Все холмы да холмы

     Просыпалась в школу я всегда под музыкальную передачу «Опять двадцать пять» радиостанции «Маяк». Это моя тетя придумала будить таким образом, чтобы избежать моих заунывных воплей по поводу раннего вставания. Музыку я любила и огорчений от пробуждения не испытывала, а в этой утренней передаче   крутили модные эстрадные песни и мы всегда были в курсе новинок.

     После выслушивания этих двадцати пяти минут новинок, я поднималась с кровати и начинала медленно-активное собирание в школу. Завтрак проходил под выслушивание радиопередачи «Пионерская зорька». Окончание этой передачи я должна была услышать уже на пороге квартиры – все было рассчитано до минуты, а до школы дорога занимала минут семь (при нормальном шаге и без отклонений с маршрута). В школу надо было попасть за 15 минут до звонка, но это прохождение пути было всегда новым из-за разных обстоятельств: попутчиков, погоды и настроения.

     Но однажды случилось событие, которое запомнилось на всю жизнь. Вечером, вернувшись из музыкальной школы, я села за пианино, чтобы проиграть новые задания учительницы по специальности, одновременно  делая два дела сразу: играла на пианино и слушала радио. По областному радио шла передача о каком-то событии и слушателям предложили прослушать новую песню о Смоленске (муз. Писаренко, стихи Клочкова) в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Колокола». Мне было не так много лет, но песня меня очень поразила  своей мелодичностью и словами.  Сразу запомнилась  мелодия и первые строчки песни:

     Все холмы да холмы, словно шлемы солдат
     На просторах страны твои стены стоят,
     Город мой обласканный песнями и сказками….

     Какое там домашнее задание по музыке, этот вечер я посвятила подбору мелодии. На следующий день, я с «музыкантами» - девочками, учившимися в музыкальных школах, договорилась о поиске слов и нот этой песни. Несколько дней  поиски были безуспешными. Помогла  в этом опять моя тетя, которая работала на заводе «Аналитприбор» в патентном отделе.  Каким-то образом, через кого-то из заводской самодеятельности, она достала мне слова. Я еле дождалась ее прихода с работы. Слова были переписаны для подруг-музыкантов. В школе еще одна из девочек принесла слова – ее папа тоже работал на «Аналитприборе» инженером. Она вообще рассказала, что слова принесли ее папе с завода «Измеритель». И стали мы разучивать песню о Смоленске: слова  нам принесли, а аккомпанемент подобрали сами.
      Песни о Смоленске на официальном уровне звучали другие, а эту мало выпускали в эфир.  Это обстоятельство не помешало  песне о Смоленске  стать популярной.

     В  нашей школе проходили фестивали искусств, где каждый год выбиралась тема представлений. Именно в этот год, когда мы «Изучали» песню, нашему классу досталась тема войны 1812 года. Взяли мы небольшой отрывок из пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» (все помнят фильм Эльдара Рязанова  «Гусарская баллада», снятого по этой пьесе). 

     Небольшая инсценировка сопровождалась песнями из фильма и в конце, когда  речь зашла о победе России над Наполеоном, был исполнена эта песня о Смоленске. В зале  было темно, зрители (ученики нашей школы, родители, гости) сидели тихо.  На сцене стали проступать силуэты солдат 1812 года. И вот на авансцену, в яркий луч света, вышла я. Зазвучал тихий перебор гитары и я запела:

     Все холмы да холмы, словно шлемы солдат
     На просторах страны твои стены стоят,
     Город мой обласканный песнями и сказками,
     Ласковый.

     Когда пургой над Русью бушевали войны,
     Гремел Смоленск, гудел в колокола,
     И поднимался грудью, стеною крепостною
     на ратные бессмертные дела…


      За моей спиной, рядом со мной  выстраивались участники  инсценировки в настоящих театральных гусарских костюмах. Закончили мы песню все вместе.

     А сейчас с тополей то ли пух, то ли снег
     В обновленной красе ты стоишь на земле.
     Город мой обласканный ветрами и сказками,
     Ласковый.

     Едва нахлынет вечер, бирюзовым светом
     Вдоль улиц заискрятся фонари,
     И к вам спешат навстречу с улыбкою сердечной
     Мои смоляне, земляки мои.


     Зрители слушали внимательно, а потом долго аплодировали….
Вот так и запомнилась эта песня навсегда. А еще мне  кажется  что все, кто сидел в тот вечер в нашем школьном актовом зале, чувствовали себя причастными  к этому легендарному времени. Мы находились  в центре  нашего города, где происходили непосредственно исторические сражения, рядом с крепостной стеной и памятником защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года.

     Наша школа имеет огромную историю и основана была, в качестве гимназии в 1786 году: 2 августа 1786 года последовало «Высочайшее повеление» Екатерины II об открытии в 25 губерниях новых школ — народных училищ. В марте 1804 года, в соответствии с указом Александра I об открытии в каждом губернском городе гимназии, главное народное училище Смоленской губернии было преобразовано в гимназию; официальное открытие состоялось 26 марта 1804 года.
   
    В 1812 году, после сожжения Смоленска, занятия прервались и были возобновлены лишь в 1814 году, а в полном объёме — в 1816 году.

     И вот, будучи учениками этого старейшего учебного заведения области, носящего  имя Николая Михайловича Пржевальского, мы пели песню о нашем городе - история была рядом с нами всегда.

     Хоть за тысячу верст, хоть за сотни морей
     Жизнь меня занесет, не забуду огней
     Города любимого, под седыми липами,
     Милого.

     Здесь на днепровских кручах дерева до неба,
     Здесь люди сероглазы и добры,
     Здесь пахнет русским духом, румяным пахнет хлебом,
     здесь небо голубей голубизны.


Рецензии
К сожалению, Марианна Витальевна, это прекрасная песня очень редко звучит сейчас. Да, что там редко! Ее практически не слышно... Спасибо, что напомнили всем! Удачи!

Александр Муровицкий   15.02.2016 12:36     Заявить о нарушении