен статус поселка, - вспоминал Борис Иванович Климов, - и ввод первого двухэтажного жилого дома стал для нас большим праздником.

Потом главный подрядчик СМУ-32 начал строительство второй очереди компрессорной станции с агрегатами ГТ-6-750, за ней третьей – с ГТК-10-4. В общем было введено 7 цехов и несколько домов. Все мы понимали, чтобы создать хороший костяк специалистов, нужно было решить не менее важную проблему – социальную. Люди жили в не приспособленном для нормальной жизни вагон-городке.

Вторая проблема - бездорожье. Лишь по «зимнику» - 4 месяца в году - к нам могли доставить строительные грузы, промышленные товары и продукты питания. Все остальные вопросы решались только с помощью авиации…» 

«Мы ехали на Север за романтикой, - вспоминает Александр Иванович Угрюмов, прибывший в Лонг-Юган в 1974 году после окончания учебы в Челябинском индустриальном техникуме. -  В первую очередь притягивала нас сюда свобода и вера, что нам все по плечу. Поселок находится на границе притундровой зоны, в местах, не освоенных человеком! С продуктами питания было тяжело – на прилавке магазина только сухие продукты - молоко, лук, морковь, картофель. Единственное, что было свежим на обеденном столе, это рыба, ягоды, грибы, оленина, которые мы заготавливали сами».

«В первые десять лет обустройством поселка – вагон-городка - занимались постоянно, - вспоминал Л.Ф. Крушельницкий. - Топили печки дровами, мебель делали из ящиков и контейнеров».

Хозяин

«Что говорить, в то время мы жили работой, - вспоминал Б.И. Климов. – Основной состав коллектива – это вчерашние выпускники техникумов, вузов. Всем было интересно, чем дышит компрессорная станция. Когда возникала аварийная ситуация, вместе брались за поиск причины останова ГПА. Жили в каком-то соревновательном духе. Но при этом я понимал, что в скором времени, когда ребята начнут создавать семьи, им понадобится благоустроенное жилье, детский сад, школа...

Генеральный директор «Тюментрансгаза» Евгений Николаевич Яковлев нам помогал. В поселке потихонечку началось строительство деревянных двухэтажных домов, детского сада и школы, открылся фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры.
Помнится, как в 1974 году к нам зимой прилетел в Лонг-Юган Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Он смотрел, как идет строительство газотранспортной системы в Западной Сибири. Снежная дорога из аэропорта в поселок была хорошо укатанной.

Он спрашивает:

- Неужели дорога заасфальтирована?

- Да, - отвечает ему кто-то из областных боссов.

А этого не было, поселок только начинал застраиваться с расчетом на количество работающих людей в ЛПУМГ. С вводом новых производственных объектов росло и количество персонала, а вместе с этим возрастали проблемы, связанные с обеспечением работников жильем, местами в детском саду и школе, продовольственными и промышленными товарами, с медицинским обслуживанием.

«Вертолетами всего не навозишь, и это было очень дорого, - считал Климов. – Вот смотрите, тонна моркови стоит 600 рублей, картофеля – 550. Доставка их вертолетом еще прибавляет 1600 - 2000 рублей (стоимость автомобиля  «Жигули» - 5800 руб. Ред.). А вместимость у вертолета небольшая. Что делать?  Нужно строить склады, холодильники. И строили».

Предложение Бориса Ивановича Климова разработать участок земли под огород для выращивания картофеля, люди вначале не поддержали. Никто не верил, что этот овощ можно вырастить в тундре. И посмеивались над неугомонным Климовым год, второй. С шести гектаров земли собирали всего несколько центнеров картофеля размером с ноготь, потом – с мизинец. А на третий год все были удивлены - картошка была с кулак взрослого человека. Борис Иванович доказал людям, что в лесотундре тоже можно выращивать не только некоторые овощи в земле, но и клубнику, помидоры, огурцы в теплицах.

Приобретенные несколько коров давали около тридцати литров молока в день. Увеличили их поголовье до 12-ти. И детский сад, и школа получили настоящее молоко, а его остатки – многодетные семьи.

«Для сбора сена разработали 35 гектаров земли в пойме реки и такой же участок готовим на севере, в тундре, - рассказывал мне в 1990 году Борис Иванович Климов. – Новую хлебопекарню построили, небольшой кондитерский цех. Вы загляните в них, наши орсовские искусницы только и успевают  по заказу изготавливать торты и пирожные.

А посмотрите, сколько дачных земельных участков сегодня имеют люди. Летом они все выходные там проводят, потому что знают, если не заготовишь на зиму картофель, морковь, лук, а в лесу – ягоды, грибы, то одними макаронами питаться надоест».

«У этого человека есть главное: гражданская совесть, – сказала мне о Климове заведующая детским садиком Г. Галич. – Его хватает везде, он все заранее продумает и знает, что нужно сделать для людей. Наш детский сад, к примеру, недавно перевели в новое помещение, а старое он отремонтировал и организовал в нем нулевой класс и тренажерный зал. И огромное спасибо за все это Климову, за его терпение, за умение выслушать и помочь людям. Ему незачем прятать от них свои глаза».

И только в 1992 году, когда генеральный директор Григорий Николаевич Поляков выполнил свое обещание перед коллективом - построил дорогу с твердым покрытием Лонг-Юган – Приозерный – Надым - в поселке коренным образом все стало меняться. Начал работать рейсовый автобус до Надыма, поселок стал постоянно обеспечиваться продовольственными и промышленными товарами, ускорился процесс застройки промышленных и социальных объектов. И благодаря этому, буквально за несколько лет был снесен вагон-городок, жители которого вселялись в новые благоустроенные дома.

Когда в 1997 году Борис Иванович Климов уходил на пенсию, поселок Лонгъюган превратился в благоустроенный населенный пункт, состоящий из многоквартирных домов и коттеджей, в котором есть гостиница и общежития, детский сад и  средняя школа, дом культуры. Позже здесь построятся музыкальная школа, игровые площадки. В 2016 году будет сдан спортивный комплекс с бассейном. Память об этом человеке здесь останется надолго. И не только в музее среди рассказов и фотографий, но и у людей старшего поколения, проживших с ним те трудные годы и теперь рассказывающие о нем молодежи.

Иван Цуприков


Рецензии
Иван, здравствуйте!
Ваши герои все люди с большой совестью и большой внутренней ответственностью за порученное и выполняемое дело. Из таких и складывается сильное ядро нашего общества!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   04.03.2024 17:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.