Мистические подарки русских сказок. Заключение

Заключение.
Как видим, автор этого опуса вполне заслуженный и, наверное, вполне нормальный психолог.  Но с чего это она взялась выдавать подобный бред?
Думаю, что весь смак именно в её личной трагедии: «Я до сих пор нет-нет, да и вспоминаю тот проклятый день, что предше-ствовал потере ребенка. Я не сдержала своего счастья и поделилась новостью с людьми, с которыми не стоило. Обвинять их в сглазе – нелепо, глупо и безответственно, но они смачно удобрили в моей душе ростки сомнения, что я смогу выносить и родить ребенка не смотря на весь мой богатый медицинский анамнез. Я не смогла обеспечить моему малышу надежный, непроницаемый контейнер, не создала для свершения опуса герметичной алхимической реторты, и вот, Яга улучив момент унесла его – хватило всего-то нескольких капель яда – сомнения и страха в чужом голосе, да выраженного вслух опасения за мое здоровье.
Итак, золотое правило вынашивания всего нового – и близко не подпускать к нему чужаков, гнать поганой метлой, желательно у Яги и отобранной, все сомнения, помнить, что Пожирательница не дремлет.»

Нормальный человек сказал бы, что это трагедия. Несчастный случай. Ну или сглазили. Но  это не объяснение, поскольку великий Рок, что властен и нед богами и сглаз не влезают в научную картину мира ни каким боком. И разум, который не понимает как же и что случилось, требует понять. Он в панике, поскольку не знает к чему готовится. А религиозное смирение убито научным взглядом на мир. И вот он начинает придумывать механизм того, что же случилось, давая себе иллюзию контроля над ситуацией. А потом делится с нами этим открытием. Так что же случилось? Разум взял наиболее могучее орудие, что есть у него — психологию и стал выстраивать систему, которая описывала механизм случившегося. Что там случилось? Она испугалась, страх отворил ворота и Баба Яга вырвала не рождённую душу из её чрева. Я понимаю, что это — трагедия. И отнюдь не желаю ухмыляться по этому поводу, но вся эта система магии — иллюзия. Глупая и непоследовательная. Но именно по части трагедии я не испытываю ни чего кроме сочувствия и сострадания.  Так что займёмся магией.

С моей точки зрения ошибка первая и самая глобальная, попытка построить Общую Теорию Мира.  Я, лично, исхожу из того, что таковая если и возможна, то в очень отдалённой перспективе и живу, как жалкий шизофреник, с несколькими парадигмами в голове и некой шкалой их эффективного применения. То есть придерживаюсь той картины мира. Что лучше объясняет действительность.  Что позволяет мне, несмотря на вполне нормальное советское образование, достаточно свободно понимать  ту картину мира, что возникает в мифологии. Это особо важно, когда мы имеем дело с учениями, вроде психологии.  Почему психология учение? Потому, что она не наука. Наука пусть коряво, но пытается описывать реальные механизмы функционирования объекта исследования.  Психология же, не имея доступа к реальным механизмам функционирования психики, строит МОДЕЛИ, которые функционируют так же, как и психика в неких условиях, но не имеют ни чего общего с реальностью.  Именно по этому психологических моделей так много и они не совместимы.  Но пока они описывают движения психики и не пытаются вылезти в физический мир, они терпимы.  Я понимаю, что этим грешат не только психологи: термины гипноз, плацебо, самовнушение часто используют, что бы придать видимость объяснения. Поскольку ещё ни кто не объяснил, как гипноз может привести к тому, что человек может вытолкнуть несколько тонн и не сломаться. И волшебное слово самовнушение  мне говорит только о том, что мы не знаем как это случилось.
Автор же пошла совершенно особым путём: с её точки зрения у нас в башке театр, с неким набором актёров, которые разыгрывают несколько пьес, в зависимости от внешних условий или свойств подсознания. А результат пьесы выдаётся в качестве психических реакций или феноменов, вроде выкидыша. Причём желание получить власть над действительностью оказалось так велико. Что даже такая ходульная приобрела в её глазах свойства убедительности и истинности. Вся эта пьеса с Бабой Ягой  может быть подходящей моделью, но ни какого выхода на реальный мир. Так же как тираннозавр с экрана ни чего не может сделать физически. Сделать можем только мы сами.  И ни какая Баба Яга нам ничего, кроме как соврать, не может. Или разрушение модели моста в компьютере не приведёт к таковой в реальности. Автор же считает, что там у нас есть некий механизм, части которого персонифицированы мифологическими персонажами, причём он настолько объективен, что даже утраченные части мифологии можно восстановить, заглянув в тот театр, что играет в нашей черепушке. Да, у нас есть нечто похожее — некий симулятор действительности, который позволяет прогнозировать  и планировать, но он не генетически зафиксирован, а формируется в результате воспитания и обучения — люди слишком быстро изменяются и имеют слишком разнообразные условия существования, что бы генетика могла за этим хоть как то успевать. Это именно вбитая  обучением и культурой модель поведения. Да, в этой модели сотни разных слоёв, наиболее общие из которых называются архетипами, но они всё одно только факты нашей культуры, а не биологии. И именно этот факт даёт надежду той же психологии изменить даже их, с целью подстройки человека к нуждам общества. Получить так сказать постчеловека.

Чем славен человек? Тем, что обладает крайне многовариантной системой ответа на внешние условия, где сочетание самых разных систем приводит к тому, что ареал существования человека стала вся поверхность земли, а сейчас он рассуждает об освоении глубин океана и иных планет. То есть у него нет и не может быть врождённых инстинктивных программ реагирования на все возможные условия среды. Ибо стремительность изменения оной просто не оставляет шансов сформировать их опытным путём. Но даже здесь человек подчиняется общим биологическим законам. Грубо историю можно поделить на три огромных куска:
1. До героический период.
2. Период саморегуляции.
3. Постчеловеческий.

Чем славны каждый из этого периода? Условиями биосферы. В догероический период, человек существовал при явном доминировании в биосфере крупных хищников. Причём кое где он не кончился до сих пор: так многие деревни Африки по ночам реально берут в осаду хищники.  Да и на Дальнем востоке медведь в тайге — хозяин. Во время Великой Отечественной деревни брали в осаду волки.  Так что этот период не какой то там древний и невообразимый, а вполне нормальный. Эдакий вчерашний день. И это формировало как социальную организацию, так и психологическую. В этом смысле очень показательна разница вроде как одного персонажа: Зевса. Которого римляне называли Юпитером.  И если сюжеты их бесчисленных похождений весьма схожи, то вот психология самих персонажей весьма отличается: Зевс ведёт себя реально как доминирующий самец львиного прайда. Вот уж реально имеет всё что движется, а что не движется — движет и имеет.  При этом для людей он скорее враг, которого всячески задабривают. При этом его милость скорее от лени, чем от каких либо иных побуждений. Юпитер, при схожем желании обладать всем, что в юбке, относится к людям куда более благожелательно.  Часто им движет желание справедливости и сострадания. Он просто образцовый агнат — глава рода. То есть между Зевсом и Юпитером, точнее между формированием мифов о них, произошло нечто, что привело к тому, что из бога, владыки добра и зла, карающей десницы, он превратился в покровителя и справедливого судью.  А случился между ними век Героев, которые физически истребили крупных хищников так что люди перестали постоянно ощущать себя на войне, а эта постоянная внешняя угроза, которая персонифицировалась в Зевсе, и не факт, что он не был вначале львом, и только потом стал антропоморфным существом, перестала существовать. И был краткий миг свободы. После чего, согласно тем же законам биологии люди, ставшие вершиной пищевой цепи, перешли к другой стратегии — они стали воевать. Точнее человек стал самым главным врагом человека. И боги стали антропоморфными.  И вот теперь психология пытается формировать архетипы людей, делать их удобными для.. чего то. Правда люди сопротивляются, бузят, но это разделение на несовместимые подвиды, причём судя по всему даже биологически несовместимые подвиды, наметилось. Так что возможно элаи и морлоки, орки и эльфы не старые сказки, а наше будущее. И большинству уготована участь в лучшем случае морлаков. А в худшем — смерть.

Так что эта самая волна фентези, что захлестнула мировую культуру, просто осознание или отработка этих самых моделей, что хотят стать реальностью. Но им мешают старые, укоренившиеся модели.  И для успеха преобразования в постчеловека, надо их сломать. Иначе я не могу понять всю эту возню, что сейчас развернулась вокруг мифов, религии. Истории...  Сотни и тысячи вполне профессиональных и высокооплачиваемых людей,  занимаются тем, что ещё пару сотен лет назад назвали бы лабудой. А уловив тренд, им на подмогу рванули сотни и тысячи добровольных помощников, что с радостью ломают старые мифологемы. Причём это не мои фантазии: 20 век показал нам силу мифа, создав монстра, где всё, что я сказал пытались и воплощали в реальность. Опыт то был весьма успешный и не его вина, что у него не хватило сил одолеть другой миф, который предполагал, что человек может жить дальше как человек. Что несмотря на то, что европейская культура, так же как и советская, избавились от химеры Бога, он остался, просто стал невидим и от этого более опасным. Ему на подмогу пришли те, кого ещё недавно считали его врагами — выяснялось, что несмотря на все противоречия старых мифологем, у них есть одно общее — они могут быть только в психике людей. Более того, они уже притёрлись и носитель того же шаманского мифа самого кондового христианина принимает как собрата, а вот носителя неоязыческого мифа — как врага. Именно по этому и началась вся это вакханалия — из человека искореняют всё человеческое. И главное орудие тут НАСИЛИЕ. Причём не только физическое. Тело — это не весь человек. Точнее само по себе тело — это лысая и не очень приспособленная к миру обезьяна. Основное отличие человека у него в голове, тот коллективный опыт, те отработанные модели поведения, что нашему виду заменяют инстинкты.  Тот самый великий океан коллективного бессознательного, поскольку многое мы просто не осознаём вообще, получив в младенческом возрасте, о котором если и имеем, то самые расплывчатые воспоминания.  Но основная масса человеческого именно в нём. Лишись его мы перестанем быть людьми. Будем по другому мыслить, чувствовать, в тех же ситуациях будем принимать совершенно другие решения. Мы перестанем быть людьми. Может наша техносфера и требует чего то иного? Нам уже больше не нужны инстинкты охотников и воинов, мы же уже не лепим горшки и не зависим от огня, но при этом до сих пор обожаем возиться в грязи и сидеть у костра. Может мы станем лучше?  Я не буду ссылаться на опыт Третьего рейха, ибо он не столь однозначен: там человека возвращали на уровень Средних веков и Рейх должен был повторять Орденское государство, которая в свою очередь мыслилась как идеальная христианская версия Римской империи, так что тут во всей красе предстал именно постгероическая психология, когда люди,  лишившись внешней угрозы, стали строить из себя богов.  Но глядя на него можно задать вопрос: а для чего людям нужен бог? Любой.  И как не смешно, для того, что бы МОДЕЛИРОВАТЬ внешнюю угрозу. Что бы не превращаться из грозной и сплочённой стаи волков, в крыс, запертых в бочке.  Видимо период саморегуляции встречался у нас не раз в истории и каждый раз он оборачивался крахом. Наш коллективный опыт говорит, что период саморегуляции — самое отвратное время, но оно заканчивается чем то ещё хуже. И он каждый раз толкает на поиски бога. Так, мы видим две части Римской империи.  Западная, провозгласив себя высшим достижение цивилизации — что в принципе было не далеко от истины, смерть всех богов и что теперь они владыки мира, рухнула. Причём не в 480 году, а намного раньше, когда армия наёмников из вспомогательной, превратилась в основную, а затем в единственную. При это восточная, снова выставив себе эмулятор внешнего надзора, просуществовала до 15 века, то есть ещё 1000 лет и пала не прогнив до основания, а была уничтожена совместными усилиями турок, арабов и европейцев.  При этом при разделе она была намного хуже развита, чем Западная. То есть один этот факт говорит о том, данный архетип не просто важен, он критически важен для общества.  Та же самая история произошла и  с викингами. Несмотря на бодрые фильмы ББС, которые как доказанный факт приводят основания городов в Градарике викингам и захват всех земель до Каспия, в самих землях скандинавских стран городов не было. От слова совсем. Собственно что породило феномен викингов? Страстное стремление Карла великого сделать мир совершенным завтра, просто как наш Пётр Антихрист. Он после долгой войны с саксами, понял, что военное принуждение может быть не самая лучшая мера и ввёл запрет на торговлю с язычниками.  Да-да, уже тогда запад вводил экономические связи, уповая на то, что язычники захотят жрать и покорятся. А они по известным торговым маршрутам пошли добывать зипуна. То есть путём военно-силового принуждения получать недополученное.  И, поскольку виновницей своих бед, не без оснований, числили церковь, то весьма жестоко мстили. А потом поняли, что собственно на грабеже можно построить экономику.  Триста лет они грабили бывшую империю Карла. Те, кто до этого были просто мирными рыбаками  и торговцами, стали самой грозной военной силой на Севере Европы.  Но экономика грабежа подточила основы их языческой религии: боги не подходили к тому обществу, что выросло на грабительской экономике, справедливость и закон заменили дружинная сплочённость и наглость. Викинги сами стали грабить своё же население. А при этом внешней угрозы просто не было.  И общество само выбрало христианство, опять восстановив нормальное положение вещей.

Так что я могу сказать? Отказ от мифа внешнего контроля неблагоприятно сказывается на развитии общества. Это приводит к упадку и внутренним конфликтам настолько мощным, что общество перестаёт развиваться. Попытки смоделировать общества без данного мифа, а так же с глобальным изменением психологии вроде толерантности и голубой элиты, ювенальной юстиции — потерпели крах. Традиционные общества показали большую устойчивость и скорость развития. Теперь, судя по всему, будут попытки выстроить общество с совершенно иной психологией, при полном отказе от сохранения связей с традиционным обществом. Но это будет для правильного общества. А остальным так же постараются обрезать доступ к источникам их силы: истории, традиции и религии. Действия ИГИЛ по уничтожению археологических памятников, да и наш пожар, в котором пытались уничтожить исторические документы, очень даже вписываются в концепцию. Будут переписаны история народов. Многим там не найдётся место. Большинство литературных произведений так же пойдут в мусор — новому человеку их не понять, а быдлу они совсем ни к чему.

Вот как то так.


Рецензии