Десятиминутка. 2. Про собачку

«Вечер. Не поздно, но стемнело. Человек шёл по улице».

Автор записал и задумался.

Первые два предложения можно легко заменить на простое «Вечерело». Но тогда получится скучно. «Вечерело. Улица. Человек». Или гениально?

Вот если б я писал не рассказ (в будущем - может быть, сценарий), а стихи, тогда бы это было хорошо. Рифмам многое отдается на откуп видения поэтом образов.

«Вечерело. Улица. Прохожий.
Сигарета. Пиво. Фонари.
А вдали, в тени - глаза на роже.
Левый – так особенно горит».

Радио Шансон. И припев:

"Человек вынул нож
И пошёл на огни". Тьфу.

Автор сделал небольшой глоток из бокала, взял планшет и вышел на балкон, покурить. За перилами был вечер, не поздно, но стемнело.

Можно написать просто – «Сумерки». И сразу станет ясно, какое время года. Март, день ещё не полноценен, но понятно, что свет на убыль рано, значит, около восьми.

Он прикурил, пряча огонёк зажигалки от ветра, и посмотрел вдаль, благо, десятый этаж позволял взглянуть за стоящую напротив пятиэтажку.

"Боюсь, теперь цифра десять будет преследовать меня, пока не напишу что-нибудь стоящее", - подумал автор и вздрогнул от неожиданности - внизу, где-то там, в сумерках, тоскливо завыла собака.

"Нет-нет, только не это!" Мысль была страшна очередным совпадением - он собирался писать про брошенную собачку. И тут - этот вой. Тоскливый, непередаваемо такой же, как он хотел описать как финал короткометражки.

Перегнувший через перила, он подслеповато прищурил глаза в надежде, что взгляд сфокусируется. Этому нехитрому приему он научился у своей второй жены. Правда, она прикрывала левый глаз, а уголок правого оттягивала кончиком указательного пальца, концентрируясь на цели. Ему это не помогало - у неё была разность в глазах до трёх единиц, а у него - стабильные пол-единицы. Хотя сейчас уже больше - время-старение-монитор-планшет, плюс полутьма, да ещё некачественность дешевых псевдо фулл-аш-ди дисплеев ежедневно, что бы эта аббревиатура не значила. Автор уже был слеп вдаль, далёкое виделось ему размытым. Но носить очки не хотелось, а линзы казались сложным, дорогим, и, главное, времязатратным приспособлением.

Поэтому ничего не увидел. Но вой, тот, что внезапно - и затих, запомнился.

"Странно, я, представляя это, думал,что вой собаки можно спутать с плачем ребёнка. Но вот - нет, как оказывается. Ребёнок глуп, а взрослая собака... Взрослое существо, познавшее эмоции, привязанность, любовь к хозяину. Хотя, откуда нам знать, что испытывают наши меньшие, если мы в себе разобраться не можем?"

Он тщательно затушил сигарету в специальной банке из-под горошка, уже примерно тринадцатой за всё то время, что он жил здесь, в квартире супруги. Хотя, конечно, предметы в роли пепельниц менялись. Но чаще всего это было жестяные банки.

Взглянул на написанные три предложения, шрифт таймс нью роман, двенадцатый кегль. Прислонился к холодному простенку у двери и ткнул указательным пальцем в виртуальную клавиатуру.

"Был март и вечер. Двое приятелей шли по пустой улице. Один был трезв и хмур своими проблемами, второй - слегка пьян и от этого весел. Алкоголь вошёл в него не так давно, не успел ещё натворить сумеречности осознания себя никчёмной личностью. И он был..."

Автор оторвал взгляд от планшета и посмотрел вверх. Нависающая балконом плита верхнего этажа закрывала небо, но чуть дальше, там, в просветах, начинали светить звезды.

"И он был" - какой? Чрезмерно-говорливый? Весело-контуженный количеством спирта в крови? А как они встретились и почему идут вдвоем, такие разные? Потому, что приятели? А разве первого, трезвого, не раздражает напряг ушей от болтовни выпившего? Почему он молчит, не осадит, не скажет веско и окончательно что-то типа "Заткнись,пожалуйста"?

О! А это мысль. Первый мягок и не умеет сказать "Нет". Ну, он по сути своей добр, хоть и хмур сейчас в силу своих причин. А второй... А пусть будет ситуация, что второй тоже добр. И плюс был должен денег первому. Но, в силу того, что сложно признать свою финансовую несостоятельность, он полгода молчал. У него были заработки, он мог в любой момент отдать долг, но вечно врывались обстоятельства. Дикие, нереальные, необъяснимые просто так, тремя предложениями. Потому, что невозможно рассказать несведущему о твоей жизни человеку, почему ты планировал так, а сделал иначе. Тем более, если ты полгода, каждый вечер, выпив пару-тройку стопок под ужин, планируешь рассчитаться с долгами, но утро или день ломает всё.

"Ага!"

Автор, довольно улыбаясь найденному объяснению, сунул планшетку в карман халата и вернулся на кухню. Сел на табуретку.

"Блин, помыть её надо".
Это о стекле микроволновки, хранящей сведения о тысячах прикосновений. Тысяча открываний с целью прогреть полуфабрикат. Не потому, что лень сварить супчик или нажарить котлет. А оттого,что когда накрывает словом, часто забываешь о том, что организму нужен ужин. Тыкаешь пальцем в планшет, записываешь, и иногда даже слюна течет непроизвольно от описаний необходимых по сюжету яств и напитков. Но тяга написания сильнее, и ты пишешь, и забываешь про то, что утром вторник, а не суббота, и что надо поесть. Пишешь до точки. И лишь потом осознаёшь, что голоден. Ну, и какие тут щи-борщи, котлеты? Чай, горячий бутерброд, сигарета, ритуал освобождения организма от жидкости - и в постель, срочно, блин, уже почти четыре, а завтра работа...

Автор крепко зажмурился, прогоняя из-под век тяжесть слипания глаз. И начал писать дальше.

"- Понимаешь, она мне говорила, что любит, - весело продолжал второй свой монолог. - И, не поверишь, говорила так, что я верил.
- Угу, - поддакивал первый, раздраженный тем, что второй всё время говорит, пользуясь особенностью ситуации и опьянением, вызванным радостью того, что разрешилась ситуация напряжённости между ними. Нет, первый готов был подождать ещё возвращения долга, не вопрос, тем более что пока не помирал с голода буквально и не цеплялся за копейку. Просто...
Что "просто" - первый не мог объяснить себе сам сразу, и отчасти злился и из-за этого - неумения понять свои истинные мотивы. А второй, радостью наполненный, говорил, рассказывая совсем неинтересные подробности своей жизни".

Автор оторвался от планшета и с тоской заглянул в бокал. Оставалось совсем на дне. Допить, покурить, чувствуя, как алкоголь разжижает кровь и от этого каждая затяжка прекрасна, и дописать.

Как описать кратко второго? Его состояние, его возвышенность именно сейчас, пусть алкогольно? Сочетанием прилагательных в связке с причастиями?

«Я сегодня трезво-грустен. А вчера был весел-пьян. Так скажи мне, моя муся, – Чем я лучше обезьян?».
Или «Хуже» будет лучше? «Чем я хуже обезьян?» Странно, но последняя строка обычно ставит точку в стихотворении. Объясняет предыдущее написанное. Ну, или последнее четверостишие.

Блин. Я ещё не начал рассказ, а уже увожу на коду. Надо покурить. Надо оторвать себя от размышлений от героев. Надо просто увидеть их.
Он снова вышел на балкон. Пятиэтажка напротив внизу радовала огнями. Кое-где до сих пор играли огнями огоньки гирлянд. Сложно писать о марте в начале февраля.

Внизу снова завыла собака. Тоскливо.

Он представил, как она сидит на снегу мохнатой попой и перебирает передними лапами, задирая морду к луне, не видимой за особенностями балконостроения, но присутствующей на небе в силу редкого атмосферного явления - отсутствия облаков.
Сидит и ждёт хозяина. Преданно, как умеют лишь собаки. И изредка взвывает, жалуясь на то, что хозяин задерживается, вознося молитву своим собачьим богам. Чтобы быстрее вернулся. Ведь тоскливо быть ненужным.

"Собачьи боги - хорошее выражение. Многогранное".
Автор поиграл этим словосочетанием в голове, примеривая на ситуации в жизни. Выходило всего пара шансов ввернуть придуманное в беседах. Маловато. Отложим.

Нет, запишу. Иначе забуду.

"Собачьи боги не благоволили нынче ей, большой чёрной суке неопределенной в полутьме породы, привязанной к дереву в глубине сквера. А если сказать конкретнее, ушли играть в покер, разыгрывая её дальнейшее существование ставкой.
Богов было трое. Гафгав, лопоухий и черномордый, отвечал за поголовье собак в этом мире. В его обязанности входил контроль над периодичностью встреч и случек. Лайлай был блюстителем порядка,отслеживание генетики и чистоты породы. Крупный торс и мощные лапы всегда были на страже. И Мика, богиня озорства.
Они играли в покер на судьбу этой суки".

Боги, какие, к собачьим богам, боги? Как мальчик покажет это в фильме? Актеры в костюмах собачек, но с человеческими лицами, чтобы аллегория была мощнее? С нимбами на проволочке. Десять минут на всё - а тут лишь на покер надо минуты четыре.

Он стёр написанное и задумался.

Юмор нужен. Вначале нужен юмор, не гэг спадением в лужу, а пара-тройка тонких шуток. А вот с этим у меня плоховато. Вообще никак, скажем честно. В голове отчего-то только шутки из "Масяни" вертятся.
- Мадам, зачем вы замужем? - За футболистом.
Или "Я же генерал не с неба упал".

Черт, дьявол, бесы-приспешники, опять тупик. Ну, не надо было пить, всё снова падает в ту же пропасть - кризис написания. Прям как в мультфильме "Фильм, фильм, фильм" - периодами. Муза возникла, муза пропала. И бег по стенам, и выкуривание одной за другой.

Муза. Это женщина с крылами.
И Пегас - он тоже окрылён.
Купидоны с острыми стрелАми
Носят перья.
Я лишь приземлён.

Вот отчего дурацкие стишки рождаются легко? Непринуждённо, в пару минут, из которых четверть - на исправление орфографии. А что-то серьёзное, по-настоящему "выстрел", не рождается никогда? Точнее, оно есть, оно живёт во мне, но я не умею его передать точно. Образы вечно расплываются, расползаются на неточность формулировок, на - не те слова, на - не там акцент.

Жалко собачку. Её уже привязали. Она одна. А эти двое всё никак не могут добраться до парка. А я уже не могу. Я пишу, тыкаю в планшет, выкуриваю по полпачки на пятьсот слов, а получается топтание на месте.

Автор с тоской взглянул на часы, боясь увидеть количество времени, оставшееся на сон. И был прав - увиденное не порадовало. Три с половиной часа забытья, потом новый день и штурм вершин зарабатывания денег. Времена злые, цены растут, люди кусаются.

"А я пытаюсь писать про любовь и жестокость. Кому это надо?", - мысленно усмехнулся он и пошёл спать.

5-7 февраля 2015 г.


Рецензии