Время смыслов. Глава 48

1. В 48й главе мы продолжаем контекстологический анализ свидетельств современников (Булгаков, Скоропадский)о динамике развития идентичности в начале гражданской войны. Как я отмечал в предшествующей главе, Булгаков в своем повествовании выделяет три группы образованного русского населения в Киеве 1918 г. В прошлой главе я рассматривал его негативно саркастическое и в тоже время довольно реалистическое изображение старой российской элиты, и присущего многим из ее представителей эгономного типа идентичности CFD. Этот тип идентичности выступает здесь главным образом не в чистом виде, поскольку в условиях гражданской войны и германской оккупации эта элита явно утрачивала свою власть и влияние, а в виде одного из продуктов  диффузии эгономных самодостаточных контекстных факторов из контекстного поля власти F вниз по центральной инструментальной линии FH.

2. Эта диффузия и создавала отмеченные мной в предшествующей главе вторичные типы идентичности,такие как волюнтаномика  и гедономика.Общей чертой этих типов идентичности и их источника эгономики была самодостаточность, сосредоточенность на узких личных и групповых интересах, неспособность и нежелание осуществлять какое либо контекстное опосредование,участвовать в общественных начинаниях выходящих за рамки этих интересов, даже тогда,когда эти начинания (такие как борьба с большевиками),соответствовали их собственным общим настроениям и желаниям.Естественно,что такая раздробленная и самодостаточная группа населения, сохранившая властные политические претензии,но не готовая подкрепить эти  претензии никаким личным вкладом в борьбу против  общего противника (большевиков и украинской Директории)не могла служить серьезной опорой гетманского режима.

3.Кроме того бесконечные колебания самого этого фрагментированного (согласно классификации контекстных факторов)режима, между заявлениями о федеральной ассоциации с будущей Россией и насильственной украинизацией, настраивавшей против него русскоязычные киевские круги, между упорным нежеланием формировать русские воинские части из тысяч находившихся в городе и готовых воевать фронтовых офицеров и юнкеров и стремлением схватиться за эти части,как последний шанс на спасение,когда на Киев шли войска петлюровской Директории, восстанавливали против гетмана не только старые имперские элиты, но и многочисленное русское фронтовое  офицерство.

4.Об этой ситуации герои романа Булгакова рассуждают довольно много.Но кто же были эти офицеры,какое место занимали они в исторической динамике идентичности? Для ответа на этот вопрос,который займет несколько следующих глав мы воспользуемся свидетельствами Булгакова и Раевского. Такое большое внимание к этому вопросу связано с тем, что для ответа на него нам придется сравнить это белое фронтовое офицерство с их красными противниками, среди которых,как мы увидим, тоже было немало выходцев из российского среднего класса и интеллигенции. Поскольку такое сравнение по существу и дает нам ключ к пониманию  динамики идентичности в эпоху гражданской войны, мы будем разрабатывать эту тему подробно.

Конец главы.


Рецензии