Средний Урал как туристическая Мекка

Лучшие умы Свердловской области во главе с губернатором много лет ломают головы над вопросом: как привлечь туристов в нашу область? Чем бы соблазнить избалованного пирамидами и колизеями российского туриста, чтобы он попер к нам – на Средний Урал, вместо того, чтобы тащиться в какую-нибудь Тмутаракань? Еще сложнее привезти к нам заграничного туриста – особенно сейчас, когда в мире так похолодало. Но и эту задачу надо ставить на перспективу: пьяный русский медведь когда-нибудь проспится и дойдет до простой мысли, что тотальная борьба с пчелами чревата полной потерей меда.

И что придумали лучшие умы Среднего Урала в сфере туризма? Немного: "Самоцветное Кольцо Урала" – так называется кольцевой туристический маршрут по Свердловской области, на который наши власти собираются загнать туристов. Ничего не напоминает? – Разумеется, это калька с "Золотого кольца России"!  Для красоты все это назвали "туристическим кластером" – под таким соусом деньги осваивать гораздо сподручнее. Кластер! – звучит-то как! Программой развития "кольца"-кластера предусмотрено вложение 4,9 млрд. рублей, из них бюджетных средств – 20 %.  Прямо скажем, бюджетных денег запланировали так мало, что даже красть почти нечего.

Продвигают этот маршрут среди туристов так успешно, что даже я – турист с большим стажем – услышал о нем совсем недавно и совершенно случайно.

Какие же города Свердловской области войдут в "кольцо"? – Екатеринбург, Алапаевск, Реж, Невьянск, Нижний Тагил, Ирбит, Артемовский…

Сразу скажу – этот маршрут меня не впечатлил. Ну что, скажите, делать туристу в Алапаевске? Если человек решил покончить жизнь самоубийством, то, разумеется, в Алапаевск заехать можно, а может даже и нужно – после этого потенциальный самоубийца уйдет из жизни, не сомневаясь, что поступает правильно. Посмотришь, как там люди живут – и самому не захочется.

Знатоки родного края могут сказать, что под Алапаевском есть мужской монастырь, который построен на месте убийства некоторых членов дома Романовых, и он наверняка представляет интерес для туристов. Ерунда! Это чистый новодел – никакой исторической ценности он не представляет. Особо красивым я бы его тоже не назвал. Заехал я туда случайно два года назад – меня там облаяли местные злые собаки и я ретировался. Не ждут там туристов. Совсем.

Есть в Алапаевске самая длинная в мире узкоколейная железная дорога, к тому же весьма старая - начали ее строить в конце 19 века. Сейчас функционируют 270 километров этой дороги – возят по ней пенсионеров из отдаленных населенных пунктов Алапаевского района, куда нет твердых дорог. При некоторой фантазии дорогу можно назвать туристическим объектом, но если немного подумать, то ведь это просто жуть, а не достопримечательность! Сохранилась узкоколейка только потому, что нормальных асфальтовых дорог в деревни не построили! И это в 21 веке! Вас возбуждает такой объект как туриста? Хочется сразу рвануть в Алапаевск?… Вот-вот. Ни один вменяемый человек не потащится в этот город ради узкоколейки. И зачем, вообще, продвигать среди туристов это свидетельство нашего убожества и отсталости?…

Итак, Алапаевск вычеркиваем. Рядом с Алапаевском находится еще один "город-герой" – Артемовский. Герой он в том смысле, что люди там такие же героические, как и в других российских городах: какие опыты над ними начальство не проделывает – они все терпят. И будут терпеть. В общем, это единственное, что Артемовский может предъявить миру – как и любой российский Мухосранск. Тоже проезжаем мимо.

Город Реж основан известным мошенником-олигархом Саввой Собакиным (Яковлевым), который заложил здесь в 1773 году железоделательный завод. Конечно, заехать туда можно из-за одного названия… Но! Может достаточно остановиться у таблички с названием города рядом с автомобильной дорогой, сфоткаться на ее фоне и отправиться дальше?… Неужели кому-то может быть интересен никелевый советский завод или монумент боевой и трудовой славы режцев (режевлян, режовцев – не знаю как правильно)?...


Критиковать, разумеется, проще, чем самому что-то сделать. Но я не просто критикую – у меня есть свой, гораздо более привлекательный для туриста маршрут "уральского кольца", который подошел бы туристам из других российских регионов и даже из враждебного зарубежья. Уральцы на машинах или общественном транспорте могут посетить все наши достопримечательности в ходе разовых одно-двухдневных поездок, а вот для туристов издалека нужно предлагать многодневные туры – точно также как это делается в любой цивилизованной стране. Человек прилетает в какой-нибудь город, его встречают в аэропорту, а потом возят в составе группы в течение 6-10 дней по городам и весям. И нам нужно что-то подобное.  На 5-6 дней и у нас можно наскрести немало интересного – только надо знать, чем завлечь туриста. Что мы можем предложить такого уникального, ради чего люди полетят (поедут на поезде) в Екатеринбург?

На Среднем Урале есть 2 фишки, которыми следует приманивать туристов. Первая – это история. Чем славен Урал в историческом плане? Промышленниками Демидовыми и убийствами членов императорской семьи Романовых. От Демидовых остались населенные пункты, где базировались их многочисленные заводы, но от самих предприятий почти ничего не сохранилось. В Нижнем Тагиле есть бывший демидовский завод, но он перестал функционировать в 1987 году – там ничего нет от 18 века и совсем мало от 19-го. Объект не самый увлекательный, надо сказать. Так что от заводов Демидовых остались, преимущественно, одни воспоминания. Зато в целости и сохранности пребывает наклонная Невьянская башня, построенная одним из основателей династии – Акинфием Демидовым. Это действительно настоящая достопримечательность, которая пока слабо раскручена даже в нашей стране, не говоря уж о загранице.

С достопримечательностями, связанными с убийствами императора и членов его семьи ситуация обстоит лучше. Романовы более известный бренд, чем Демидовы. Первым из местного начальства все преимущества казни Николая Второго, его жены и детей в Екатеринбурге понял губернатор Свердловской области Э.Э.Россель, который всячески продвигал строительство на месте убийства царской семьи храма. Хороший труп никогда не помешает, а уж гора трупов – это просто подарок! В туристическом смысле, разумеется. Всем миром местные бизнесмены скидывались на Храм-на-Крови и не зря! С точки зрения туристической притягательности – это объект № 1 в столице Урала.
Убийцы царской семьи расправились с Романовыми в центре старого Екатеринбурга, а похоронили трупы за городом - в так называемой Ганиной Яме. Теперь там воздвигнут целый комплекс храмов мужского монастыря. Получилась еще одна местная достопримечательность, которую очень активно посещает население. И не только православное.

Помимо туристических объектов исторического плана туристов можно завлечь и рукотворными уральскими красотами. Это второе наше отличие от других российских регионов. На Урале нет Гранд каньона или других подобных естественных объектов, которые могут привлечь тысячные толпы с фотоаппаратами. Зато у нас есть рукотворные каньоны! Стояли ли вы когда-нибудь на краю огромного карьера длиной несколько километров и глубиной несколько сотен метров! Нет? Вы многое потеряли!  Пока я не побывал в карьере в Асбесте, я не мог представить, насколько эти объекты могут быть грандиозными!  Ощущения, когда ты видишь даже не весь (это очень сложно – настолько он большой), а часть Асбестовского карьера сравнимы с пребыванием у подножия Великой пирамиды в Гизе! Эмоционально их можно выразить простым восклицанием: вот это да!
Но кто знает про эти карьеры? Слышали, наверняка, многие, но видеть их лично и  слышать о них – это абсолютно разные вещи. Даже среди уральцев мало людей, которые побывали хотя бы на одном местном карьере.

А ведь Урал, включая Челябинскую и Свердловскую область, – это просто карьерный край. Как только люди стали строить на Урале металлургические заводы, так и началось строительство шахт. Когда в 20 веке на помощь человеку пришли экскаваторы, то за несколько десятков лет в нашей земле появилось множество гигантских ям, не полюбоваться на которые настоящему туристу просто непростительно. Какая, в сущности, разница – как созданы поражающие воображение огромные выемки в земле, каньоны и карьеры? Естественным путем или людьми? Главное – это результат! Был ничем непримечательный холм – стал живописный каньон. Ну и замечательно! Нужно ехать и смотреть!

Итак, с учетом сказанного мной, можно набросать примерно такой идеальный туристический маршрут по Среднему Уралу: Екатеринбург – Ганина Яма – Верхняя Пышма – Невьянск – Нижний Тагил – Нижняя Синячиха – Ирбит – Богданович – Асбест – БАЭС – Екатеринбург. Кольцо замкнулось.
 
Попробую разбить программу по дням.

День 1.
Екатеринбург: посмотрели Храм на Крови, прогулялись неподалеку от храма по набережной Исети, заглянули на Плотинку, зашли в Ельцин-центр, поднялись на небоскреб "Высоцкий" – этой программы хватит на целый день. Можно еще посетить художественный музей рядом с Плотинкой и музей Владимира Высоцкого в небоскребе. Главное, что все объекты рядом – из центра никуда уходить не придется. Да и не надо сильно отдаляться от центра – все интересное находится именно там.

День 2.
Выезжаем из Екатеринбурга на Ганину Яму. Часа-полтора на осмотр храмов вполне достаточно – это не паломнический тур, чтобы по 5 часов бить поклоны в каждом из них. Из Ганиной Ямы едем в рядом расположенную Верхнюю Пышму – в шикарный (иначе не скажешь) музей военной техники под открытым небом. Официально он называется Музей военной техники "Боевая слава Урала" (название ни к селу, ни к городу, но не в этом суть). Прямо рядом со штаб-квартирой УГМК в Верхней Пышме собрано более сотни экземпляров советской военной техники (танки, самолеты, вертолеты, пушки и т.д.). Интересно будет всем туристам мужского пола любого возраста. Женщины в это время могут устроить перекур у автобуса…

Фотографии из музея военной техники: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/391931/

После обеда в Верхней Пышме выдвигаемся в Невьянск, где туристам будет предложена экскурсия в наклонную башню. Очень интересная экскурсия – я брал ее дважды, и оба раза мне понравилось. Сам Невьянск, конечно, интереса никакого не представляет – можете даже в окно автобуса не смотреть. Но Невьянская наклонная башня и Спасо-Преображенский собор рядом с ней – словно две розы посреди помойки. Наклонная башня построена промышленником Акинфием Демидовым в начале 18 века. Архитектор неизвестен. Башня слегка наклонена – считается, что этот наклон не ошибка создателей сооружения, а так было задумано изначально. Непонятно, правда, для чего.

Фотографии Невьянска: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/211526/

Спасо-Преображенский собор - не оригинальный. При Советской власти его разрушили, а при губернаторе Росселе восстановили. В 1938 году горсовет Невьянска собирался снести и башню – местные бабуины хотели использовать кирпичи для постройки молодежного клуба… Спас башню лично тов. Сталин, которому написал письмо уральский писатель Павел Бажов с просьбой не разрушать ее. Исполняя волю вождя, Совнарком СССР сохранил башню и выделил деньги на ее ремонт. 
Вечером переезжаем в Нижний Тагил.

День 3.
Весь этот день стоит посвятить металлургической столице Среднего Урала.
С утра осматриваем карьеры. Весь Нижний Тагил как червивое яблоко - изъеден шахтами и карьерами. Сейчас на автобусах ни к одному карьеру не подъедешь – только на легковых автомашинах или микроавтобусах, но 2-3 карьера легко можно сделать туристическими объектами – больших денежных средств для этого не потребуется. Где-то нужно проложить асфальтированную дорогу в несколько сотен метров и сделать смотровые площадки, чтобы туристы не падали вниз, стоя на краю карьера, а где-то и дороги, и площадки уже есть – нужно лишь убрать завалы на шоссе, которые сделали специально, чтобы никто не мог проехать...

Я бы рекомендовал к осмотру Гальяновский карьер и Большой карьер горы Высокой, где я лично побывал. Первый и сейчас потихоньку разрабатывают (добывают известняк и мрамор), а второй используют как шламохранилище шахты Высокогорского ГОКа.  С одной стороны, это плохо – стоки не дают нам оценить, насколько глубок этот карьер, но, с другой стороны, специфический цвет сбрасываемых в яму вод придает этому карьеру определенное своеобразие в сравнении со всеми другими подобными объектами.
Можно также спустить туристов в шахту Высокогорского ГОКа, относящегося к империи «семейного олигарха» Романа Абрамовича (ранее экскурсии в эту шахту существовали). Посещение «шахты владельца «Челси» выступит в качестве хорошей приманки для заграничного туриста.

Фото Большого карьера горы Высокой: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/494984/

Помимо индустриальных объектов, в Нижнем Тагиле есть неплохой музей изобразительного искусства (с картиной самого Рафаэля!), а также музей Уралвагонзавода, где можно осмотреть танки, которые выпускал УВЗ, и даже посидеть в двух из них.

Мой фототчет о посещении Нижнего Тагила и его музеев:
День 4.
С утра отправляемся в деревню Нижняя Синячиха – она расположена километров в ста от Нижнего Тагила. Основана деревня в 1680-м году - даже раньше, чем Екатеринбург. Уникальность этому поселению придает музей деревянного зодчества, который появился в советское время благодаря энтузиасту И.Д.Самойлову. Он также добился реставрации местной Спасо-Преображенской церкви, которая была построена в начале 19 века. Церковь — это тоже часть музея - в ней собраны различные экспонаты (иконы, старинные книги и т.д.).

Фотографии музея: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/415478/

В музее под открытым небом представлены образцы деревянных строений различного назначения, датируемые 18-м - началом 20 века (крестьянские дома, часовни, мельница, башня острога). Думаю, что посещение Синячихи будет интересно всем – даже женщинам.
После Синячихи двигаемся на юг, минуя Алапаевск, и приезжаем в село Арамашево. Здесь с вершины высокого холма, увенчанного весьма необычной церковью, открываются чудесные виды на лес и реку Реж. Место не только очень красивое, но и весьма подходящее для пикника. Тем более, что самое время подкрепиться.
После отдыха на природе выдвигаемся в город Ирбит, где и заночуем.

День 5. Ирбит. Самый спорный пункт туристического маршрута. Ну, раз уж приехали, то отправимся в местный мотоциклетный музей (много ли их в России?), в котором около 120 экспонатов! В основном, там представлены мотоциклы местного завода, который в советское время производил самые крутые коммунистические мотоциклы «Урал» (с коляской!) для советских байкеров. Есть в  коллекции музея и зарубежные мотоциклы, выпускавшиеся в 20 веке, которые вдохновляли ирбитских инженеров-мотостроителей на свои нетленные шедевры.

Кому не интересны мотоциклы – те могут отправиться в музей гравюры и рисунка – единственный в России специализированный музей, фонд которого составляет около 15 тыс. работ. А иностранцам наверняка будет интересно посетить музей народного быта, где имеется большая коллекция самоваров. Если еще и чучело медведя поместить в этот музей (убит прямо у входа, когда гулял по улице!), то от зарубежных туристов точно отбоя не будет.

А вот куда поехать из Ирбита на ночевку? Это вопрос!
Я полагаю, что стоит отправиться в санаторий «Обуховский» под Камышловом, поскольку он сам по себе представляет в определенном роде достопримечательность: один из корпусов этого санатория построен в стилистике рыцарского замка. Среди уральских полей и лесов этот псевдосредневековый замок производит впечатление!

День 6.
С утра отправляемся к заброшенным карьерам огнеупорных глин у города Богданович (рядом с селом Полдневое) - на фото вверху. Это весьма необычные карьеры, напоминающие местами какие-то инопланетные пейзажи – киношники могли бы снимать там фантастические фильмы, если бы знали об их существовании. Там, где вода собирается в небольшие озера, она приобретает совершенно сюрреалистические цвета, которые надо видеть, а не читать про них. Во время осмотра организуем пикник у обочины – ресторанов поблизости все равно не найти.

После обеда дремлем в автобусе, а когда через полтора часа просыпаемся, то видим перед собой огромнейший Асбестовский карьер – самый длинный (с учетом затопленной части около 11 километров!) и самый большой по объему извлечённой породы карьер в мире! Повторю – не в России, а  в мире! Это жемчужина нашей программы и ее достойное завершение. Правда, в настоящее время обзорная площадка у карьера находится совсем не в том месте, где ей надлежит быть, и эффектных фото с нее не сделаешь. Для туристов нужна площадка с другой стороны карьера, чтобы с нее можно было увидеть и сфотографировать весь карьер. Оборудовать ее не так уж сложно – было бы желание.

Фотографии карьера: https://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/404737/

После выезда из Асбеста при возвращении в Екатеринбург можно еще заглянуть на Белоярскую атомную электростанцию (она находится как раз по пути) – думаю, что этот объект был бы интересно осмотреть многим туристам: пошляться по реакторному блоку в белом халате и каске, понажимать кнопки на пульте управления реактором, ощутить бодрящую вибрацию под ногами…

И на этом тур заканчивается. От БАЭС до Екатеринбурга всего-то 50 километров – за час домчимся. Итак, на осмотр главных уральских достопримечательностей вполне хватило 6 дней. Стандартный недельный экскурсионный тур.
 
P.S.: К сожалению, в российской провинции с туристической инфраструктурой есть некоторые сложности и при организации подобного тура неизбежно возникнет проблема не только, где вкусно и безопасно накормить туристов, но и гораздо более актуальный вопрос: куда можно завести целый автобус жаждущих «освежиться» людей, когда едешь по уральским «автобанам»? В условиях бюджетного дефицита решение может быть только одно. Весь Урал – это сплошной туалет. Можно остановиться в любом месте, где есть лесок (а лесков на Среднем Урале тьма-тьмущая) и вперед! Мальчики – направо, девочки – налево. И проблема решена!


Рецензии
Полностью согласен с Вашими рассуждениями!!!

Григорий Аванесов   26.01.2024 14:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.