Все ли связывают свою жизнь с профессией

ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ: КТО ТЫ?
ИЛИ
ВСЕ ЛИ СВЯЗЫВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЬ С ПРОФЕССИЕЙ?

    Всё чаще задаюсь вопросом: почему школьники выбирают профессию журналиста? Неужели бесстрашное желание познать неведанное, разоблачить кого-то, навести порядок? Или просто получить заветную «корочку» и пойти работать продавцом, потому что там теплее, выгоднее по финансам, безопаснее? И все ли школьники доходят до конца? Все ли наши детские мечты не разбиваются о борт непростой реальности? Все ли ваши однокурсники остались и тем более состоялись в профессии?
Скажу прямо, еще со второго курса часто слышала от одногруппников, что поступили они с целью получить заветную корочку, а сами давно работают продавцами (простите, менеджерами, как сейчас модно говорить для значимости). И думаете я их осуждаю? Нет. Они так и говорят: зачем мне гнуть спину и корячиться за какие-то десять штук, если здесь в теплом месте я получу в два, а то и в три раза больше? Продажные? Продались? Нет. Приспособились. Приспособились к жизни.
Вот нарисуем портрет среднестатистического журналиста. Вечно взъерошенный, теряющийся в пространстве, голодный, худой, бездомный, с глазами как у панды, никогда не успевающий выспаться, загнанный… существо. Именно таким его видят многие люди. Это нам с вами кажется, что мы несем глобальную миссию – защищаем и просвещаем общество (а надо ли это обществу-то?). Сама я не считаю, что принесла себя в жертву журналистике, я просто сделала ее смыслом своей жизни, больше десяти лет назад. Но это должен быть собственный выбор, именно ваш выбор, и вы должны осознать, что трудности будут и быть готовыми к ним (а трудности есть всегда и везде).  Просто знаю, что многих родители отговаривают от этого выбора (благо, мне повезло с поддержкой моих родителей), а некоторых, наоборот, толкают на это (может реализуя свои несостоявшиеся мечты)… Это не верно. Ни то, ни другое нельзя назвать правильным.
Итак, порассуждаем. Для моей одногруппницы Анны Г. журналистика больше не осознанный выбор, а желание получить образование, и свою дальнейшую жизнь связывать со специальностью она не планирует. Сфера интересов Ани – литературное творчество, которого в современной журналистике она не видит. Соглашусь с ней. Сейчас процветает иная журналистика: криминальная, политическая и спортивная. Но процветает уже не так, как раньше. Потому что уже давно нигде ничего не процветает… А творчество, литература, культура – ушла даже не на второй план.. Грустно, лично мне ближе культура. Сейчас Аня пишет прекрасные стихи и прозу, потому что считает современную журналистику не творческим процессом, а скорее штамповочно-фабричным. И хочется ей, конечно, в этом мнении ошибиться… А в ее сознании журналистика – «жизненная философия», которая вмещает в себя «множество ипостасей бытия», поэтому каждый в этом находит то, что поможет ему в будущем, даже если его сфера интересов лежит абсолютно в иной плоскости. Нельзя научить чувствовать, переживать, нельзя академически привить талант. Это не наука. Это либо есть, либо этого нет. У Ани немного другие интересы… Кто знает, а  вдруг совсем скоро она станет известной писательницей и ее прозу будут охотно читать, вдруг именно в этом ее призвание. Самое главное вовремя понять и осознать – в чем твое признание, в чем смысл твоей жизни и чем тебе действительно интересно заниматься в этой жизни.
А вот для моей другой однокурсницы, кстати героини моего материала в КМЖ пару лет назад, Анастасии Коломенцевой журналистика – осознанный выбор. Как она признается, это даже не просто выбор, а настоящая жизненная миссия. Она мечтает связать свою жизнь с этой профессией, но пока занимается цветочным бизнесом. Надеется со временем реализовать свою мечту и открыть свою газету, хотя бы коммерческую. Понимаю я Настю, ведь честным и порядочным журналистам тяжело, если ты не покупаешься – тебя начинают ломать, заставлять что-то делать, поэтому таким успешным и целеустремленным, со своей точкой зрения, лучше сразу идти не в журналисты, а редактором. Но обе мои однокурсницы (да и не только они) пришли к выводу, что далеко не все работают по специальности. Причины схожи с моим личным взглядом, о котором я писала выше (и в перую очередь, недостойная оплата труда)…
А вот и другой пример. Анна Новикова занималась студией журналистики. Но студию пришлось закрыть. Причем не по причине того, что людям стало не интересно в ней заниматься. Причина банальна и избита – финансы, а точнее их отсутствие. И теперь девушка уже не занимается журналистикой, хотя признается, что если бы была такая возможность и время, то с удовольствием продолжила бы писать материалы. При этом подчеркивает, что связать с  этой профессией жизнь досаточно непросто. Уверенна в том, что на факультетах журналистики можно получить только полезные связи. Немного не соглашусь с этим высказыванием. Сама училась на журналиста, и как-то связями не обзавелась. Полезную и нужную информацию, конечно, человек должен добывать для себя сам. Зачастую лекции – просто для сдачи экзамена. Не все лекции могут пригодиться в жизни. А вот с тем, что журналистика – это, в основном, практика – конечно, соглашусь полностью.
Печально, но многие мои знакомые и не знакомые журналисты уходят из профессии, меняя ее на бизнес и рекламу, чтобы хоть как-то прокормить семью и реализовать свои материальные желания. В провинции многих вынуждает власть и властьимущие. Да много разных причин и личных, и не личных. Суть одна – мельчает журналист и журналистика… Спасти ситуацию могут  идейные энтузиасты, готовые безвозмездно помогать обществу, рискуя жизнью, здоровьем, но которых нельзя сломать. Таких всё меньше и меньше. Но они есть. И будут. Я надеюсь. Хочу надеяться и верить в это.


Рецензии