О поэзии Гоголя

                «…искусство есть выражение великой идеи
                в её бесконечно разнообразных явлениях!»

                «…повесть есть краткий эпизод из бесконечной 
                поэмы судеб  человеческих»
                Виссарион Белинский               

   Между «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и «Миргородом» прошло несколько лет. Служба чиновника в Петербурге с постоянной нехваткой средств несколько погасила  светлый романтический взгляд Гоголя на жизнь. Всё глубже задумывался он о её  многогранности, о многослойности человеческого общества.    Его начинает привлекать  бытиё обыкновенного человека, с его повседневными мелочными заботами. «Чем предмет обыкновеннее,  тем   выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим,  совершенная истина», - пишет  Белинский    в статье о Пушкине, впервые увидевшем поэзию в повседневной на первый взгляд жизни.
     Став уже знаменитым писателем, автором двух книг «Вечеров», Гоголь начинает сомневаться в серьёзности своего творчества. Он даже подумывает оставить литературу   и заняться историей. В тревожном смятении пишет он своё поэтическое обращение к 1834 году: «Молю тебя, жизнь души моей, мой гений! О не скрывайся от меня, пободрствуй надо мною…» В этом году появился «Невский проспект», затем были опубликованы   «Портрет»   и «Записки сумасшедшего».  А как же поэзия? Разве не чужда ей повседневная действительность? Поэзия Гоголя остаётся и живёт в этих его новых произведениях, это - «высокая простота» по выражению Белинского, простота, «обнажённая от своих ложных красок».     Предметом вдохновения становится мысль. «Как в опере, - пишет Белинский, - для музыки пишутся слова и придумывается сюжет, так он создаёт по воле своей форму  для мысли». Из всех современных ему писателей только Гоголя великий критик называет поэтом.    
   Способность творчества - великий дар, и само творчество - великое таинство.  Художник чувствует эту потребность, чувство и затем мысль приходят к нему вдруг, нежданно, независимо от его воли.
   Поэзия Гоголя в простоте его вымысла, которому читатель безусловно верит, в его обыкновенных героях, которые продолжают жить; «..эта скудость драматизма, сама эта мелочность и обыкновенность, описываемая автором, происшествий суть верные, необманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной. <…>  г. Гоголь мастер делать всё из ничего <…> заинтересовать читателя пустыми, ничтожными подробностями». Он пишет по вдохновению, без расчёта и умения» ибо где расчёт и работа, там нет творчества, там всё ложно и неверно при самой тщательной и верной копировке действительности»*. Он заставляет нас, с интересом вникая в подробности ссоры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича,  смеяться над ними и не осуждать, не презирать их за скудость жизни, и, как говорит Белинский, воскликнуть с автором: «Скучно на этом свете, господа!»
  «Старосветские помещики».
 О чём эта повесть? О самых обыкновенных людях, живущих скучной, однообразной жизнью, которые едят, спят, и умирают. Но, когда умирает один из них,  другой испытывает настоящее горе - разрушилась его повседневная жизнь, мир изменился, одиночество ужасно.
 «Привычка Небом нам дана;
   Замена счастию она!»,  - цитирует критик Пушкина. А счастливы ли мы? И что такое - счастье?  И не важна ли для нас привычка в этой жизни? «О, привычка - великая психологическая задача, великое таинство души человеческой, - отвечает на этот вопрос Белинский. - Холодно сыну земли, сыну забот и помыслов житейских, заменяет она чувства человеческие, которых лишила его природа или обстоятельства жизни».
  Так что же это у Гоголя? Сатира? Нет, великое сочувствие к человеку и, пожалуй, ко всему человечеству. И не смеётся Гоголь над жалкой жизнью в своих произведениях, где герои - самые обыкновенные люди, казалось бы, прозаические личности, - «такая бездна поэзии, такая бездна философии» в его повестях!
  Удивительный писатель - Николай Гоголь. Его комическое воодушевление всегда побуждаемо грустью, и это благородное сочувствие к обывателю, понимание человека, живущего на земле, - великий гуманизм.  Его проза для меня сравнима с поэзией и тёплым светом   заходящего солнца.
  Белинский с уверенностью ставит его на место ушедшего Пушкина. А у Гоголя ещё только дебют!
  «…сколько тоски и грусти, и любви в описании! <…>  сколько упоения и восторга…» <…> Какая роскошь и простота!»


* Здесь и далее цитаты  из работы В. Белинского «О русской повести и повестях Гоголя».


Рецензии
Наверное он единственный, кто уничтожил дело рук своих, хотя знал, что это талантливо, у него, как будто из ничего, рождалось искусство. Трагическая личность, в большей степени, что не нашел примирения со своим даром. И его попытка окунуться в религию, которую не приняли его друзья и то, что он исповедовал было чуждо православию в его лучших сторонах. Опять это наша разобщенность.

Андрей Б   18.02.2016 04:45     Заявить о нарушении
Тут я не совсем понял Вас, Андрей. Я никогда не думал, что Гоголь был чужд православию. Если это возможно, объясните и просветите меня.
Спасибо.

Дмитрий Ромашевский   18.02.2016 16:03   Заявить о нарушении
Его исповедование христианства больше историческое, нравственное, моральное. Мне ближе Достоевский, который понимал что недостатки, искажение человеческого образа нельзя исправить путем назидания, понимания и видения их. Что можно только переродиться, сотворить новое. Мне, видится что Николай Васильевич был слишком раздавлен собственным несовершенством, грехами и это была его внутренняя трагедия, которую внутри себя он не победил. И если Достоевский переживал в себе эти моменты перерождения светлого и радостного, то В Гоголе я это не вижу. Его внутренняя жизнь себя и миропонимания очень трагична. Конечно он не был чужд православию бытийному, историческому.
Вы наверное больше меня знаете о Гоголе. Затронули бы и эту сторону, я бы с интересом прочитал. Может я и не в тему все это пишу, мне более интересна его человеческая, внутренняя судьба.

Андрей Б   19.02.2016 07:41   Заявить о нарушении